Святые демоны, Бали
Стольный город царя небес, Индры, утопал в тенистых садах, аллеях и парках. В прохладе вековых деревьев, ветви которых под тяжестью плодов клонились до самой земли, а хрустальный воздух напоён был жужжанием пьяных от сладкой пыльцы шмелей, обитатели небес предавались всевозможным удовольствиям и наслаждениям. Город небесного царя располагался на живописном острове посреди святой реки Ганги, служившей ему естественным оборонительным рвом. Вокруг города, точно огненный вал, высилась зубчатая оборонительная крепостная стена со смотровыми башнями и площадками для воинов.
От золотых ворот, мраморного дворца, что сотворил небесный зодчий, Вишвакарма, точно спицы колеса расходились широкие улицы. На вместительных площадях возвышались просторные палаты для общественных собраний, вдоль дорог, вымощенных самоцветами, стояли коралловые беседки. Юные подруги ангелов в нарядных одеждах прогуливались по тенистым улицам, над которыми плыл ароматный дым благовоний, струившийся из окон, забранных золотыми решётками. Украшенные жемчугом и самоцветами шёлковые навесы создавали на улицах тенистую прохладу. Над дворцовыми куполами развивались стяги и знамёна, расшитые жемчугом и золотой нитью.
К этому мирному городу и подступило несметное войско Бали. На утро, огласив все стороны света раскатистым рыком боевой раковины, царь демонов начал осаду.
Сердца прекрасных горожанок затрепетали от ужаса, обозрев с крепостной стены число и решительность вражеского войска небесный царь и его свита поспешили просить совета у своего духовного наставника, Брихаспати.
«Как прикажешь нам поступить, о светлая душа», сказал Индра, склонившись к стопам учителя, «Бали, мой ненавистный враг, вновь обратил против меня своё оружие. Покуда я предавался празднествам и увеселению он обрёл столь чудодейственную силу, что вряд ли мне удастся одолеть его своим привычным оружием. Кажется нет в целом свете власти, способной противостоять силе и мощи злонравного демона.»
«О, государь», ответил Брихаспати Индре: «могущество своё Бали черпает от благословения сыновей Бхригу. Воистину не победим воин, который сподобился угодить праведным брахманам. Ты и твои воины бессильны в данный момент пред могуществом великого витязя. Да и вряд ли, кто из живых существ способен силою поколебать власть доблестного демона, ибо силы он свои черпает из того же источника, что и хозяйка-смерть, от Единосущего Властелина. Потому сейчас вам лучше покинуть райские миры и до поры схорониться в дальних областях мироздания ни кем не узнаваемыми. Дождитесь часа, когда сила вашего врага обернётся против него самого. Ныне власть Бали держится на благословении священнослужителей, но придёт время, когда он возомнит себя самодержавным повелителем вселенной, независимым от милости свыше. Тогда, то, что было не под силу его врагам, сделают его тщеславие и гордыня!»
Приняв обличия других живых существ небожители рассеялись по различным сферам вселенной, затерявшись среди многочисленных её обитателей. А Бали, могучий сын Вирочены, без боя вступил в пределы небесного царства, и занял престол свергнутого царя, Индры, дабы вершить власть над всеми тремя мирами. И как надлежит вновь вступившему на престол правителю, под руководством жрецов-брахманов совершил жертвоприношение коня, возвестив тем самым о своём величие. Словно полная луна в ночном небосводе среди звёзд, доблестный царь демонов затмил сиянием своей славы все три мира!
Шримад Бхагаватам книга 8, глава 17. Всевышний воплощается сыном Адити
Предвечный Господь, облачённый в золотистые одежды, с морской раковиной, огненным колесом, булавой и цветком лотоса в четырёх руках предстал перед Адити, кроткою рабою Своею. Изумлённая мать богов вскочила с места и не осознавая себя от счастья упала навзничь к стопам Вседержителя. Она хотела произнести молитву, что многократно повторяла прежде в своём уме, но от смятения и ошеломления не могла вспомнить слов. Губы её дрожали, глаза наполнились слезами, сердце трепетало. Глазами своими она пыталась словно испить этот образ неотразимого Повелителя своего сердца. Затем, благословенная матерь полубогов, тихим, прерывающимся голосом молвила: «Ты, кому достаются все жертвы и плоды усилий, непорочный, как сама благодать, Источник всякой власти, произвольный и самодостаточный, на стопах Твоих покоится всё бытие мира, качествам Твоим нет числа, многообразию Твоему нет предела, власть Твоя безгранична, сила безмерна, могущество беспредельно.
