Есть ли разница между есть и кушать

В бытность моих хождений с рюкзаком по горам Кавказа и Таджикистана наш инструктор повторял: «Не делайте из еды культа!». Это и было моим девизом тех лет. Любые разговоры о еде я считал ниже духовной сущности человека и откровенно игнорировал. Хотя теперь с удовольствием вспоминаю борщи и вареники моей мамы украинки. Но любые деликатесы мне заменяла сковорода жареной картошки и я мысленно благодарил Колумба. Отец мой, армянин, особых пристрастий к пище не проявлял. И лишь гораздо позже я случайно узнал, что в бытность работы главным хирургом Московской области он совершал регулярно и тайно походы в «Арагви».
С возрастом моё отношение к еде стало более извиняющим и я стал понимать разницу между обыденным есть и возвышенным кушать.  В молодости я ел абы какую пищу. В России ели, часто «перехватывали» на бегу, а вот на Кавказе кушают. Кушать- это важный ритуал, находящийся едва ли не в самой сердцевине жизни, идущий из глубокой древности - от пиров древней Греции и Востока, на которых обменивались новостями,заключали важные политические и торговые договоры и сделки, внимали искусству. Вспоминается эпизод из «Фильма «Мимино»: «Я такую неприязнь к нему испытваю, что даже кушать не могу!».
Теперь я могу отдать дань уважения разным национальным кухням: грузинской за сациви, лобио и хинкали, армянской за сыр чанах завёрнутый в трубочку тонкого лаваша,  аджап сандал, татарской и казахской за бишбармак и кумыс, узбекской за плов, эстонской за ватрушки,  салаку и пиво, литовкой за цеппелины, еврейской за фаршированную щуку... Я умышленно не упомянул кавказский шашлык, который давно стал международным брендом, как итальянская пицца.
О русской кухне в аскетические годы строительства коммунизма приходилось лишь вздыхать, читая классиков литературы: Гусь жареный, белорыбица, блины с икрой, расстегаи, которых так жаловали русские аристократы Льва Толстого и чеховские дачники.
Сохранение национальной кухни - основа национальной самоидентификации - дом, национальность начинаются со вкусовых ощущений, запахов готовящейся пищи как первых услышанных слов . Мама моего двоюродного брата впервые ознакомила меня с долмой в виноградных листьях ,мама друга Гарика Айрапетова с супом пити и многокомпонентным супом сыпас... Из своего скромного опыта я сделал вывод, что грузинская кухня пламенно острая, армянская более склонна к солениям. Конечно и в советское время никто не отменял в России наваристых щей,ушицы и бабушкиных пирожков на дни рождения. Ныне же Российская, русская кухня, оттолкнувшись от интернациональной безликости познаёт сама себя в виде тех же пирожков, блинов с разнообразной начинкой, вспоминает опыт кухни монастырской. Однако   расстегаев я пока ещё не встречал.


Рецензии