Художник Турицын, его дом, его ученики
опубликовано в ж Урал 2009
В Уфе до конца 19 века, до открытия 8 сентября 1888 железной дороги, главным путем являлся речной – прибывающим сразу с пристани открывался вид на огромный белый храм в византийском стиле – главный храм города, Смоленский собор. Так делают во всех городах - приплывающие с моря или реки должны увидеть главную достопримечательность : в Лиссабоне входящие с океана в устье Тежу видят роскошную арку , ведущую к авенида да Либердаде , а перед ней величественный памятник королю Жуану I; в Барселоне у Старого порта – стоит Мирадоре ( от исп. обозревать) , памятник Колумбу.
Император Александр I по пути в Оренбург на уральские заводы посетил Уфу и пробыл здесь три дня – с 16 по 18 сентября 1824 года. Сменив дорожный костюм в доме станичного атамана Данилы Патронина и подарив его супруге и дочерям бриллиантовые украшения, император сначала поехал в Смоленский собор. А на третий день своего пребывания в городе заложил первый камень в основание храма Святого князя Александра Невского. Улица, на которой основан храм, тогда , в начале 19 века, хотя и имела одно направление – с юга на север, носила три названия: Семинарская, далее Ярмарочная, и лишь затем Александровская, однако это последнее стало в дальнейшем ее основным названием вплоть до 1918, когда ее переименовали в улицу Карла Маркса. Доминантой ее был огромный помпезный собор. Конечно, при советской власти он был снесен. Теперь там Дворец профсоюзов. Квартал, о котором пойдет речь, открывала Большая Сибирская гостиница 1900 года , теперь в ней Дом офицеров. Затем шли доходные дома Меклера в три высоких этажа. А далее еще одна доминанта - из маленького Электрического переулка открывался вид на красивое двухэтажное здание с чугунным балконом - дом С.П.Давыдова, владельца мебельных мастерских. Дом имел форму буквы П, и лишь задняя часть была одноэтажной. Часть, что выходила на улицу, была когда- магазином с большой витриной, а рядом - арка , ведущая во двор. При советской власти в нем были разные учреждения, затем весь дом превратился в коммуналки, а в 1938 там получил отдельную однокомнатную квартиру ( таких на весь двор было три) выпускник Московского Художественного института имени Сурикова, единственный на всю Уфу с таким художественным образованием - Николай Васильевич Турицын. Помню его диплом, по -старинному выданный в виде плотного гербового листа бумаги, подписан самим Грабарем. Его учителями были также Матвей Алексеевич Добров ( офорт), Владимир Андреевич Фаворский(графика), Николай Петрович Крымов ( живопись).
Наверное, его диплом был одним из первых, выданных институтом. Дело в том, что после революции станковое искусство стало ненужным, акцент делался на декоративное. ВХУТЕИН ( Всесоюзный художественно-технический институт) стал сначала декоративным, затем текстильным и наконец полиграфическим. Это было единственное место, где можно было получить образование в области графики. Туда Николай Турицын поступил после московского рабфака. Затем полиграфический стараниями и авторитетом Грабаря был преобразован в институт изобразительных искусств, в 1934 он был назначен его директором. Тогда часть студентов исключили, но перспективных - в их числе папу – оставили. Надо заметить, что сведения в вики и энциклопедии бывают не совсем точными, а эти - взяты мною из воспоминаний выпускника 1939 года заслуженного деятеля искусств России профессора Михаила Николаевича Алексича (1910-1988), ученика И.Э. Грабаря и М.А.