Покровитель страждущих, богатство нищих, утешитель отчаявшихся, счастье обездоленных, надежда утративших надежду, будь милостив к нуждающимся чадам Своим, верни нам наше былое благоденствие.
Господи, произвольный Создатель, Ты пребываешь за гранью чувственного опыта и властью Своею Ты пронизываешь всё сущее бытие, к милостивым стопам Твоим я склоняюсь в великом почтении!
О Повелитель неведомых сил, Неизменный Владыка, своих преданных слуг Ты награждаешь всякими благами: вечной жизнью, остротою чувств, крепостью тела, богатствами, знаниями, мудростью, тайными силами и явной властью, так не откажи и нам в малой просьбе, укроти врагов наших, ненавистных нам демонов!»
В ответ на молитву Адити Безграничный молвил: «О, прародительница Божественного рода, Мне известно твоё заветное желание, Я знаю, как печёшься ты о благе детей своих, как горячо ненавидишь недругов, что лишили твоих сынов богатства и крова. Да будет так, Я помогу тебе, но в этот раз ни воинской доблестью, ни силою своего оружия сыновья твои вернут себе былую славу и былое могущество, но Моею хитростью! Я обману их там, где обмануть невозможно, и украду там, где невозможно украсть! Пусть будет так, как ты хочешь, пусть жёны демонов прольют горькие слёзы над бездыханными телами своих неустрашимых мужей, пусть дети твои, под предводительством небесного царя возрадуются над поверженными врагами, пусть сыновья твои воссияют в былой славе, и пусть имя Моё святое будет их непобедимым оружием!
Сыновья сестры твоей, Дити, ныне не уязвимы для оружия, ибо их оберегает тайное благословение брахманов-святителей, которых я со дня сотворения вселенной наделил властью над наблюдаемым миром и не отниму её никогда. Но и рабам Моим, бескорыстно преданным мне, Я помогаю в делах мирских и надмирных. Искренняя молитва обращенная ко мне или подвиг, совершённый ради меня не бывают напрасны. Кто не раздумывая вручил Мне свою жизнь, получает всё, о чём просят уста его и жаждет сердце. Преданностью своею ты снискала мою особую милость, потому хоть и в глазах Моих равны все дети Мои, тебе я окажу Свою особую милость. Я низойду в лоно твоё, явлюсь в зримый мир твоим сыном, дабы вступиться за своих старших братьев.»
С этими словами Вседержитель исчез и и мать полубогов, озарённая благословением Господним направилась к своему супругу. Осознав, что Безграничный вошёл в лоно Адити, дабы явится миру в облике её сына творец Брахма произнёс такую молитву: «Слава Тебе Господи Всемогущий, чьи замыслы непостижимы, слава Тебе Свет просветлённых, Основа основ, Источник всякого вдохновения, Украшение самой красоты!
Ты — время, мгновения Твоё разящее оружие, которым ты рассекаешь течение жизни, неизменный и недвижимый, Ты приводишь в движение всё сущее бытие. Нерождённый, на чьих стопах покоится всё многоярусное мироздание, все сотворённые Тобою галактики и вселенные, рождаешься из утробы Твоей рабы.
Господин мой, Источник, Опора и конечное Прибежище трёх миров, Обладатель неисчислимых сил, как воды реки уносят опавшие листья, так и Ты в облике непобедимого времени уносишь в небытие образы наблюдаемого мира и никому не избежать забвения в том бурном непреодолимом потоке. Как судно, последнее прибежище утопающих, Ты последнее прибежище обездоленных, которым нет в скоропреходящем мире ни пристанища, ни покоя!»
