Новые регионы и Крым. 2014 и сегодня
Войны, в том числе столкновения иного рода, за Украину и Крым происходят на протяжении последних четырехсот лет. Конца и края этим конфликтам, несмотря на миролюбивую политику России, не видно. Дело однако здесь не в принципиальности российских подходов, а в том, что культурное пограничье, проходящее по этим землям, сделало ее естественным местом наиболее острых конфликтов. Здесь Киев и древнейшая столица России и «мать городов русских», и столица Украины. Здесь Донбасс некогда являвшийся частью России, ныне вернулся в родную гавань, здесь и Крым, главная российская военная база, благодаря недальновидной политике Никиты Хрущева, неожиданно стал украинским, а ныне вернулся домой. Здесь много таких вещей, которые имеют историю, растянувшуюся на века. Здесь и Софийский собор в Киеве, являющийся древней столицей и главной кафедрой русской церкви, стал ареной противостояния между Московским Патриархатом и Православной Церковью Украины, которой был предоставлен томос об автокефалии в 2019 году. Поэтому все то, что происходит во внешних отношениях между нашими странами. Конечно, надо не забывать, что несмотря на культурную близость между Русью и Украиной произошло главное – Украина выбрала путь, ставший для нее губительным, ведь Украина стала главным субъектом, в который направляются средства из иностранных государств. Удивительно, но с экономической точки зрения аналогичная ситуация произошла на Украине спустя сто лет после таких же событий – «независимая» украинская экономика в 1918 году также снабжалась из Вены и Берлина, о чем написал автор этих строк в книге «Банковская алхимия», вышедшая в издательстве «Владимир Даль» в 2023 году. Совпадение? Не думаю.
Разумеется, эти многочисленные конфликты и болевые точки между разными странами, но особенно нашими культурами, стали причинами для тех событий, которые произошли в 2010-2020-е годы.
Все началось с того, что Россия и Украина имели разные представления о своей внешней политике. Начиная с 1991 года и создания Содружества независимых государств (СНГ) Украина и Россия стали странами-основательницами объединения – преемника Советского Союза. Но внешняя политика Россия все эти годы, начиная со словесных уверений, который получил Президент СССР Михаил Горбачев, была направлена на формирование особой зоны национальных интересов. Эта зона интересов всегда включала утверждение о том, что блок НАТО (Североатлантический альянс) никогда не будет расширяться на восток и не включит в свои границы Украину, Молдавию, страны Прибалтики и Белоруссию. Но к 2010-м годам стало очевидно, что Украина стала одним из последних государств, не вошедших в этот альянс. Внешнеполитическое ведомство России и Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивали, особенно после знаменитой «Мюнхенской речи», об обманном характере внешней стратегии стран запада и блока НАТО. Но на Западе этого утверждения не хотели слушать.
В конце 2013 года на Украине активизировались силы, направленные на то, чтобы подтолкнуть Украину к вступлению в Европейский Союз. Но правительство президента Виктора Януковича и премьер-министра Азарова стремились затянуть этот процесс. Но к весне 2014 года стало понятно, что это невозможно. В результате государственного переворота, организованного противниками восточной политики Украины, к власти пришли силы, враждебно настроенные как к русскоязычному населению восточной Украины, так и к самостоятельности (автономии) Крыма. Произошедшие в Киеве события привели к цепной реакции – Украина, как было позже юмористично подано в украинском сериале «Слуга народа», стала распадаться как карточный домик.
Первым регионом стал Крым. Всего через несколько дней после переворота в Киеве крымское руководство и руководство города Севастополя объявили о необходимости проведения референдума о вхождении Крыма в состав России. Это сопровождалось массовым патриотическим настроем крымской и севастопольской общественности, выражавшей свои чаяния путем многочисленных манифестаций и объединений. Крым успел создать собственные вооруженные силы и объявил фактически о своем суверенитете.
16 марта 2014 года в Крыму по всем нормам международного права и основываясь на статье 1 Устава Организации Объединенных Наций (ООН) был проведен референдум. Абсолютное, подавляющее большинство крымчан и севастопольцев (при явке 84,17% жителей субъектов проголосовало «за» 96,57% голосовавших) объявили о своей воле вхождения в состав Российской Федерации на правах отдельных субъектов. Уже 18 марта того же года – т.е. через два дня – на церемонии в Георгиевском зале Московского Кремля произошла историческая встречали лидеров субъектов с Президентом России, где были подписаны Договоры между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Президент России в тот день сказал: «…у нас есть все основания полагать, что пресловутая политика сдерживания России, которая проводилась и в XVIII, и в XIX, и в XX веке, продолжается и сегодня. Нас постоянно пытаются загнать в какой-то угол за то, что мы имеем независимую позицию, за то, что её отстаиваем, за то, что называем вещи своими именами и не лицемерим. Но всё имеет свои пределы. И в случае с Украиной наши западные партнёры перешли черту, вели себя грубо, безответственно и непрофессионально».
