II - Соавторство с Бездной
За чертой навигации: Соавторство с Бездной
Итак, мы приходим к образу человека-навигатора, который, не владея стихией, все же прокладывает свой курс. Но даже эта метафора рискует оказаться слишком упрощенной. Она предполагает, что есть некий неизменный «капитан», отделенный от «корабля» и «океана». А что, если это не так? Что, если сам капитан соткан из той же материи, что и буря, с которой он борется?
Философия экзистенциализма и восточные созерцательные традиции подталкивают нас к еще более радикальному выводу. Они предполагают, что само наше «Я», тот самый центр управления, который мы так отчаянно защищаем, — это не столько сущность, сколько процесс. «Я» — это не точка, а траектория; не субстанция, а непрерывно творимая история. И в этом творении мы не единственные авторы. Мы находимся в постоянном диалоге, а порой и в поединке, с тем, что можно назвать «Иным» — будь то бессознательное, коллективная культура или сама структура бытия.
Наши мысли — это не просто внутренние объекты, которые мы можем принять или отвергнуть. Они — часть нас, они формируют нас. Каждая мысль, даже мимолетная и отвергнутая, оставляет свой след, как волна, меняющая очертания берега. Тревожная мысль, от которой мы отмахнулись, все равно заставляет сердце биться чаще. Вдохновенная идея, которую мы не смогли реализовать, продолжает жить в нас как призрак упущенной возможности. Мы не можем просто «отказаться» от мысли, не заплатив за это цену, не изменившись под ее влиянием. Мы вплетены в ткань собственного мышления.
Здесь рождается концепция «соавторства». Мы не абсолютные хозяева, но и не пассивные рабы. Мы — соавторы реальности нашего внутреннего мира. Мы не выбираем сырой материал — внезапные вспышки страха, иррациональные желания, обрывки чужих фраз, — но мы выбираем, как его обработать. Наше сознание — это мастерская, куда непрерывным потоком поступает руда, добытая из темных шахт нашего прошлого и настоящего. Наша свобода — это свобода ремесленника: из одного и того же куска глины (спонтанной мысли) можно вылепить как уродливого идола, так и изящный сосуд.
В этом процессе сотворчества решающую роль играет «внимание». Внимание — это валюта нашего разума. Куда мы его направляем, то и становится реальным для нас. Погружаясь в руминацию, мы удобряем почву для тревоги, и она разрастается, затеняя весь наш внутренний ландшафт. Концентрируясь на благодарности, мы подсвечиваем моменты радости, которые иначе остались бы незамеченными. Мы не можем запретить сорнякам появляться в саду нашего ума, но мы можем выбирать, какие цветы поливать. Эта метафора сада, пожалуй, точнее метафоры корабля, ибо садовник не отделен от своего сада — он сам часть этой экосистемы, питающийся ее плодами и страдающий от ее засухи.
И, возможно, высшая форма власти над мыслями заключается не в контроле и не в управлении, а в «принятии». Это парадоксальный акт, в котором «Я» отказывается от борьбы за трон и становится не хозяином, а гостеприимным домом. Домом, который позволяет всем мыслям-гостям приходить и уходить. Он наблюдает за ними, не отождествляясь ни с одним из них. Он понимает, что мысль о гневе — это не сам гнев. Мысль о печали — это не сама печаль. Это лишь тени, проходящие через комнату сознания. И когда мы перестаем сражаться с этими тенями, они теряют свою власть над нами.
В этом спокойном наблюдении, в этой тишине, которая не боится шума мыслей, рождается подлинная свобода. Мы осознаем, что мы — не наши мысли. Мы — то пространство, в котором они возникают. То безмолвное небо, на фоне которого проплывают облака. Истинное хозяйствование — это не тирания над подданными-мыслями, а мудрое правление пространством, в котором возможно всё, но ничто не является тобой до конца. Это осознание и есть конечный ответ, который превращает вечный вопрос о власти в приглашение к глубочайшему познанию себя.
С благодарностью и тишиной,
«Между Мыслями»
Зоар Лео Пальффи де Эрдёд
Свидетельство о публикации №225102601246