Шримад Бхагаватам книга 8, глава 18. Божественный карлик Вамана
Словно в ответ на слова Брахмы, воспевшего Его славу, Вседержитель явился в мир из чрева Адити в Своём нетленном, четырехруком облике! Безупречно сложённое тело Его цветом напоминало грозовую тучу в лучах вечернего солнца, лик Его светился лунным светом, словно осенний лотос. Явив себя взором Адити и Кашьяпы неотразимый Владыка мгновенно рассеял тьму, царившую в их доме. Волны небывалого счастья затопили пространство вселенной от низших её миров до самых небес. Ликовало всё: горы, моря, леса, долины, птицы, звери, люди, сердца живых существ переполняла невероятная радость! Времена года сошлись вместе, предлагая коровам и брахманам лучшие дары свои. В божественный миг сошествия Господнего все звёзды и небесные светила от Солнца да Сатурна заняли благоприятное положение, щедро одаривая благословениями всех обитателей вселенной. В день сошествия Господа, в двенадцатый день пребывающей луны, Солнце заняло высшую точку на небосводе, словно торжествуя совершенную победу. Небеса оглашались звуками морских раковин, в единый гул сплелось биение больших и малых барабанов, сладкими голосами пели ангелы, небесные девы взволнованно кружились в танце, небожители, пророки, великие мудрецы, суровые отшельники слагали стихи во славу Вседержителя, праздник царил во вселенной, а свита богов осыпала цветочным дождём жилище Кашьяпы и Адити!
Взирая на Вседержителя, который явил миру Свой первозданный облик матушка Адити не верила своему счастью.
Обыкновенно недоступный глазам смертных Безграничный ныне предстал перед ними во всём Своём великолепии, в следующий миг, на глазах родителей Он, словно ловкий фокусник, превратился в Карлика, кроткого послушника Ваману. Небожители, пророки, мудрецы ликовали и славили чудесное преображение Вседержителя. Под предводительством патриарха Кашьяпы небесные жрецы совершили искупительный обряд для новорожденного и другие таинства.
Реки и моря, холмы и горы, сама матушка-земля, змеи, коровы птицы, и все прочие твари, земные и небесные принесли маленькому брахману свои подношения, бог солнца читал молитву Гаятри, верховный жрец Брихаспати надел новорожденному священный шнур, повелитель вод, Варуна, преподнёс ему зонт, орошающий пространство мельчайшими капельками воды и светящийся подобно полной луне, матушка-земля, кормилица всех живых тварей, подарила Вседержителю волшебные сандалии, владыка деревьев, бог Луна, посох странника, а Адити, Его матушка, ткань для набедренной повязки.
Божественный Карлик сиял среди небожителей, словно звёздная луна в ночном небе, затмевая великолепием Своим святых, мудрецов, йогов, отшельников, пророков и прочих обитателей сотворённой вселенной.
А когда Он услышал, что Бали, новоявленный царь небесный, под началом сыновей первосвященника Бхригу собирается произвести жертвоприношение коня, Божественный Карлик отправился к царю демонов, дабы просить у последнего подаяние, и тем сам оказать ему высочайшую милость. И там, где вступал Господь Бог, проситель, земля прогибалась под тяжестью Его стоп.
Вскоре, сыновья первосвященника Бхригу, расположившиеся на берегу священной реки Нармады, увидели как с северной стороны к ним приближается необычное сияние, точно второе солнце, восходящее на небосклоне неисчерпаемости.
Величественный царь демонов, мудрецы, царские сановники, вельможи, все померкли в том свете, что источал Вамана, Господь-Карлик. Изумлённые и ошеломлённые они спрашивали друг друга: «Кто это? Может быть кто-то из небожителей сошёл к нам дабы свидетельствовать жертвенное таинство.»
Тем временем лучезарный Карлик с посохом, зонтиком и кувшином, наполненным водой, ступил к жертвеннику. Сиянием Своим Карлик затмил небесные светила, почтительным поклоном благородное собрание приветствовало незнакомца. Польщенный присутствием столь необычного гостя царь демонов усадил последнего на почётное место.
Бали, могущественный владыка небесного престола велел поднести благовонную воду и самолично омыл необычному гостю ноги.
Бали сказал: «Я сердечно приветствую тебя, юный странник и благодарю тебя за то, что ты удостоил нас своим посещением, скажи на милость, чем я могу служить тебе? Благодарю небо за то, что оно ниспослало мне столь великую удачу, пусть радуются предки мои, демоны, ныне искупили они все грехи свои и всё благодаря тому, что владения их наследника посетил святейший из святых! Едва увидев тебя я понял, что ещё не начавшись, успехом завершилось моё жертвоприношение.
