Дунай - матушка

2011 - из серии "в пути"

Подвернулся круиз – спецпредложение для работников в туристике.  Речной  круиз по Дунаю, от Пассау до Будапешта и обратно, неделя в начале августа, корабль пять звезд, серьезная скидка – и хотя до этого я и не смотрела в эту сторону, и речной круиз не входил в список желаемых путешествий, а города на Дунае не относятся к экзотическим, и большая часть их уже видена и неоднократно, я быстро записалась и получила подтверждение. Надо было как-то заменить Сахаровский Университет, которого первый год не будет, а до этого он был всегда в начале августа, начиная с 1990-го года. Вообще-то он был уже, начиная с 1980-го, но мы в нем появились через десять лет. И мы были в нём всегда, каждое начало августа, то одну, то две, а то и три недели, то в Лихтенфельсе, то в Виллибадэссене, всего 21 год. А теперь всё, нет его, и больше не будет. Но об университете как-нибудь отдельно, а вместо него в этом году круиз по Дунаю.

Как всегда, готовясь к путешествию, взяла в библиотеке путеводители, поискала информацию с помощью моего приятеля Гугла, начала читать, и сразу стало интересно.

В отличие от других рек, отсчёт километров по Дунаю идёт не от начала реки, а от её конца, от места впадения в Чёрное море, так как точно места «начала» никто не знает – река образуется от слияния двух речек в районе Боденского озера: Брех и Брегах. Если считать исток одной речки за начало, получается длина Дуная 2888 км, а если другой – то на 40 км меньше. Рейн, тоже важная в Европе и особенно в Германии река, короче в два раза. Дунай в немецком языке – существительное женского рода, поэтому его зовут «Матушка Дунай», а Рейн – «Батюшка Рейн». Эти немецкие «родители» еще и являются друг другу родственниками, это доказали еще в 19-ом веке простым способом. Дело в том, что Дунай недалеко от слияния своих первоисточных речек на каком-то участке уходит под землю. Эксперимент был следующий: перед уходом Дуная в подземное русло в воду бросили сотню тонн соли. Через полчаса соль появилась в Аахском источнике, который питает Боденское озеро, и из которого, в свою очередь, вытекает Рейн.

Дунай – не самая длинная и не самая многоводная река в мире, но, наверно, одна из самых многонациональных. Вдоль её берегов разместились десять государств: Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Сербия, Болгария, Румыния, Молдавия и Украина. Два десятка лет назад было только 8 государств (четыре новых появились, зато двух не стало – Югославии и Советского Союза), а два тысячелетия назад вдоль Дуная жили вообще совсем другие народы – маркоманы, готы, квады, гермундуры, языги, варвары, роксоланы, лангобарды, бастарны, нарискеры, сарматы (ау, где они все теперь?)  и римляне, которые воевали с этими народами, насильно в качестве побочного продукта принося им новый уровень развития – прокладывая дороги, строя крепости, мосты и города, принося с собой школы, римское право и римские бани, развивая технику, торговлю, образование, и, что важно для истории Дуная, судоходство.

Дунай образовывал полтысячи лет северную границу Римской Империи, и почти все большие города построились на месте римских пограничных крепостей. Пассау звался Кастра Батава, Линц – Ленция, Вена - Виндебона, Братислава – Посониум, Будапешт – Аквинкум. Римские суда курсировали по Дунаю, развозя провиант, оружие и легионеров, их изображение можно найти на Триумфальной колонне Марка Аврелия в Риме на площади Колонны, прославляющей победы римлян в маркоманских войнах во втором столетии по новому исчислению. Но после утверждения христианства в роли государственной религии, нашествий на Рим варваров, Великого переселения народов и распада Римской Империи, когда уровень цивилизованности в общем в Европе резко понизился, и пришло средневековье, заглохло и дунайское судоходство. Римляне ушли на заранее подготовленные позиции, чтобы превратиться в итальянцев, а их цивилизаторское влияние на окраинах империи оказалось наносным, и как оккупационное тут же забыто. Германские и прочие племена устраивали жизнь по своим собственным правилам и в судоходстве были не очень-то заинтересованы.

Но, начиная с Карла Первого (он же Великий), объединившего путем военных кампаний большую часть современного Европейского Сообщества в Каролингскую империю, т. е. в  Империю Карла, гордо назвавшую себя позже Священной Римской Империей, Дунай интенсивно использовался в качестве торгового пути, позволявшего завозить через Черное море диковинные товары с востока и юга в имперские пределы. Карл даже планировал с помощью канала соединить Рейн с Дунаем, но этот план был реализован только через тысячу лет уже в ФРГ.

Для движения по течению часто использовали одноразовые суда потому, что ход против течения требовал значительных усилий и не был предусмотрен при строительстве. Эти одноразовые корабли, строили без изысков, плоскими и угловатыми, в виде ящиков, которые в месте назначения разбирали на доски и продавали, как строительный материал. Для движения судов против быстрого течения использовали человеческую и прочую тягловую силу – бурлаков, а также лошадей. Судовладельцам, торговцам и речникам приходилось бороться не только с течением, но и с убытками. Виноваты были средневековые правила и законы – если проплываешь мимо моей пристани, то, во-первых, плати мне за «проплыв», а во-вторых, выгрузи товар, продавай его на моей территории в определенный срок, а только потом можешь забрать остатки на свою посудину и ехать до следующей пристани. Так в 12-ом веке между Линцем и Веной, которых разделяют двести километров, было 77 подобных таможенных пунктов. Кроме того, были еще и речные пираты. На суда принципиально брали матросами только неумеющих плавать, чтоб в случае опасности, они не могли покинуть корабль, а всеми силами старались бы спасти и судно и находящийся на нем товар. В народной немецкой песне, девушек призывали не выходить замуж за матроса-речника: «летом будешь без мужа, а зимой без хлеба». Ничего удивительного, что в 13-ом веке дунайское судоходство в таких неблагоприятных условиях зачахло. К тому же мировые торговые водные пути переместились из пресных вод в солёные – сначала командовала парадом Венеция в Средиземном море, потом Испания с Португалией открыли пути в старую и новую Индии через океан, - тут уже не до Дуная.

