Азбука Нышты
Однако грустили они недолго. К моменту вынесения наказания ребята полностью исчерпали ресурсы школьной библиотеки, а технические знания получали из журналов «Юный техник» и «Моделист-конструктор» в читальном зале районной библиотеки.
В один из промозглых осенних дней Нышта, закутавшись в тёплый овчинный тулуп, так увлёкся чтением «Истории телеграфии», что не сразу услышал просьбу отца отнести родителям Ништы записку. Пришлось покинуть уютное гнёздышко и, надев резиновые сапоги, отправиться в другой конец села. Возвращаться домой в кромешной тьме Нышта не решился: возле колхозного двора его всегда поджидала общительная свора собак, норовя завязать тесное знакомство. Возможно, они улавливали исходящий от него «запах страха».
Увидев ночного гостя, Ништа радостно улыбнулся и участливо спросил:
— Продрог?
— Спрашиваешь! — поёжился Нышта, протягивая руки к тёплой печке. — Гонять так далеко из-за пустяков — не дело, — посетовал он. — Так не пойдёт, нам нужно что-то придумать.
— Например, провести телефон? — спросил Ништа. — Но в нашем селе только один ручной коммутатор, и тот для учреждений. Нам телефон не светит.
— Не телефон, а оптический телеграф!- уточнил Нышта.
— Ты что, серьёзно? — удивился Ништа. — Используя азбуку этого жулика Морзе?
Насколько известно, это не его изобретение, а инженеров Джозефа Генри и Альфреда Вейла, — в сердцах выпалил он. — К тому же мы с тобой так и не смогли применить эту азбуку — всё время путали «точку» с «тире».
— Вот именно! — воскликнул Нышта. — Чтобы избежать путаницы, предлагаю "окрасить" точки и тире в красный и зелёный цвета. Тогда их никогда не перепутаешь! Мигания фонарей буду видны далеко и в любую погоду. Как на крыльях самолёта.Что скажешь?
Похвалить друга за идею Ништа не успел: в комнату вошла мама Гуля с полной тарелкой чудных пирожков с требухой. На их манящий аромат невесть откуда сбежались коты. Вдохновлённый появлением аудитории, Нышта поделился со слушателями едой и прочитал обширную лекцию об истории телеграфии. Коты были заворожены пробковым аппаратом мсье Ломона, пузырьковым телеграфом Земмеринга и оптическим устройством Кулибина, не отрывая глаз от содержимого тарелки. Когда они осознали, что пирожки безвременно скончались, а о котографии речь не пойдёт, их интерес к науке остыл, и, мяукнув, исчезли.
Вслед им понеслось:
— Неблагодарные мышееды!
Родители поддержали изобретателей, и фонари нашли. Вскоре их крыши засияли огнями, удивив односельчан. Друзьям больше не нужно было бегать между домами, а женщины получили возможность проводить зимние вечера, обсуждая кулинарные рецепты.
Всё было бы замечательно, если бы не досадный инцидент: «мигалка» вдруг проявила самостоятельность и заменила слово «процедура» в рецепте на «дура». В ответ понеслось: «От такой слышу!» Неизвестно, чем бы закончился обмен любезностями, если бы не вмешательство мужей.
Мало того, гостей стало неожиданно много. Одни, пришедшие на "пять минут", задерживались, увлечённо рассматривая семейные фотографии. Другие, выпив чаю, просили добавки через пару часов. Некоторые не уходили, пока у них травили клопов. Но самое странное: после сытного обеда гости сразу же уходили. И это повторялось каждый день!
— Вероятно, наши сообщения читают в селе, — пробормотал отец Нышты, прищурившись. — Народ здесь наблюдательный и пытливый, не стоит недооценивать. Ведь именно в нашем селе, ровно сто лет назад, была основана первая светская школа, давшая целую плеяду выдающихся учёных и государственных деятелей. В целях безопасности предлагаю использовать шифрование. Попросим об этом детей.
Рисунок из интернета.
Свидетельство о публикации №225102601473