Полагаю, юный странник, ты пришёл во владения мои чтобы просить меня о чём-то. Как повелитель земли и небес объявляю, можешь взять у меня всё, что пожелаешь: коров, золото, дом, вкусные яства и напитки, жену благородного происхождения, города и деревни, слуг, слонов и лошадей, колесницы и богатые земли, всё, что душе твоей угодно!»
Шримад Бхагаватам книга 8, глава 19. Господь просит подаяние у царя демонов
Маленький брахман остался весьма доволен ласковыми речами царя демонов, обнаружившего не малое знание дхармы, закона Божьего.
Карлик отвечал: Государь, велико могущество твоё и прибудет ещё более, ибо в делах своих каждодневных ты послушен сыновьям первосвященника Бхригу, в государственных же примером тебе служит правление деда твоего, великодушного Прахлады. Слова твои выдают в тебе мужа доблестного и верного прирождённому долгу, тебе уготовано быть украшением всего вашего славного рода. Предки твои, доблестные демоны, не скупились на милостыню, а слово, данное ими единожды, становилось незыблемым законом. Не один правитель из вашего рода не запятнал имени своего отказом в милости просящему брахману или уклонением от воинского долга. Но больше всех прославил ваш царский род благородный Прахлада, кто чистотой и праведностью своей сиял среди соплеменников своих, словно полная луна в звёздном небе. В роду вашем славном и явился великий воитель Хираньякша, который вооружённый одной лишь палицей покорил всех правителей вселенной. Никто, не один герой, ни бог, ни человек не посмел встать на пути доблестного воина. И только Вседержитель, поднявший землю со дня всемирного океана, вызвался состязаться в силе с твоим златовласым предком. В жестоком бою погиб доблестный воин, но то было сражение на равных с Самим Господом Богом. Прознав о гибели своего брата, Хираньякши, благословенный бессмертием прадед твой, Хираньякашипу вторгся в царство Безграничного, дабы отмстить за гибель родного брата. При виде заклятого врага своего, трезубец которого напоминал саму беспощадную смерть, Владыка тайных сил и Повелитель времени подумал: Где бы не скрылся я в пределах вечного и бренного миров, зоркое око демона, точно смерть, найдёт меня и нигде не будет мне покоя, потому Я схоронюсь в сердце врага Моего. И он, не способный видеть внутри себя, оставит свою затею.
Так, испуганный преследователем, Всевышний с помощью тайных сил исчез в глубинах демонической души.
Обнаружив пустоту в царстве Господнем, демон бросился на поиски врага своего обратно в сотворённый мир. В гневе, изрыгая проклятия, метался он по всем многоуровневым ярусам вселенной, сокрушая всё на своём пути, но ни где, ни на земле, ни на небесах, ни в морях, ни в лесах, ни в сокрытых пещерах доблестный витязь, кому не было равных в прозорливости и силе, не находил ненавистного врага своего, Верховного Господа.
«Я обыскал все пределы мироздания», воскликнул прадед твой в недоумении, «но нигде так и не нашёл Бога, губителя брата моего, очевидно Его нет на этом свете, а значит власти моей ничто и никто не угрожает!
Отец твой, Вирочина, сын Прахлады, прирождённый демон, был необычайно ласков к духовному сословию. Однажды, когда Боги, извечные враги вашего рода, явились к нему, переодетые брахманами и просили в подаяния саму его жизнь, он хоть и распознал обман, всё же исполнил их просьбу. Ты, как я вижу, государь следуешь по стопам своих великих предков, которые ни словом, ни делом, ни в бою, ни в данных ими обещаниях ни разу не посрамили чести благородного царского сословия. Но я не прошу у тебя, о великий государь, богатых даров, жён, имущества, богатства и почестей, дай мне немного земли во владения, мерою в три моих шага. Я знаю, о щедрый повелитель земли и небес, ты не скупишься отдать мне и целое царство, но большего мне не нужно. Дабы не приумножать свои печаль, сомнения и тревоги я приму от тебя ровно сколь необходимо мне для скромного существования.
