Наследие Победы в ВОВ как квинтэссенция педагогики

               
Наследие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов как квинтэссенция педагогического фундамента начальной школы 

(тезисы конференции, посвящённой Году Защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., состоявшейся в ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»)
 
Аннотация: невозможно рассматривать Российскую государственность, историю страны, фундаментальные основы духовно-нравственного воспитания, самоидентичность и патриотизм без изучения опыта и уроков Великой Отечественной войны, её трагических страниц и закономерной победы. Именно это в большей степени, наряду с героической историей нашей державы должно ложиться в основу системы воспитания современной молодежи. В сочетании с такими качествами, как конкурентоспособность, интеллект, яркая и активная гражданская позиция, способность противостоять вызовам и угрозам со стороны вероятного противника в условиях современной геополитической обстановки, скрытых внутренних угроз для нашего общества и государственности, они должны стать достойным преемником воинского и трудового подвига своих предков, продолжателями славных традиций поколения фронтовиков. 

Ключевые слова: Великая Отечественная война, наследие Великой Победы, начальная школа, патриотизм, гражданская позиция.
 
Формирование гражданственности и патриотизма — фундаментальная задача образовательного процесса, многоаспектный социальный интеграл общественной жизни и проявление яркой и активной гражданской позиции человека — участника этого процесса [6].
Целью воспитательной работы является совершенствование и развитие у студентов патриотического мировоззрения и сознания, чувство причастности к культуре, истории, традициям государства, желание служения своей Родине, ее защите и развитию [5].
Показателем работы в данном направлении считается активность студентов, участие их в патриотических мероприятиях, знание культуры и истории Отечества, бескорыстное желание защищать свою страну, работать на благо ее процветания [4].
Параллельно с этим нельзя не отметить события в международном социуме, решения которых также необходимо учитывать для воспитания патриотизма. Именно сейчас это особенно важно, когда наша Родина находится в непростой ситуации в условиях многозадачности и необходимости принятия порой неординарных решений для укрепления своего суверенитета. Когда решаются вопросы консолидации общества, обостряются противоречия между героизмом и предательством, верностью и преданностью Родине, Отечеству.
Символично, что празднование юбилея Победы, совпало с рядом исторических и судьбоносных событий, ставших на современном этапе развития мировой политики сложнейшим этапом формирования основ нашего общего будущего, исключительной независимости и истинного суверенитета наших границ, защищенности граждан как на исторических территориях, так и в новых субьектах Российской Федерации.
Созидание и защита Родины — главная судьба и цель исторического развития России [1]. Защита Отечества — священный долг перед предками и для потомков.
К большому сожалению, реакционный Запад не оставляет своих агрессивных планов. Попытки возрождения неонациской идеологии, открытые террористические и экстремистские действия против мирных граждан, ложь о стремлении к мирному сосуществованию, подготовка к агрессии против России, стремление к ее расколу и ослаблению – вот одни из многочисленных постулатов враждебных нам стран.
Мы никому не позволим это сделать. Гарантии мира и безопасности России надежно обеспечены её Вооруженными Силами и единством народа.
Сейчас, накануне Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов крайне важно рассматривать исторические моменты не только в сугубо теоретическом плане, но и усиливая и подкрепляя их практической составляющей. Параллельно с ратными подвигами в нашей истории значимое место занимает и трудовой подвиг советского народа, его проявленное мужество, героизм нередко в тяжелейших условиях созидания победы в тылу.
Наша страна вынесла на себе основной груз в борьбе с нацизмом, с его нечеловеческой, звериной идеологией, жесточайшей агрессией под Москвой и Сталинградом, в Белоруссии, на Кавказе, Крыму, пережила блокаду Ленинграда, освободила Европу от вражеских полчищ.
В результате победы наше государство стало основной сверхдержавой в мире, заняло особое исключительное место в мировой системе ценностей и приоритетов, обогатилось беспрецедентным опытом и  наследием, которое передавалось и передаётся последующим поколениям — потомкам победителей, где самым важным элементом стал духовно-нравственный, этический и моральный человеческий капитал, приобретённый в годы суровых испытаний.
На протяжении всей истории Российской государственности Православная церковь была ведущей и значимой составляющей в жизни страны, её благотворная и жертвенная деятельность в годы ненастий и лихолетий сыграла важную роль в жизни общества, когда она целиком отдавала себя служению народа. Матерь-церковь благословляла на служение Отечеству, духовно окормляла нуждающихся, проповедовала добро, осуждала фашизм и нацизм во всех его проявлениях [2]. В годы Великой Отечественной войны церковь и верующие наряду со всеми значительно пополняли Фонд обороны, безвозмездно строили на свои средства танки, авиацию и другую военную технику, направляли средства на функционирование госпиталей, оказывали помощь детским домам и приютам.
Пройдёт совсем немного времени, и вся многонациональная и регионально разнообразная наша страна будет отмечать 80-летний юбилей Великой Победы над коричневой чумой ХХ века. Для человеческой жизни это очень большая цифра. Для сегодняшних студентов это вечность, с учётом того, что мало кто из ныне живущих помнит трагические события войны. Наша задача, задача педагогов, — не требовать от них помнить войну, а объяснять и воспитывать, показывать своё отношение к прошедшим событиям на собственном примере, относиться с уважением к тем немногочисленным оставшимся в живых ветеранам, детям войны — труженикам тыла, давшим нам возможность мирно и созидательно жить [3].
Память о Великой Победе остаётся живой связующей нитью прошлого с настоящим, нашей великой историей и непреклонным менталитетом. Всё это требует сочетания с современной реальностью, анализом уроков прошлого для будущего.
Наследие Великой Победы для педагогов в части реализации положений духовно-нравственного воспитания молодежи заключено, прежде всего, в самом педагогическом процессе, в сочетании поликультурности и метапредметности содержания учебных дисциплин, исключая однобокий подход и зацикливание исключительно на одном своём предмете, где ведущее место занимают дисциплины социально-гуманитарного цикла. Крайне важно в своей работе использовать различные методические формы, используя проектную деятельность, знакомство с музеями боевой и трудовой славы, проведение экскурсий по местам сражений, до участия в военно-патриотической работе в отрядах поисковиков, вахтах Памяти, волонтёрском движении, участие в поисковой деятельности по захоронению останков неупокоенных героев. Не случайно сказано, что пока остаётся хоть один незахороненный герой, война продолжается. Очень важно обратить внимание студентов на их семьи, чтобы почувствовать историю, прежде всего, своей семьи, дать почувствовать причастность к истории страны не от общего, а от частного, через семью, с её традициями, обычаями, героями посредством фотографий, писем, наград, удостоверений, других документов, личных вещей.
В своей работе мы должны отойти от формального подхода, базирующего на административном принуждении и обязательном участии, и всеми силами стараться достигнуть результата посредством осмысления студентами того факта, что от правильного понимания своей истории зависит будущее государства, его суверенитет и независимость, мощь и авторитет на международной арене, будущее их самих, а также их детей и внуков.
Память о Великой Победе должна жить в душе и сердце каждого из нас.
 