Доброва ( 1877-1958). Папа ушел из жизни рано, в 1967, и сведения о его семье почерпнуты из книги «Кунгурское купечество» директора Объединенного музея города Кунгура Сергея Михайловича Мушкалова и личных встреч с ним. Кстати, в музее экспонируются 8 папиных картин. В 2017 по приглашению директора Центральной библиотеки Кунгура Светланы Ивановны Матвеевой я приехала на родину папы со своими книгами и фотографиями, на которых Мушкалов сразу узнал Лаврентия Ивановича Сартакова, купца ,городского голову Кунгура, построившего в городе церковь, открывшего женскую прогимназию. На родной сестре Лаврентия Ивановича Анфисе был женат Василий Турицын, тоже из купеческого сословия, владелец кожевенных мастерских. Его сыновья не имели счастливой судьбы: один погиб на войне, другой в ГУЛАГе, папа избежал этого лишь потому, что уехал в Москву, поступил на рабфак. Молодым он ходил на поэтические вечера в Политехнический музей, видел самого Маяковского, сам писал стихи, но никуда с ними не обращался. Он играл на рояле, и как можно судить по фотографии, рояль был в их доме. Собственно, там были три дома - низ каменный, верх деревянный - типичные уральские дома. Когда он говорил, что выучился играть по самоучителю, верила. Лишь когда сама стала учиться на фортепианном отделении УУИ, поняла, что таким способом не выучить сонаты Бетховена, а он их играл, хотя любимыми были Моцарт и Шуберт, очень созвучные его романтической душе. Скорее всего, в семье были домашние учителя, в том числе музыки. Вообще, он никогда не говорил о своем происхождении. Причины понятны. Был он человеком разносторонним: профессионально занимался фотографией ( в Москве служил фотокорреспондентом ТАСС ), умел даже кроить и шить, а когда в 1953 выпустили по амнистии уголовников и резко подскочило число квартирных краж, собрал электросхему, которая периодически включала свет, имитируя присутствие в доме хозяев. Писал очень красивым почерком и записи его сохранили литературный вкус и остроумие.
После вуза ему предложили на выбор Ростов-Дон и Уфу, он выбрал последний, объясняя это любовью к родному Уралу. Что же представляла эта квартира в Уфе. Он называл ее обманом, так как там не было никаких удобств - только потом провели газ, сделали ватерклозет. Горячей воды и ванны, понятно, не было. Все тогда ходили в баню. А стирались в прачечной. Но потолки были чуть не 4 метра и была маленькая, но своя кухонька. А главное – это был самый центр! Рядом филармония, драмтеатр, оперный, пять кинотеатров, главпочтамт, много парков, от коих нынче мало что осталось. Да что там говорить - даже все деревья вырубили, и если на Коммунистической посадили саженцы, то здесь их, по-видимому, не будет более никогда - слишком узким сделали тротуар. Училище, где он должен был преподавать, тогда называлось Театрально-художественным, В 1960 его объединили с музыкальным техникумом и назвали Училище искусств.
В ноябре 2001 года мне передали, что со мной хочет познакомиться художник Домашников. А началось с того, что как-то в кругу друзей и близких Борис Федорович стал вспоминать свою молодость, годы учебы:
- У меня был замечательный педагог – Николай Васильевич Турицын, он меня всему научил…
Один из присутствующих сказал, что знает дочь Турицына, и Борис Федорович выразил желание со мной познакомиться.
Это теперь, побывав, уже после его смерти, снова в его мастерской, поговорив о нем с его сыном, приобретя альбомы с репродукциями его картин, прочитав воспоминания о нем, встретившись с нашим лучшим искусствоведом Эвелиной Павловной Фениной, понимаешь, знакомство с каким человеком подарила тебе судьба. А тогда я даже не сразу позвонила Домашникову: после работы ходила на ежедневные курсы английского языка и освободилась только в апреле.
В ответ на мой звонок он предложил встретиться, а когда я спросила об удобной для него дате, ответил просто:
- Приезжайте прямо сейчас!
Я замялась, и тогда он добавил:
- Я в мастерской весь день. Жду Вас.