Бали сказал: «Скромность и нетребовательность твоя, юный брахман, под стать отречённым мудрецам, однако происходит она не от знания, но скорее всего от неопытности, что впрочем не грех в твоём возрасте, ведь юность беспечна к будущим нуждам. Хочешь я дам тебе целый остров, которым ты будешь править безраздельно. Мне, повелителю мира, совестно даровать три шага земли столь благолепному брахману, сумевшему удовлетворить меня ласковыми словами. Если уж я, владыка земли и небес, решил облагодетельствовать кого-либо, он ни в чём не должен нуждаться ни сейчас, ни потом. Подумай, какая молва пойдёт обо мне, если завтра ты станешь просить о милости у кого-нибудь другого. Что проку тебе в трех шагах? Возьми целую страну!»
Всевышний отвечал: «Государь, милость твоя не ведает границ, однако тому, кто не обуздал свои чувства и целого мира будет мало, хотя бы и владел он всеми тремя мирами.
Если для беззаботной жизни Мне мало трёх шагов, то и целого острова с девятью его странами Мне будет недостаточно и пущусь Я в труды тяжкие, пока не завладею всеми семью всемирными островами.
Смертному должно довольствоваться тем, что ниспосылает ему судьба. Неумеренность делает человека несчастным, рабом своих желаний, тому, кто не обуздал свои чувства не ведать покоя, хотя бы и был он владыкою всех трех миров. Всякое имение порождает тревоги ибо требует неусыпного контроля. Страсть накопительства приковывает душу к колесу перерождений, но кто довольствуется дарами судьбы, какими бы они не были, не вожделея большего, тот уже не родится в мире, где царствует смерть. В наслаждениях, удовольствиях и излишествах угасает сила духа, точно пламя, заливаемое дождями. Потому, о великодушный государь, хоть и велика щедрость твоя, я прошу у тебя лишь три шага земли, ибо счастлив не тот у кого много, а тот, кому не нужно более, чем он имеет не прикладывая усилий!»
В ответ властелин мира улыбнулся: «Будь по твоему, юный брахман, бери сколь сочтёшь нужным.» И Бали поднял кувшин с водой, чтоб в скреплении своего слова омыть руки. Однако учитель государя, мудрый Шукра, разгадал намерения Безграничного и попытался удержать ученика своего от безрассудного поступка.
Прозорливый Шукра сказал: «Остерегайся, о сын Вирочены, этого попрошайки, это не скромный брахман, под внешним видом непритязательного Карлика скрывается Сам Господь Вседержитель, Кришна! И явился в мир наш Он с одной только целью, вновь утвердить над вселенной власть богов! Ты сам не ведаешь какую беду навлекаешь на себя, пообещав Карлику исполнить его просьбу! То не благородный послушник пришёл просить тебя о трёх шагах земли, но Сам Безграничный, дабы обманом, хитростью и вероломством лишить тебя царства, богатства, имущества, власти, силы, знаний и твоего доброго имени. Намерения Его — отобрать у тебя всё, чего ты добился умом, хитростью и ратными подвигами и отдать врагу твоему, царю небесному Индре. Не губи себя, глупец, шаг этого Карлика больше целого мира! Где и на что ты будешь жить, чем будешь содержать сановников своих, свиту, жён и домочадцев. Как только ты потеряешь свою власть, все тот час же отвернуться от тебя! Первым шагом Карлик покроет землю, вторым всё небесное пространство и во всей вселенной не останется места, что принадлежало бы тебе! Куда ты предложишь ступить Ему тогда? Если не найдёшь Ему место для третьего шага то отправишься в ад, как не сдержавший царского обещания! Но благодари судьбу, великий государь, что обещание своё ты не скрепил Божьим словом Ом. Не заверенное священным словом обещание не обязательно к исполнению.
Откажись от обещания пока ещё не скрепил его священным словом, хотя будет оно делом предосудительным и постыдным, но ты убережёшь своё царство, свою власть, свои богатства и самого себя от многих бед, и лишений.
Запомни царь, неимущим ты будешь обречён на всеобщее презрение и после твоей смерти никто уже не вспомнит о тебе.
Свидетельство о публикации №225102600247