Моё открытие Адриатики. Часть первая

   (Продолжение саги об одесской девочке)

Увлекшись рассказом о семейных перипетиях, я упустила одно отрадное воспоминание, таящееся в уголке моей памяти в виде золотисто-голубого облачка. Нет в этом воспоминании ни грандиозных соборов, ни царских палат, а только море, солнце и живописные красоты  Адриатики. Хотя нет, нет! Приоткрыла мне своё личикоо «моря царица, Веденец славный», но только приоткрыла.  Впрочем, расскажу по порядку, как было записано в моей записной книжке..

17 июля 2005 года

Лечу в город Умаг, что на полуострове Истрия в Хорватии. Там меня ждут Галя и Игорь Карбовские, они улетели неделю назад. Галя свела меня с фирмой «Jet Travel», которая подыскала для меня недорогой отель в том же городе. Самолёт Ту-154 компании «Кавминводы» летит в Пулу, оттуда автобус доставит меня в Умаг. Взлетели в 12.55. В Москве пасмурно и дождливо, 16;С. Ленинградское шоссе, к нашему удивлению, свободно. Вова проводил до зала ожидания и уехал. Дождалась регистрации, но, блуждая по залам, забрела в чужой зал, поэтому прошла паспортный контроль не в своём шестом окне, а в пятом. Молоденький лейтенант-пограничник отконвоировал меня через границу. Там я села рядом с дамой, которая летит в соседний курортный городок Пореч. Разговорились, и выяснилось, что дама тоскует по прежним временам, когда женщина из их отдела занимала очередь на весь отдел. - Мы все по очереди бегали на переклички отмечаться в течение дня. Всё было дёшево, всё можно было купить! – восклицала она, закатывая глаза, - Всё было доступно! - Я тоже вспоминаю те времена, «когда мы были молодые и чушь прекрасную несли», но воспоминания об очередях и скитаниях по Москве в поисках необходимого напрочь отбивают у меня тоску по тем временам, не говоря уже об ограничениях на передвижение по миру. Между тем, дама, несмотря на дороговизну, уже успела побывать во Франции, Италии, Голландии и Австрии… Как быстро некоторые забывают плохое в прошлом и не замечают хорошего в настоящем.

Уже летим. Внизу сплошная облачность. Ну вот, пока я писала вступление, облачность рассосалась. Далеко-далеко внизу видны городки с черепичными крышами, рыжие и темнозелёные латки полей. Наверное, это Молдавия или Румыния. Обидно, что стюардесса не говорит, над какими местами мы пролетаем. Впереди огромное белое облако вздыбилось выше нас, там внутри бушует гроза. Облетаем его. Время 14.30 мск.
На обед выбрала тушёное мясо и, как ни странно, угадала: оказалось – постное, хорошо протушенное. После чашечки кофе головная боль уменьшилась. В небе такие же белые горы там и сям торчат над более низкими облаками. По-моему, мы снизились, всё покрупнело. Вижу толстую синюю вену. Дунай, что ли? Повернули на юг, летим прямо к солнцу. Облака совсем истаяли. Видны невысокие горы, Родопы, может быть, или Карпаты, и облака - только над ними. Стало больше тёмного леса. Опять река, очень извилистая. Вспоминаются из школьной географии Сава-Драва. Вираж – и уже летим на запад. Жёлтых квадратов больше нет, только светлая и тёмная зелень. Много речек и ручьёв – очень красиво! Объявили: через 15 минут приземлимся в Пуле.. Появилось море в голубой дымке. Ура, Ядранско море, Адриатика! Летим низко-низко над бесчисленными островами. Затрясло.

18 июля. Умаг.

Аэропорт в Пуле называется странно: «Зрачна Лука». Что это, название местности или аэропорт по-хорватски? По пути в Умаг отметила, что все дорожные указатели написаны по-хорватски и по-итальянски. Дорога от Пулы живописна, голова прошла, смотрю во все глаза. Вот они, Балканы. Хоть это и не обожаемый мной Дубровник (платонически, конечно), но тоже красиво. И сколько народов дрались, чтобы владеть этой землёй: греки, римляне, генуэзцы, турки, французы, итальянцы, австрийцы, немцы… А победили, в конечном счёте, славяне. Впрочем, в путеводителе сказано, что 10% населения Истрии составляют итальянцы. Ну, пусть живут.

Второй день живу в отеле «Истра», точнее – в одном из его корпусов «Florenа». Это так называемая (-ое?) «Dependence Istra», две звёздочки. Но Reception и Restaurant - всё в главном четырехзвёздочном корпусе. Когда я возле отеля  «Sol Aurora» вышла из автобуса, меня встретили Галя и Игорь Карбовские. Сначала проводили меня к портье, потом в мой номер, а затем пригласили посмотреть их корпус и апартаменты. Чтобы попасть к ним в номер, надо пройти через внутренний дворик с зимним садом, фонтанчиком и вольером со стайкой разноцветных щебечущих попугайчиков. Номер у Гали просторный, с телевизором, телефоном, баром, сейфом, трельяжем и креслами; ванная комната очень большая со множеством всякой электрики, но главное – просторный балкон с видом на Адриатическое море. Одно слово – пять звёзд… Под балконом – бассейн с белыми лежаками и зонтами, летнее кафе и площадка со столиками перед небольшой эстрадкой, где проводятся так называемые анимации, т.е. вечерние развлечения. Но это я увидела позже.