Его мастерская - на первом этаже брежневской 14-этажки, в красивейшем месте Уфы - ее историческом центре, на высоком берегу реки Белой, сразу за оградой парка, когда-то носившего имя Н.К.Крупской, ибо именно здесь в целях конспирации встречались с членами марксистских кружков находившаяся в уфимской ссылке Надежда Константиновна и дважды приезжавший в Уфу В.И.Ленин. Теперь парк носит имя героя башкирского народа Салавата Юлаева. А рядом - музей писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, уроженца Уфы.
Сын художника Виктор провел в большую высокую комнату, где навстречу мне с дивана приподнялся очень пожилой человек небольшого роста, одетый по-простому в зеленую футболку, опирающийся на палку.
Все стены мастерской увешаны его картинами, на столе – многочисленные художественные альбомы, но разговор он начал с расспросов обо мне и нашей семье, ведь в те годы, когда он учился, было не принято интересоваться личной жизнью педагогов.
Я принесла ему фотографии папы, а он мне рассказывал о моем отце. Рассказ я воспроизвожу почти дословно, так как записала его по возвращении домой.
« Это был интеллигентнейший человек. В нем совсем не было этой… «нахрапистости», он был скромным, по нынешним временам - даже очень скромным. Никогда никого не ругал, был очень тактичным. Замечания делал в виде пожеланий. Но и похвалы его добиться было нелегко! Меня, например, он тогда не хвалил.
Он вел все предметы - рисунок, технику живописи, композицию, скульптуру (да, была тогда в пятигодичном курсе художественного отделения и лепка) , историю искусств - он учил нас всему. Вырабатывал вкус. Расширял кругозор. В те годы, а учился я после войны, он приносил в класс репродукции художников Возрождения, старых мастеров и даже современного западного искусства(был такой музей в Москве, объединенный в 1923 из двух – собрания Щукина и коллекции Морозова, а в 1948 ликвидированный; помню папин альбом репродукций этого музея), что по тем временам было большой редкостью, но зато сразу выводило на другой уровень, открывало горизонты. У него были целые альбомы репродукций, сотни художественных открыток…»
Я ему рассказала, что папа родом из старинного купеческого города Кунгура, что в Пермской области. Удивительно, но город почти совсем не изменился, и до сих пор являет собой настоящий музей под открытым небом. В Москве отец прожил более 10 лет, в 1938 году окончил Институт изобразительных искусств, только в 1934 преобразованный из Полиграфического. Тогда часть студентов исключили. Тех, кого считали перспективными, Игорь Эммануилович Грабарь, назначенный директором, оставил. У него отец и окончил институт с дипломной работой «На ткацкой фабрике». В советское время это – Художественный институт им. В.И.Сурикова, центр высшего художественного образования СССР, ведущий свою историю с 30-х годов 19 века, от Училища живописи, ваяния и зодчества, где учились и преподавали великие художники А.К.Саврасов, В.Г.Перов, И.М.Прянишников, В.Д.Поленов, В.Е.Маковский, И.И.Левитан, М.В.Нестеров, братья К.А. и С.А.Коровины, А.Е.Архипов, В.А.Серов.
В 1987 в историческом здании МУЖВЗ появился второй московский художественный ВУЗ: Академия живописи, ваяния и зодчества, созданная и возглавляемая Ильей Сергеевичем Глазуновым, а после его кончины его сыном Иваном Ильичем. Кстати, уровень дипломных работ очень высок!
Писал он, как все тогдашние художники, в добротном стиле социалистического реализма. Это были и пейзажи, и портреты ( есть и автопортрет), и большие многофигурные композиции ( « Калинин выступает перед рабочими», « Фрунзе и Чапаев под Уфой»). Но помню и такой неожиданный сюжет: « Похищение из монастыря». Были у него персональные выставки в 40-50-е годы.
Свидетельство о публикации №225102601449
Стас Литвинов 30.10.2025 19:12 Заявить о нарушении
Нина Тур 30.10.2025 18:00 Заявить о нарушении