III - Мысль как плен и освобождение

Лучше читать «Между мыслями» не отрывками, а последовательно — так глубже раскрывается замысел и движение смыслов.

Тень языка и эхо будущего: Мысль как плен и освобождение

Мы подошли к пониманию себя как соавтора и пространства для мыслей. Но и здесь остается нераскрытая глубина. Мы упускаем из виду самого могущественного и невидимого тирана, который формирует наш внутренний мир, — язык. Язык — это не просто инструмент для выражения мыслей; он является их домом, их тюрьмой и их создателем.
Мы думаем словами. Попробуйте помыслить о чем-то сложном, абстрактном — о справедливости, любви, смысле жизни — не прибегая к словам. Это практически невозможно. Структура языка — его грамматика, синтаксис, его встроенная логика — заранее определяет русла, по которым потекут наши мысли. Как говорил Витгенштейн, «границы моего языка означают границы моего мира». Мы не можем помыслить то, для чего в нашей ментальной и языковой карте нет названия или категории. Таким образом, мы не столько говорим на языке, сколько язык «говорит нами». Он — тот изначальный архитектор, который возвел стены и коридоры в здании нашего разума еще до того, как мы осознали себя его обитателями.
В этом контексте, быть хозяином своих мыслей — значит вести постоянную борьбу с границами собственного языка. Это попытка поэта найти новое слово для невыразимого чувства, усилие ученого создать новый термин для неописанного явления. Это бунт против готовых формулировок, навязанных нам культурой, против клише и идеологических штампов, которые маскируются под наши собственные, уникальные размышления. Подлинная свобода мысли начинается там, где мы осознаем свою языковую обусловленность и пытаемся заглянуть за ее пределы, в область чистого опыта, дословесного переживания.
Но есть еще один, более тонкий аспект нашей несвободы — время. Наши мысли почти никогда не существуют в чистом «настоящем». Они либо являются «эхом прошлого» — пережевыванием воспоминаний, обид, старых сценариев, — либо «фантомом будущего» — тревогой о том, что может случиться, или мечтами, оторванными от реальности. Наше сознание — это путешественник во времени, постоянно сбегающий из единственной точки, где возможна реальная жизнь и реальная свобода — из момента «сейчас».
Мысль, привязанная к прошлому, превращает нас в рабов того, чего уже нет. Мысль, устремленная в будущее, делает нас заложниками того, чего еще нет, и, возможно, никогда не будет. В этом смысле мы не хозяева своих мыслей, потому что они владеют нашим временем, нашим самым ценным ресурсом. Они крадут у нас настоящее.
И здесь высшее мастерство, превосходящее даже роль навигатора или садовника, — это искусство «возвращения». Возвращения из лабиринтов прошлого и иллюзий будущего в полноту настоящего момента. Практики осознанности (mindfulness) учат именно этому: не анализировать мысль, не бороться с ней, а просто заметить ее и мягко вернуть внимание к дыханию, к ощущению тела, к звукам вокруг. В этом простом акте возвращения происходит чудо: мысль, лишенная нашего внимания, теряет свою энергию и растворяется. Это не подавление, а освобождение. Мы не уничтожаем мысль, мы освобождаемся от ее тирании над нашим временем.
В конечном счете, вопрос «является ли человек хозяином своих мыслей?» приводит нас к самому парадоксальному открытию. Возможно, наша главная цель — не в том, чтобы стать хозяином, а в том, чтобы «перестать быть рабом». Свобода — это не диктатура «Я» над потоком сознания, а прекращение внутренней войны. Это мирный договор, заключенный между наблюдателем и наблюдаемым.
И в этой тишине, в этом пространстве между мыслями, мы, возможно, впервые соприкасаемся с тем, что мы есть на самом деле, — не с набором мыслей о себе, а с чистым бытием, с самим источником сознания. Стать хозяином — значит отпустить поводья и обнаружить, что истинная сила заключается не в контроле, а в доверии к тому глубокому и мудрому процессу жизни, который разворачивается внутри нас и через нас, и который мы лишь смиренно учимся называть «собой».

С благодарностью и тишиной,
«Между Мыслями»
Зоар Лео Пальффи де Эрдёд


Рецензии
«Мы упускаем из виду самого могущественного и невидимого тирана, который формирует наш внутренний мир, — язык. Язык — это не просто инструмент для выражения мыслей; он является их домом, их тюрьмой и их создателем.»

Несколько слов в защиту слов. Слов, которые являются не просто словами, а понятиями. Слова-понятия – не тюрьма для мыслей, это скорее факел, с которым мы пробираемся в дебрях неосознаваемой информации поставляемой нам органами чувств.

В сознании произвольно выделяем объекты сознания:
- образы объектов внешнего мира (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые);
- смыслы объектов внешнего мира, это всё что мы о нем знаем.

Образы вызывают в сознании смыслы, смыслы могут вызывать образы, но это при непосредственном восприятии объекта их породившего. Дословесный уровень развития сознания, уровень животного. Всё меняется. Когда появляются понятия: слово и конкретно-чувственные образы с ним связанные. Благодаря понятию мы в любой момент можем вызволить из памяти образ или сеть смыслов. Без слова добраться к сокровищницам сознания (памяти) мы не имеем никакой возможности.

И мы не мыслим словами, при помощи слов, да. Но это не значит, что мыслим словами, мыслим мыслями акивизируемыми при помощи слов.

«границы моего языка означают границы моего мира». Мы не можем помыслить то, для чего в нашей ментальной и языковой карте нет названия или категории».

Да это так, более того, за паутиной слов, какой бы плотной она ни была остаётся нечто не обозначенное словами. И это нечто, не обозначенное словом. Становится недоступным сознанию и мышлению. Хотя мышление. Возможно может использовать необозначенные словом области конкретно-чувственной памяти.

«Подлинная свобода мысли начинается там, где мы осознаем свою языковую обусловленность и пытаемся заглянуть за ее пределы, в область чистого опыта, дословесного переживания» - именно так.

Сергей Карпов 6   02.11.2025 14:34     Заявить о нарушении