Правда мобилизационной экономики Сталина

Раскрою правду, на актуальности которой настаивает Валентин Катасонов - правду о необходимости перехода России на мобилизационную экономику Сталина.

Эта правда ныне скрыта полным непониманием того механизма денежной эмиссии, которую фактически практиковал Сталин и благодаря которому СССР вырвался вперёд по ключевым направлениям научно-технической гонки с Западом.

Многих пугает термин «мобилизационная экономика», - будто речь о возврате к административной системе. Это недоразумение основано на приписывании Сталину тех недостатков экономики, с которыми он боролся, как с наследием троцкизма.

Насильственную коллективизацию крестьянства приписали ему, а сам он - в работе «Экономические проблемы СССР» - назвал её национальным преступлением!

Показательны острые споры Сталина с представителем Госплана СССР по методологии планирования. Из них явствует, что Сталин предвидел волюнтаризм Хрущёва, и что истинным виновником развала СССР станет не Хрущёв или Горбачёв, а Госплан СССР, - как троцкистский центр администрирующей технократии!

Если бы Сталин объявился ныне во главе России, он отмёл бы как вздор призывы национализировать предприятия и восстановить Госплан. Ибо для него юридическая форма собственности предприятий была вторична.

Он воспринимал любое предприятие как силу, мобилизующую общественные ресурсы ради определённых проектов: при  нём кооперативные предприятия имели оборонные заказы, а золотодобыча поручалась частным артелям.
Он в 1934-1936 гг. переформатировал колхозы, - отстранил голодранцев большевистского призыва от руководства колхозами и исправил троцкистские перегибы, вернув власть исконным деревенским советам вместо так называемых комитетов бедноты (комбедов).

Это Хрущёв, в троцкистском задоре, конфисковал частный сектор советской экономики. У Сталина таких шагов даже в мыслях не было.

Сталин осознал коммунистическую природу денег, открытую Дж. М. Кейнсом, и грамотно использовал деньги не как ресурс, а как лишь правовой инструмент управления ресурсами,  функционирующий как количественно данные права приобретения товаров и ценностей.

Он рассматривал эмиссию денег, как эмиссию прав! В этом тезисе — ключ к пониманию сути мобилизационной экономики по Сталину.

Мобилизационная суть эмиссии денег при Сталине

Сталин возмутился бы, узнав, что созданную при нём экономику назвали сталинской, - настолько она сформировалась не так, как хотелось, а так, как получилось.  Его Верховный разум всю дорогу бежал, словно впереди «паровоза обстоятельств», - впереди раскрученного маховика развития экономики, сложившегося при власти Троцкого.
Сталин был поставлен Бухариным в 1927 году  во главу административной системы, созданной  Троцким и пронизанной троцкистскими решениями. Этим объясняется необходимость борьбы Сталина с троцкистами.

 Реальная советская экономика складывалась борьбой взаимно исключающих друг друга начал, каждое из которых было чревато особой общественно-экономической формацией, одну из которых, очищенную от чужеродных моментов, я называю сталинской моделью мобилизационной экономики, - она состоит в следующем.

Деньги есть не ресурсы, а всего лишь права, которые нелепо ограничивать какими-то лимитами или фондами.

Первичны ограничения по реальным ресурсам — людским и материальным. А денежные ограничения вторичны — для государства и общества их вообще нет, они могут быть установлены только для конкретных предприятий или проектов.

Налоги истинному государству, как носителю реальной власти, вообще не нужны.

Налоги есть пережиток средневековья, когда государства и их бюджеты формировались бандитскими сходками феодалов, живших сборами дани с подвластных земель и выбиравших королей, как держателей феодального общака.

Все государства Запада неполноценны! Они сложились в бандитской парадигме отношения к деньгам, как к инструменту сбора дани.
Главным преступлением в мире Запада является неуплата налога. Аль-Капоне был осуждён и посажен в тюрьму не за то, что был главой мафии, а за неуплату налогов — взносов в общак.

Полноценному государству, создававшемуся Сталиным, налоги были не нужны: оно  должно было само выпускать и защищать деньги, как права доступа к ресурсам.

Любой человек, любое предприятие и любое учреждение рассматривались Сталиным как реальный центр мобилизации ресурсов ради реализации того или иного общественно значимого проекта — будь то проект устройства собственной жизни, либо проект выпуска какой-то продукции, либо проект инфраструктурного сооружения, либо выпуска оружия, либо покорения космоса или Енисея...

С каждым проектом носится какой-то инициатор, - предприниматель, нуждающийся в денежно ограниченном праве мобилизации ресурсов, или руководитель готового предприятия (учреждения), дерзающий расширить возглавляемое им дело...

Все проекты и предприятия претендуют на те или иные ресурсы, а в обществе в целом эти ресурсы всегда по факту ограничены.

Задача Верховной власти — обеспечить выявление всевозможных проектов и организовать их оптимальную реализацию по следующей, условно-идеальной, схеме.

Каждому даётся возможность заявить свой проект и свою претензию на ресурсы для его реализации. Например, уже сложившееся предприятие, производящее известную и важную продукцию, готовит на очередной период финансовый план, как заявку на деньги, обоснованную сметой целевых расходов на 150 млн. рублей, с уже установленными ценами, тарифами и объёмами ресурсов и комментарием, мол, 100 млн. рублей будут освоены на приведение в движение уже имеющихся трудовых ресурсов и основных средств, а 50 млн. нужны для привлечения дополнительных ресурсов, -  для расширения производства или подготовки новой продукции.

Верховная власть придирчиво спрашивает: а Вы уверены, что сможете найти и мобилизовать  достаточно  ресурсов согласно заявленной смете проекта?

Если соискатель финансирования уверенно показывает возможность привлечения требуемых трудовых и материальных ресурсов, то Верховная власть принимает решение: открыть соискателю счёт в Госбанке, на который просто записать 150 млн. рублей, поручив Госбанку осуществление функции проектного финансирования, то есть строгого слежения за целевым использованием этой суммы, включая и контроль цен приобретаемых ресурсов.

Все предприятия, получив на очередной период подобные финансовые планы, сумма
которых наперёд ничем не ограничивается,  - приступают к мобилизации реальных ресурсов, в том числе развешивают всюду объявления о приёме на работу новых сотрудников.

По концу года подводятся итоги. Кто-то реализовал проект полностью, сумев найти и мобилизовать нужные ресурсы, а у кого-то повисли не истраченные деньги.

Принимая отчёты по проектам, Верховная власть гасит не истраченные деньги, как не реализованные права, - чем и осуществляет балансирование выпущенных денег с фактическими ресурсами общества.

При этом никакой инфляции заведомо не будет: «лишние» деньги, как не использованные права, регулярно просто гаснут...

По этой схеме разворачивалось социалистическое соревнование, в частности, между конкурирующими фирмами Туполева, Яковлева, Сухого и других генеральных конструкторов самолётов за доступ к ограниченным ресурсам  общества.
И, вместо денежных фондов, как при капитализме, в СССР приходилось, исходя из общих интересов, управлять распределением материальных фондов оборудования, материалов, земли, трудовых ресурсов и т.д.

  Суть мобилизационной экономики Сталина — не в административной системе, а в том, что каждому предпринимателю и каждому учреждению даётся механизм мобилизации реальных ресурсов на свои проекты, а Верховная власть управляет приоритетами, оптимизацией и рисками реализации совокупности всех проектов.

Раскрытие этой правды - одна из задач Концептуального Экономического Форума, открытого первым докладом, изложенным здесь:  http://proza.ru/2025/10/25/78


Рецензии