Прянишников. Порожняки
Этот художник своим происхождение всеми своими родословными корнями был русским. Он родился в селе Тимашово Калужской губернии. Его отец был купец первой гильдии. И мать его тоже была из рода калужских купцов.
Из всех известных нам отечественных художников не так уж много тех, на картинах которых мы видим нашу Россию низового, то есть самого обширного слоя того времени. Мужики, бабы, детишки.
А мы уже не знаем той России. Не знаем! Ушло то время. Мы отстоим от него на полтораста лет. Жили русские люди по-другому, одевались по другому. У них были другие привычки, нравы, другой ритм жизни. Совершенно другой образ жизни. И другая жизненная среда. Даже другие цели и устремления. Всё другое. Ни компьютеров, ни смартфонов, ни телевизоров, ни футбола, ни всего спорта такого, каким мы его знаем в наше время, то есть как массового зрелища. Ни поездов и самолётов. Даже электричества не было. Много чего не было из того, чем мы живём сегодня. Непонятно , особенно молодёжи, как же они могли жить без всего этого.
Главное, они не знали, что ждёт страну нашу в предстоящие годы, какие потрясения, ужасы и гибельные войны предстоит пережить в исторической перспективе. Они не знали, а мы знаем. Мы сильно обогатились знаниями во всех областях. Стали ли мы добрее и умнее – это большой вопрос.
И тем не менее мы всматриваемся с огромным любопытством и интересом в то, кем мы были много лет назад. Для этого есть только одно средство – это живопись. И художники , которые показали то время в различных картинах и лицах. И никакие литературные описания не могут нам их заменить. Живопись настоящая, а не выкрутасы в виде абстракций и чёрных квадратов, которые ничего не дадут ни уму, ни сердцу. Скажем спасибо одному из этих живописцев по имени Илларион Прянишников.
*****
Жил – был мальчик. Его звали Иларион. Он был младшим в семье и его очень любил отец. Баловал. Он собирался сделать из него достойного продолжателя семейного дела. Нормально, чему здесь удивляться. Он говорил: « Я небогат, зато Лариоша богатым станет и именитым. Прославит он наш род. Глядите, — скажут люди, — вот идет богатейший из богатейших, почтеннейший из почтеннейших Илларион Прянишников и будут кланяться ему в пояс».
Лариоше исполнилось десять лет и его привели в лавку помощником. Нечего время терять. Пусть приобщается к настоящему делу. А у мальчика уже появилось страстное увлечение. И способности тоже. Рисование. Все свободно время он рисовал на всём, что попадало под руку. Лучше всего для этого подходила обёрточная бумага. И рисовал всё, что попадало в поле его зрения. Дома, переулки, небо, облака, тучи, солнце. А еще ребятишек , сидящих на заборе, слетающих на санках со снежных горок. Всё, что впечатляло его детскую душу.
Поначалу отец смотрел на все это, как на баловство. Чем бы дитя не тешилось… Но баловство стало принимать все более серьёзные формы. Оно переходило в мастерство, в то, что мы называем искусством. Но тем не менее папаша вопреки природе и увлечённости мальчика отправил его в Москву учиться торговому делу. Отправил к его крёстному отцу. А тот был тоже купец. Но более успешный и при деньгах.
Но нет, против природы не попрёшь, Торговля с души воротила, Тупая трата времени.. На что тратятся годы. Неужели так и стоять за прилавком всю жизнь? Крестник, к счастью, понял это. Понял душу ребёнка и не захотил вставать поперёк его судьбе.
Уступил купец просьбам своего крестника отдать его учиться живописи, оплатив при этом обучение. Не подкачал Илларион. Он успешно выдержал экзамены, и начал учиться рисунку в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Это здание существует и поныне на углу Мясницкой и Бульварного кольца. В нем и поныне студенты учатся держать кисть в руке и творить произведения в доброй реалистической манере без модернистких выкрутасов. То есть в манере настоящих художников-передвижников.
Но вот беда – год спустя умер его благодетель. И некому стало платить за его учебу. И пришлось ему вновь идти в лавку на заработки, «мальчиком» к купцу.
В 1856 году, накопив денег на продолжение обучения, Прянишников возобновил учёбу. До 1866 года Илларион Прянишников учился у таких мастеров, как Е. С.Сорокин, Е. Я. Васильев. Именно Васильев позднее добился для талантливого ученика права на бесплатное обучение и предоставил ему жильё. Особенно Прянишников близко сошёлся с Василием Перовым. Они вместе снимали дешевое жилье. Зимой, как известно холодно, а у них была одна шуба на двоих. Они носили её по очереди.
В 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре.
В год окончания училища, за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве», написанную под влиянием пьес А. Островского,Прянишников был удостоен большой серебряной медали и звания классного художника 3-й степени.
Картина известна и сегодня. «Шутники. Гостиный двор в Москве». У этой картины обязательно останавливаются группы с экскурсоводом. Есть тут , о чём поговорить и что рассказать. На первый взгляд здесь зрителю не совсем понятно , что происходит. Особенно сегодня. Подвыпивший дядька выделывает кренделя под гармошку в окружении людей , одетых в дорогие меховые шубы.
