IV - За пределами Я

Лучше читать «Между мыслями» не отрывками, а последовательно — так глубже раскрывается замысел и движение смыслов.

За пределами «Я»: Мысль как событие во Вселенной

Мы прошли путь от иллюзии полного контроля до осознания себя как соавтора, пленника языка и времени. Но даже в этой сложной картине сохраняется фундаментальное допущение: существует некий «я», который наблюдает, борется, принимает или возвращается в настоящее. Современная нейрофилософия и передовые интерпретации физики ставят под сомнение даже этот последний оплот нашей идентичности.
Что, если «я» — это не сущность, а всего лишь полезная иллюзия, созданная мозгом? Нейробиологи, такие как Дэниел Деннет или Сэм Харрис, утверждают, что наше ощущение себя как единого, непрерывного автора наших мыслей — это постфактум-интерпретация. Мозг — это децентрализованная система, состоящая из множества конкурирующих модулей. Мысль «я хочу чаю» не рождается в некоем центральном «командном пункте». Скорее, это победившая коалиция нейронных ансамблей, которая, пробившись на авансцену сознания, маркируется удобным ярлыком «мое желание». Сознание в этой модели — не столько режиссер, сколько пресс-секретарь, который выходит к публике и озвучивает уже принятое за кулисами решение, выдавая его за свое собственное. Мысль случается, а мозг задним числом конструирует историю о том, что это «я» ее подумал. В этом свете вопрос о «хозяине» становится бессмысленным: как можно быть хозяином того, что ты сам себе лишь приписываешь?
Эта идея перекликается с некоторыми интерпретациями квантовой механики. На субатомном уровне мир существует не в виде определенных объектов, а в виде облака вероятностей, которое «коллапсирует» в конкретное состояние лишь в момент наблюдения. Если наше сознание и мозг в конечном счете подчиняются этим же законам, то что есть мысль до того, как мы ее «подумали»? Возможно, это лишь одна из бесчисленных потенциальностей в квантовом поле нашего разума. И акт «мышления» — это не создание, а лишь фиксация, «измерение» одной из этих вероятностей. Кто или что производит этот выбор? Является ли он актом нашей воли, или же это фундаментальная случайность, встроенная в ткань самой реальности? Мы снова сталкиваемся с пределом, где наше интуитивное понимание причинности и авторства растворяется.
Именно на этой границе, где рушатся все концепции, философия смыкается с мистическим опытом. Во всех духовных традициях существует понятие «растворения эго» или «единения с Абсолютом». Это состояние, в котором дуальность «я» и «мысль», «наблюдатель» и «наблюдаемое» исчезает. В такие моменты человек переживает себя не как отдельный ум, генерирующий мысли, а как само поле сознания, в котором мысль возникает как локальное событие, подобно тому как в океане возникает волна.
Волна — это не нечто отдельное от океана; это сам океан в движении. Так и мысль — это не нечто, принадлежащее «мне»; это Вселенная, мыслящая сама себя через локальную структуру, которую мы называем «мозгом». В этом переживании нет ни хозяина, ни раба. Есть только единый, целостный процесс. «Мои» мысли оказываются не более «моими», чем биение «моего» сердца или вращение «моей» планеты. Это события, происходящие в более широком контексте бытия, в котором «я» участвую, но которым не владею.
Таким образом, наш путь к ответу на изначальный вопрос превращается в лестницу восхождения и последующего растворения:
1.  Сначала мы — наивные «хозяева», уверенные в своем всемогуществе.
2.  Затем — озадаченные «навигаторы», борющиеся со стихией.
3.  После — смиренные «соавторы», работающие с данностью.
4.  Далее — пробужденные «наблюдатели», не отождествляющиеся с потоком.
5.  И, наконец, мы приходим к осознанию себя как «самого потока», как неотъемлемой части бытия, в которой мысль — лишь одна из форм его вечного танца
Является ли человек хозяином своих мыслей? Нет. Но он может прийти к такому состоянию, в котором этот вопрос теряет всякий смысл. Потому что тот, кто мог бы быть хозяином, и то, чем он мог бы владеть, сливаются в непостижимом единстве, имя которому — Жизнь. Истинная свобода — это не власть над мыслью, а освобождение от самой идеи власти.

С благодарностью и тишиной,
«Между Мыслями»
Зоар Лео Пальффи де Эрдёд


Рецензии