Так зло и поэзия совместимы?..
Читать его надо и в юности, и в глубокой старости. И в богатстве, и в бедности.
В бедности особенно. (Мадам Хельга о стихе Кушнера)
Реплика:
Бедность всегда показатель поражения у мещан, а когда они приходят в искусство, то любимое их дело с плаксивым сочувствием говорить, вот художник жил, славился, а умер в глубокой бедности, никому не нужный.. И крокодиловы слезы.
Так зло и поэзия совместимы?.. Равнодушие и поэзия совместимы?.. Такой вопрос возникает после прочтения стихотворения Александра Кушнера "Никто не виноват" Это настолько сложный вопрос, что ответить на него совсем не просто. Стихотворение полностью подходит под понимание поэзии, формы, содержания, образов... Но... Здесь, на мой взгляд, с самим назначением поэзии вступает в противоречие главная идея... Поэзия это устремление к свету, к идеалу, а здесь падение в мрачность, безысходность, отстранённость. Как бы идея существования разрушения есть природа нашего мира, и мы должны с этим смириться, принять и жить дальше... Это противоречит смыслу поэзии, как если бы искусство служило монстру разрушения и зла.
АЛЕКСАНДР КУШНЕР
***
Никто не виноват,
Что облетает сад,
Что подмерзают лужи,
Что город мрачноват,
а дальше будет хуже.
Никто не виноват,
Что в Альпах камнепад,
в Японии — цунами,
Что плачут стар и млад
И страшно временами.
Никто не виноват,
Что есть смертельный яд,
Что торжествует зависть,
Что обречен Сократ.
Что пыль стирает запись.
Увы, такой расклад.
Никто не виноват,
Что ласточки над морем
Летят, куда хотят,
В сиянье и фаворе!
Что нам никто не рад
В созвездии Плеяд,
Что если б мы узнали,
Что кто-то виноват,
Счастливей бы не стали.
1962
Идея идет вразрез с самим духом и назначением поэзии. Мир всегда был разделен на добро и зло. Мир и войну. Почему искусство выбрало пусть служению добру и миру, а не злу и войне?.. Потому что стремление людей к справедливости было сильней природного эгоизма. И люди стремлюсь в искусстве отразить свои устремления. Искусство не может служить ни мамонте, ни силам зла. Идея искусства - сражения со злом. Можно победить, можно проиграть, но нельзя стать на сторону зла… Равнодушие, принятие зла как данность, которое отразил Кушнер в стихе, не может быть поэтической идеей. Это может быть философией, с констатацией факта, но не поэзией, где поэт гневно осудит и зло, и войну, и равнодушие.
Свидетельство о публикации №225102500934