Нужны пояснительные слова. Богатые купчины ввели какого-то бедолагу до хорошего подпитие, а тот и рад стараться, стал веселить почтенную публику в надежде заработать щедрые чаевые. А ведь дедок – не то нищий, не то опустившийся пьяница, уже хорошо в возрасте. Жалкое зрелище вызывает одновременно и презрение, и сочувствие. Надо сказать, что художник был воодушевлен на этот сюжет пьесами Островского, с которым он был хорошо знаком.
Если вы не знаете эту картину, то найти в Интернете не проблема. Обязательно посмотрите. Картина стала популярна в то время. Её хотели даже послать на международную выставку, как забавную жанровую картинку. Но не послали. Одумались. Решили, что заграница поймёт сюжет, как черту, свойственную всему нашему народу. Дикость и безжалостность. Лучше не надо. Зачем показывать свои язвы просвещённой Европе.
*****
Прянишников был одним из тех, кто принял самое активное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок. У этого объединения было две цели. Первая – приобщать к искусству живописи, а если сказать шире, то и всей нашей культуре, не только столицы, но и отдалённую провинцию. И вторая цель, не сильно высказанная, коммерческая цель. Художник творит не только ради своего удовольствия, но и на продажу. Рынок можно хорошо расширить, передвигая выставку по всей Росси. И это нормально. И это хорошо. Потому как Передвижники стали огромным общественным явлением и лицом целой эпохи. Они как бы повернули нам всем глаза зрачками внутрь, пользуясь выражением Шекспира. Россия увидела саму себя в волшебном зеркали, явившего нам многоликую Россию. Во всех видах и состояниях. Как позже будет сказано, с позиций критического реализма. Может быть где-то иногда пережимая в этой критике.
Прянишников участвовал и сам почти во всех выставках и был бессменным членом правления Товарищества. И не надо думать, что в него принимали всех, кого попало. Это право ещё нужно было заслужить. И каждый раз новый приём обсуждался Правлением. Критериев было два. Мастерство и соответствие художественной стилистики сообщества.
*****
«Порожняки» Эта картина экспонировалась на первой выставке Передвижников. И сразу же была замечена критикой, как крупное достижение русской живописи. Да, именно так. А что тут такого крупного, спросит зритель. Вот едет обоз в морозный вечер. Начинается вечерняя заря. В последних санях – розвальнях сидит весь скрючившись от жестокого холода парень. Есть движение, а сюжета никакого.
Для того, чтобы понять эту картину, надо долго–долго постоять перед нею. Напрячь все свои чувства и перенести на себя ощущения, исходящие от неприметного без красот пейзажа. Степь, да степь кругом. Путь далёк лежит. И вот тогда, когда злой холод пронзит все ваше телесное существо, тогда вы и поймёте , о чем речь идет на этой картине, и что нам хотел сказать художник. Это вам не «Чёрный квадрат», который вам ничего не скажет, кроме простейшей геометрии.
Но и для этой картины тоже всё-таки нужны пояснения для современного зрителя. В деревню возвращается, возможно, из Москвы, длинный крестьянский обоз. Когда ехали туда, то есть в Москву, эти сани были наполнены всяким добром на продажу. А теперь обоз возвращается в дальнюю деревню. Продали всё. Возвращаются порожняком. Вот и бедного студента прихватили в дорогу дальнюю.
Одет он плохонько. Шинелька только. Но при всем при этом он не забыл прихватить с собой книжки и учебники. Вот они перехваченные бечёвкой у его ног. На глаза надвинута форменная фуражка. Она не спасает от холода. Обе руки он засунул глубоко в карманы. А рядом с обозом кружит стая ворон. Зловещий знак, который только усиливает чувство жалости к студенту. Прянишникову было прекрасно знакомо это состояние. Помнил он и то время, когда он с Перовым делил одну шубу на двоих.
По всему, этот молодой человек – семинарист , получивший увольнительную. Он едет в санях, любезно предоставленными ему односельчанами, навестить своих родителей крестьян. Семинаристов именовали тогда бурсаками по-простому. Салтыков-Щедрин так писал по поводу этой картины: «Вы видите семинариста в пальто, который скорчившись в санишках , очевидно томится одним вопросом: доедет ли он или замёрзнет по дороге.»
Но он согревает себя мыслью , что наконец-то он отдохнёт от учёбы, муштры, шума, голода и прочих прелестей семинаристского быта. Жизнь семинаристов того периода не была роскошной, порой приходилось жить в тесных комнатах по 10 человек, недоедать, терпеть нужду и дедовщину.
*****
В семинариях тихие домашние мальчики быстро менялись до неузнаваемости. В то время обстановка в духовных школах, как ни странно, провоцировала на дурные и аморальные поступки, развивала пристрастие к карточным играм, курению и алкоголизму.