В моём же номере (№9044)половину площади занимает двуспальная кровать. Есть ещё бюро с зеркалом и двумя ящиками, галошница, пуфик, встроенный шкаф и балкончик с потемневшими деревянными жалюзи. В bathroom – душ, унитаз и умывальник с белыми пушистыми полотенцами. В комнате всё старое и тёмное, а вся сантехника новая. На кровати большоё, но лёгкое одеяло цвета верблюда.

Портье и вся обслуга не говорят по-русски, но объясниться на смеси русского, украинского и английского – можно, угадывается много славянских корней. Между отелем и морем просторный парк, там итальянская сосна, каменный дуб, кедры, бук, тис. Всюду из земли вылезают серые ноздреватые известняки. По обочинам шоссе и всех дорожек растут жёлтые ромашки, бархатцы, бегонии и лаванда. Так как я прилетела в субботу, то попала на европейский week-end, поэтому всюду тучи машин: просто машин и машин с фургончиками.

Ужинала в ресторане, он не такой, как на Корфу. Там была большая веранда под навесом, мы не сидели в закрытом помещении. Здесь веранды не было. Все столики заполнены жующими. Много немцев, которые поедают страшное количество пищи, причём, и утром, и вечером. Какая там диета! Они ставят перед собой две-три большие тарелки, на которые наваливают горы мяса, рыбы, жареного картофеля, бобов или фасоли, салатов - всё съедают и идут за такими же порциями десерта. Хорваты тоже не дураки поесть. Народ всё здоровый, рослый, плотный, просто элита человечества, ни одного замухрышки!

Утром сбегала на зарядку «на камни». Это место облюбовали Карбовские. Там, у кромки моря, вылезли большие чёрные камни, и округлые, как моржи, и плоские. Во время прилива они почти все уходят под воду. Кстати, для пляжа берег накрыли большими плитами, получилась платформа. Во время отлива надо по лесенке спуститься на полтора метра к воде, а в прилив вода доходит до самой платформы. Я заметила, что отели здесь не присваивают полосу пляжа у моря и не отгораживают её. Пляжи тянутся сплошной полосой и доступны всем. Там, где отель отодвинут подальше от моря, почти до самой воды растут сосны, под которыми располагаются со своими столиками, шезлонгами и надувными матрацами «дикари». Машины оставляют на стоянке неподалеку. Нигде не гремит музыка, уши отдыхают. Видимо, за многие десятилетия существования этих курортов люди успели обо всём договориться, чтобы не портить себе отдых и не калечить природу.

Да, так я начала рассказывать про зарядку. Неутомимые Игорь и Галя к моему приходу уже успели сбегать вокруг своего отеля по асфальтовым дорожкам. Я тоже было рванулась, но быстро передумала, потому что сразу наступила жара. Помахала руками и ногами, крутанула бёдрами, мотнула головой – и хватит, пора в воду. Ну, нашла я здесь один крупный недостаток, это вход в воду по колючим камням. Эх, где ты золотой песочек Ланжерона?!! На Корфу тоже приходилось, сделав два-три осторожных шага, плюхаться животом в воду из-за таких же камней, потому что горы близко, всякий там карст, разрушение кристаллических пород…

Мы с Галей запаслись масками и плаваем по мелководью, рассматривая подводный мир. Среди камней шныряют стайки разноцветных рыбок, бегают крабики, лежат морские ежи, на камнях колышутся белые не то водоросли, не то живые существа, похожие на цветы. Подальше от берега камней нет, но на песке лежат лохматые голотурии. Они у меня вызывали какой-то брезгливый тёмный ужас. А вообще-то подводный мир здесь беднее, чем в Турции и на Корфу, объясняют это чересчур стерильными условиями. Всё же Игорь, заплывая далеко и ныряя на большие глубины, собирает большой урожай раковин. Некоторые очень большие и отливают перламутром. Вода тёплая, градусов 23-24, очень чистая, волнения - никакого. Можно бы плавать долго-долго, но пора на завтрак.

Странно, но изобилие шведского стола вызывает во мне какой-то протест. Я мстительно прохожу мимо больших мисок и судков с бесчисленными кулинарными чудесами и беру листочек салата, ломтик ветчины и баночку йогурта. Потом иду за чашкой кофе. Наверное, это просто акклиматизация.

