Ксенофонтий Петрович Златогорский
Во время гражданской войны Ксенофонт Петрович оборонял Царицын от белогвардейцев, работал на телеграфе в штабе 10 стрелковой дивизии, где и познакомился с работавшей там же своей будущей супругой Олимпиадой Васильевной Шишкиной. Гражданская война для него продолжалась с июня 1918 года по декабрь 1922 год.
С декабря 1922 года состоя в сане диакона при Покровской церкви села Верхне-Погромное Царевского уезда Астраханской губернии. В сентябре 1923 года Ксенофонт Златогорский был посвящен в священнический сан обновленческим «епископом» Царицынским Тихоном (Русиновым) и стал настоятелем в своем храме. Служил он честно, в 1926 году был награжден набедренником, а в 1929 скуфьей.
В 1927 году отца Ксенофонта согласно его прошению перевели в Покровский молельный дом маленького хутора Бурковский, расположенного в 4 км от поселка Красная слобода.
Между тем, гонения на Церковь все усиливались – храмы закрывались, священники арестовывались. В 1930 году «за контрреволюционную деятельность» по ст. 58 п. 2. осудили его отца — Петра Ивановича, отправив на 3 года в ссылку. Возможно поэтому отец Ксенофонт вышел за штат в 1931 году. В 1933 Петр Иванович вернулся из Северного края и до второго ареста в мае 1940 года проживал в Красной Слободе. По некоторым данным, в 1933 отец Петр служил в Крестовоздвиженской церкви города Сталинграда.
После выхода за штат Ксенофонта Петровича родители его супруги в 1936 году купили дом на улице Илекской недалеко от Свято-Духовского монастыря у трампарка и областной больницы. Вероятно, сюда и переехала семья Златогорских (известно, что в 1940 году он жил в Сталинграде и работал в облпромкооперации счетоводом).
Но вот грянула война и 21 февраля 1942 года заштатный священник был призван Дзержинским райвоенкоматом Сталинграда и служил во взводе управления (ВУД) 3-го дивизиона 771 артполка 248 стрелковой дивизии 9 стрелкового корпуса. В красноармейской книжке указано его образование – 6 классов и должность до призыва – «бухгалтер-ревизор». Также там написаны его должности – сначала «повозочный», потом с 24.06.1944 — «каптенармус-фуражир» в звании младший сержант, а победной весной 1945 – «химический инструктор» 122 мм батареи. В июле 1944 года он стал сержантом, а в июне 1945 – старшим сержантом.
Несмотря на приличный возраст и совсем не боевые должности, воевал отец Ксенофонт просто геройски. В 1942 году воевал на Кавказе, за что позже и получил медаль «За оборону Кавказа». В 1944 он удостоился благодарности Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина «за боевые действия в боях по освобождению городов Никополя, Николаева и Одессы», а в 1945 еще трех благодарностей – «за отличные боевые действия при пересечении границы Германии и вторжении в пределы Бранденбургской провинции», «за участие в прорыве обороны немцев и вступлении в г. Берлин» и «за овладение столицей Германии городом Берлин». В конце войны на его груди сияли еще медали «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». В фондах музея-панорамы «Сталинградская битва» хранится множество документов, связанных с героической жизнью батюшки. Родственники передавали некоторые материалы о нем и в комиссию по канонизацию святых Волгоградской епархии.
Его подвиги были отмечены и орденами. Так, в наградном листе на орден Красной Звезды говорится: «В бою 6 февраля 1945 года на плацдарме на западном берегу реки Одер в районе местечка Гросс-Нойендорф Бранденбургской провинции Германии, сержант Златогорский находился у орудия, стоявшего на прямой наводке в боевых порядках пехоты. Во время отражения в тот день шести яростных контратак противника, сержант Златогорский своей четкой и быстрой работой за двоих номеров в составе расчета обеспечил такой темп огня, в результате которого огнем орудия было подбито: один танк, один бронетранспортер, три пулемета с их расчетами, рассеяно и частично уничтожено до взвода контр-атакующей пехоты противника, что способствовало удержанию и расширению плацдарма».
В другом наградном листе на орден сказано: «Во время наступательных боев западнее Кюстрина при прорыве укрепленной линии противника 19.04.1945 года под городом Буков он заменил выбывшего из строя наводчика и действуя в составе орудийного расчета прямой наводкой уничтожил танк, два бронетранспортера и рассеял до взвода пехоты противника». Но вместо ордена Славы его наградили орденом Отечественной войны II степени
Вернувшись к мирной жизни, он продолжил свое служение и в апреле 1947 года был через покаяние принят в Церковь архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом (Ставицким). Его назначили настоятелем Покровского молитвенного дома в пос. Средняя Ахтуба, а с 1949 по 1960 год он служил в Никольском приходе Краснослободска. По воспоминаниям прихожан, отец Ксенофонт обладал мощным и красивым голосом. Пасхальное облачение протоиерея Ксенофонта Златогорского хранится в приходском музее Никольского храма.
Свидетельство о публикации №225102601436