В первой половине девятнадцатого века, с изобретением парового двигателя начался современный этап судоходства – было образовано первое Дунайское пароходство – технический прогресс позволил судам с революционными паровыми котлами подниматься против течения гораздо легче, чем без них. К 1880-му году по Дунаю плавали уже около двухсот пароходов. На реке начались большие перестройки – спрямляли и округляли углы, строили дамбы, электростанции, запруды и всячески благоустраивали. Развлекательные речные круизы начались после первой мировой войны. Сначала плавали только по своей стране, потом стали заезжать в дружественные страны из своего военного блока, а после конца холодной войны уже по всему Дунаю вплоть до Черного моря.

Классический круиз по Дунаю начинается в городе Пассау, потому что только здесь река становится по-настоящему полноводной, в нее вливаются реки, собирающие воды на альпийских склонах. Город построен на месте слияния сразу трех рек: горной речки Ильц, полноводной Инн и самого Дуная. Река Инн крупнее Дуная, и можно считать, что Дунай впадает в Инн, но исторически текущий после слияния поток называют всё-таки Дунаем.

В Пассау живут 50 тысяч жителей, из них пятая часть студенты местного университета, выросшего на основе созданного почти четыреста лет назад философско-теологического института, создание которого, в свою очередь, объясняется тем, что город издавна был католическим центром. В восьмом веке здесь уже был большой монастырь и епископство. Потом епископ объединил в одном лице пасторские и княжеские функции и правил как монастырями, так и прилегающими землями. Город славился богатствами, регулярными наводнениями и пожарами. После одного из таких пожаров с плачевными последствиями Пассау был заново построен итальянскими архитекторами и строителями, определившими вид сегодняшнего центра города. В средние века итальянские строители пользовались большим спросом при строительстве престижных зданий, касается ли это московского Кремля или епископского Пассау. Власть епископов закончилась в 19-ом веке в результате секуляризации и перехода во владения Баварии, но епископ в очищенной от светской власти католической функции есть в Пассау до сих пор.

В круизный сезон огромные толпы туристов заполняют старый город Пассау и его музеи. Нам присоединиться к ним не пришлось. Мы решили до Пассау, это где-то немногим больше четырехсот километров от нашего дома, доехать на машине, но вместо запланированных четырех часов мы ехали пять с половиной – на ремонтируемом и поэтому суженом до двух полос автобане была авария, на разборке которой участвовали технические службы, полиция, скорая помощь, в общем, проезжей осталасть только одна полоса, и пробка образовалась изрядная. Стоять не пришлось, но больше часа мы тащились «перебежками». Приехали поэтому в Пассау всего за два часа до посадки на корабль и решили сначала сдать машину в гараж. Этот гараж полность специализируется на круизниках. К въезжающей на территорию многоэтажного гаража машине, тут же подбегает сотрудник, забирает из багажника чемоданы с бирками, содержащими информацию о названии корабля и номере каюты, и багаж направляется своим путем в эту каюту уже независимо от владельца. Водитель же оплачивает парковку на неделю, ставит машину на отведённое место и на автобусе, предоставляемым гаражем, доставляется к кораблю. Машин и людей в гараже было много – в этот день Пассау покидало 14 кораблей разных турфирм. В городе две большие пристани, и обе заняты стоящими в два ряда речными круизными судами, один корабль держится на привязи к пристани, а второй за ним пришвартован к первому. Пассажиры второго корабля проходят через первый насквозь. Корабли все приблизительно одного размера, (так наш был 110 метров в длину и 11 метров в ширину), но различаются годами постройки, местом приписки и комфортностью. Наша «Виста-Прима» оказалась прошлогодней постройки и швейцарской приписки, т. е. желать большего было невозможно. Много было украинских судов постарее с привычными именами «Волга», «Днепр», «Киев», «Украина», а также румынских. Главные отличия между старыми и новыми в окнах – у новых наружная стена кабины стеклянная и раздвижная, в открытом виде трансформирующая всю кабину как бы в большой балкон, а в моделях постарше традиционные окна, да к тому же есть перед окнами проход. В остальном все они очень похожи: на самом нижнем уровне, слегка возвышающемся над водой, моторы, техника, каюты команды и несколько пассажирских кают низшего класса с маленькими окнами. На следующих двух - каюты получше, салон и ресторан, а на самой верхней палубе – шезлонги, зонтики, столы, шахматы, джакузи и прочие развлечения на свежем воздухе. В хорошую погоду большинство пассажиров проводит время именно на этой солнечной палубе, любуясь окрестностями, загорая, читая, играя и забавляясь своими ноутбуками. Все корабли были на службе немецких туроператоров, обслуживающих преимущественно немецких туристов выше среднего возраста.

Пассау мы увидели только из окон гаражного автобуса, ну, ничего, погуляем на обратном пути.

Дунай – очень живописная река. Вода в ней оливково-зеленого цвета, потому что она отражает в себе высокие густо покрытые зеленью крутые берега. Кроме лесов и виноградников на берегах встречаются в большом количестве крепости, замки, живописные руины крепостей и замков, а также множество монастырей. Круиз нам понравился, но я не буду описывать города – постарайтесь увидеть их сами.


Рецензии