Крым вошел в состав России, но Украина продолжала полыхать. «Факел русской свободы» разгорелся на Донбассе. На протяжении следующих лет – с 2014 по 2022 годы – местные патриоты и жители Донбасса жили в условиях международной изоляции. Несмотря на попытки решить вопрос о статусе Донбасса по время Минских соглашений, в том числе, посредством конституционным преобразований на Украине, все что по иному пути. Уже после ухода с поста канцлера Германии Ангела Меркель искренне призналась, что все усилия Германии и Франции в эти годы были направлены исключительно на затягивание процесса мирного урегулирования с целью модернизации вооруженных сил Украины. «Мы с президентом Франции Франсуа Олландом решили, что нам следует попытаться заключить соглашение, и это были Минские соглашения. Это было далеко не идеально. Россия никогда не стояла в стороне... Так что в период с 2015 по 2021 год Украина смогла набраться сил. К тому времени это уже была другая страна, она научилась лучше защищаться», - сказала экс-канцлер.
Эта политика во многом и привела к тому, что стало началом Специальной военной операции Вооруженных Сил России на Украине. В январе-феврале 2022 года многочисленные европейские лидеры (от главы МИД Великобритании Лиз Трасс до премьер-министра Венгрии Виктора Орбана) приезжали в Россию с целью разрешить конфликт мирным путем. Но сам президент Украины Владимир Зеленский успел сказать о том, что Украине необходимо ядерное вооружение для защиты страны. Обладание ядерным оружием никогда не являлось гарантией для Украины и не было прописано в ее конституции. Но это стало спусковым крючком для начала проведения СВО. А политика русофобии стала лишь важной составляющей, подогревающей ненависть к России. 21 февраля 2022 года Президент Владимир Путин сказал: «дело не в нашем политическом режиме, не в чём-то другом, просто им не нужна такая большая самостоятельная страна, как Россия. В этом ответ на все вопросы. Это и есть источник традиционной американской политики на российском направлении. Отсюда и отношение ко всем нашим предложениям в сфере безопасности».
Рано утром 24 февраля 2022 года Президент России обратился к нации со следующими словами: «В связи с этим в соответствии со статьёй 51 части 7 Устава ООН, с санкции Совета Федерации России и во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием 22 февраля сего года договоров о дружбе и взаимопомощи с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой мною принято решение о проведении специальной военной операции. Её цель – защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации».
Российские вооруженные силы сравнительно легко овладели территориями Харьковской Херсонской, Запорожской областей, а также укрепили позиции народной милиции в Донецкой и Луганской народных республиках. Во второй половине 2022 года в связи с серьезными событиями на линии боевого соприкосновения и чтобы убедиться в настроениях местной общественности по отношению к России, в четырех исторически русских землях были проведены референдумы о вхождении в состав России. Итоги референдумов оказались убедительными: в Донецкой народной республике – 99,23%; в Луганской народной республике – 98,42%; в Херсонской области – 87,05%; в Запорожской области – 93,11%.
Как сказал глава государства: «Вы знаете, в Донецкой и Луганской народных республиках, в Запорожской и Херсонской областях состоялись референдумы. Их итоги подведены, результаты известны. Люди свой выбор сделали, однозначный выбор. Сегодня мы подписываем договоры о принятии в состав России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области. Уверен, что Федеральное собрание поддержит конституционные законы о принятии и образовании в России четырех новых регионов, четырех новых субъектов РФ. Потому что это воля миллионов людей».
Вместе с тем, новые регионы не были признаны международным сообществом, но в российской Конституции было объявлено о том, что отныне они являются частью России и не могут быть отделены. Об этом был принят отдельный конституционный закон.
В новых регионах жизнь сейчас тяжелая, но восстановление памятников архитектуры и культурных объектов, заводов и фабрик, строительство новых домов и зданий в конце концов приводит к тому, что население одобрительно отзывается о возвращении домой. Но впереди еще много работы в налаживании мирной жизни. И если в Крыму она налажена, то в других землях еще предстоит большая работа.
Так Россия присоединила к себе Крым, Донбасс, Луганщину, Херсон и Запорожье.
Свидетельство о публикации №225102601459