Вот что вспоминал митрополит Евлогий:
"В духовное училище дети поступали - крошки, девятилетние мальчики. Их привозили из теплого семейного гнезда - в казарму. Какую бурю они, бедные, переживали! Их распределяли по койкам. Приезжали они нежные, сентиментальные, доверчивые - и переживали, каждый по-своему, настоящую драму».
А я вспоминаю писателя Помяловского и его самую знаменитую книгу «Очерки бурсы». Я недавно её перечитал. Я думал, как и все наверное, что в духовной семинарии учат нечто высокому и исключительно духовному. И живут они в благодатной среде, отрешившись от всего земного. Семинарист, в моих глазах, это молодой человек не совсем от мира сего. Главная книга верующего человека – это Библия. Она учит жить в отстранённости от мирских дел, нестяжательства и плотских удовольствий.
Я не знаю, как обстоят дела сегодня в духовных семинариях, но вот Помяловский показал внутреннюю жизнь одной такой семинарии. А он знал, о чём он писал. Он сам жил и учился за казенный счёт в Александро-Невском духовном училище. В бурсе. Мальчик восьми лет был определён во второй приходский класс. Уже сразу ученики принялись было измываться над впечатлительным и доверчивым юнцом, но под защиту его взял один из тамошних «силачей», друг его старшего брата. Не было благодати, а была борьба за выживание и вынужденное приспособление к негласным законам жестокой среды.
В семинарии широко практиковали телесные наказания. В условиях «нравственного безначалия» и физического насилия Николай стал учиться плохо и в следующем классе просидел четыре года вместо двух.
Всего в училище Помяловский провёл восемь лет, до 1851 года. Быт и нравы училища он впоследствии отобразил в своих знаменитых «Очерках бурсы», где себя вывел в образе бурсака по кличке Карась.
По его собственным подсчётам, в бурсе его выпороли четыреста раз, кроме того, он почти каждый день стоял на коленях, часто бывал оставлен без обеда и подвергался другим наказаниям от учителей и начальства.
Читал я эти страницы и невольно думал о том, что все эти бурсаки, выросшие и воспитанные в жутких условиях казарменной среды, в которой Богу никак не место, будут служителями культа, наместниками Бога на Земле. Они, бывшие барсуки , будут духовно окормлять приходящую паству.
Сам Помяловский после выхода из семинарии никак не мог устроиться в жизни. Сильно запил. В сентябре 1863 года у него случился сильный припадок белой горячки , который длился несколько дней. Под влиянием галлюцинаций писатель стал готовиться к уходу из жизни, просил яду, собрал свои бумаги с сочинениями и написал завещание.
Однажды ночью в октябре он впал в беспамятство и скончался на 29-м году жизни. Так закончилась жизнь несчастного бурсака , выведенного в книге под именем «Карась».
. «Очерки» имели огромный успех, произвели сильное впечатление и доставили автору большую популярность, нежели все его другие произведения. Прочтите это удивительное произведение о времени, давно отошедшее от нас.
*****
А на картине мы видим семинариста (бурсака), который скоро покинет духовное учебное заведение, в котором он провёл большую часть своей жизни. И каким бы оно не было, оно стало родным для него. Он, по всей видимости, был хорошим, учеником. Он даже в отпуск взял с собой нужные книги. Вскоре он увидит своих родных. А вы помните, как встретил казак Тарас Бульба своих двух сыновей семинаристов в отчем доме. Весьма презабавно. Вспомним также, как бурсаки, выпущенные на волю на краткий отпуск, в радостном возбуждении выбегают из стен альма матер. И что случилось с одним из них вскоре. Повесть «Вий». Потрясающе описание, закончившее столь трагически для несчастного бурсака. Эдгар По должен был бы обзавидоваться после прочтения и описания всех ужасов, приключившихся с главным героем повести.
Мы не знаем, как сложится жизнь дальше этого студента. Всё может быть. Он сам должен знать известную фразу « пути господни неисповедимы». И это правда, но и от него самого тоже много зависит в жизни. На Бога надейся, да и сам не плошай. Будем надеяться на лучшее.
*****
А эта картина была уже куплена одним коллекционером задолго до открытия выставки. Но она очень понравилась и Павлу Третьякову. Но поздно. Что делать. И он противно собственному правилу не иметь повторений и копий в своём собрание заказал художнику повторение картины. И оно оказалось даже лучше оригинала и находится с тех пор в постоянной экспозиции музея.
Художник Илларион Михайлович прожил не очень длинную жизнь. Он скончался в марте 1894 году. Ему было 53 года. Его похоронили на кладбище Ново-Алексеевского монастыря.
Но вот могила его была со временем утрачена. Надо вспомнить, каким это было время. Да, могила утрачена, но сохранилось многое из того, что было создано этим художником. Это благодаря ему и его товарищам передвижникам мы видим Россию такой, какой она была в его время. Исторически это было и наше время.
Свидетельство о публикации №225102600738
Людмила Алексеева 3 26.10.2025 12:00 Заявить о нарушении