Литература
1. Брянцева М.В. Социально-гуманитарное образование молодёжи в современной России / Брянцева М.В., Хутин А.Ф. // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2012. № 3. С. 5-15.
2. Быковская Т.Е. Современная семья как система ценностных ориентаций ребёнка / Быковская Т.Е. / В сборнике: Нравственное воспитание детей и молодёжи в современных условиях. М., 2014. С. 376-380.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Портал документов Министерства образования и науки Российской Федерации / Режим доступа: https://xn-- 80abucjiibhv9a.xn-- p1ai/ /922
4. Хутин А.Ф. Патриотизм как феномен общественного сознания / В сб.: Интеллект XXI века: Сборник материалов научно-практических конференций и профессиональных конкурсов. Избранное / Под. ред. А.Ф. Хутина, Л.А. Трусовой. 2015. С. 168-172.
5. Хутин А.Ф. История и литература – основа формирования патриотического сознания учащейся молодёжи / Хутин А.Ф./ В сборнике: Эффективные технологии и методы реализации идей и требований современного образования: Сборник материалов научно-методического Интернет-семинара / Под ред. Л.А. Трусовой. 2016. С. 6-8.
6. Хутин А.Ф. Нацизм, фашизм, национализм: аналитический подход к понятийным историческим категориям в изучении гуманитарных дисциплин в вузе/ Хутин А.Ф., Брянцева М.В. //Проблемы современного образования. 2020. № 2. С. 66-76.
 


Рецензии