Днём встретились с нашей гидессой, наметили экскурсии. Выбираю подземные пещеры и, конечно, неожиданную  Венецию. Вечером прогулка по окрестностям и обязательное шоу. Посмотрели, как выглядят соседние отели. Все они имеют довольно долгую историю, были построены во времена, когда Истрия принадлежала Италии. И сейчас здесь отдыхает масса итальянцев, хотя у них своего побережья навалом. Наверное, здесь дешевле. На евро дают довольно много хорватских кун. Думаю, что слово «куна» - это рудимент от куньих шкурок, была же такая валюта у древних славян. Разведали место, где можно взять напрокат каноэ: возле отеля «Sol Stella Maris» есть «Diving Centar» (так написано на карте). Кстати, названия почти всех отелей начинаются словом «Sol»: у Гали «Sol Aurora», рядом и левее «Sol Polynesia» и «Sol Koralj , рядом и правее «Sol Stella Maris», еще правее – «Sol Umag»… И что за «соль» такая? Может быть, это остаток от итальянского sole – солнце?

Мимо всех отелей вьётся асфальтовая дорога, по которой снуют велосипедисты и неспешно катят вагончики автопоезда с отдыхающими. Надо будет нам тоже взять велосипеды. Разошлись на ужин и снова сошлись для вечернего шоу. Сели за столик перед эстрадой и заказали по бокалу белого вина. Бокал местного вина стоит 13 кун. Играл оркестрик, но только одна немолодая пара красиво танцевала весь вечер, мы догадались, что это профессионалы. Хорошо пели девушка с парнем, который ещё и играл на гитаре. Вино оказалось очень сухим, ни грамма сахара, я не люблю такое.

19 июля

Всё идёт своим чередом. Сегодня Игорь насобирал так много раковин, что отдал половину мне, я положила их на балкон сушиться. Ходили с Галей по магазинчикам, купили замечательную вещь – парео. Это такая шаль, в которую можно заворачиваться от плеч до колен. Зашли в супермаркет, приценились к хорватскому деликатесу – вяленому мясу, которое нам порекомендовала в качестве сувенира наша гидесса. Оказалось, что килограмм его стоит на наши деньги 800 рублей. И зачем нам это мясо???

Плавали на каноэ: я на одиночке, Галя с Игорем – на двойке. Я прилично размялась за этот час, потому что потеряла из виду Карбовских и заплыла в незнакомое место. Пришлось вернуться и, отчаянно молотя веслом, догонять друзей. Несмотря на то, что я не расстаюсь с зонтиком, уже изрядно загорела.

Вечером опять сидели на террасе, смотрели какое-то представление, устроенное силами студентов. Они наивны до крайности, с увлечением разыгрывают совершеннейшую чепуху. Мы с Галей решили смешать кислое вино с апельсиновым соком 50/50. Оказалось, что бокал вина, бокал сока и бокал минералки здесь стоят одинаково. Чудеса! Поскучав, решили посмотреть, как развлекаются в моём отеле. Там играл, похоже, тот же оркестрик, но публика вела себя совсем иначе. Все с удовольствием танцевали. Черноглазая певица исполняла песни на сербско-хорватском языке. Они протяжные и чем-то напоминают болгарские (напомнили мне болгарскую партизанскую «Ой, Балкан, Балкан…»). Заметили вчерашних девушку с парнем, только теперь они просто танцевали. Девушка была в ковбойке и джинсах, двигалась легко и красиво.

Но особенно меня умиляла одна пара. Высокий мужчина лет сорока пяти, в коротеньких шортах, в чёрных туфлях-лодочках и в белых носочках, слегка согнувшись над своей дамой, то кружился с ней в вальсе, то, раскачивая бёдрами и ритмично притоптывая, водил её в фокстроте. Недалеко от нас сидела большая группа черноволосых мужчин и женщин с малыми детьми, хорваты, наверное. Время от времени какую-нибудь из женщин приглашал кто-то из мужчин, а дети заинтересованно вытягивали шейки, следя за мамой. Под конец публика совсем развеселилась, пошли плясать почти все наши соседи, поднялись и мы с Галей. Получился танец «в кружок», где каждый самовыражался, как умел. Когда танец закончился, одна из соседок весело подмигнула нам и показала большой палец.

20 июля

После завтрака долго и глубокомысленно беседовала с Игорем. Если его не интересует разговор, он без обиняков заявляет, что это ему не интересно, но если он когда-либо размышлял на эту тему, то он готов говорить часами. В таких случаях ему нужен внимательный слушатель, ради этого он даже может пропустить ныряние. Он совсем не похож на Володю, который не очень любит разговоры на метафизические темы.

Сегодня нашли в отеле у Гали уголок с Интернетом и попытались выйти на связь с помощью электронной почты. Ничего у нас не получилось. Почта запаролена, а пароля не знаем. Ничего себе сервис! Под вечер взяли-таки велосипед, но не простой, а парный. Чинно уселись и покатили вдоль отелей. Я была рулевым, а Галя - штурманом. Катить чинно удавалось только на ровных участках, а на подъёмах приходилось сильно напрягаться. Заехали на какую-то территорию с домиками, а выехать никак не можем, все ворота заперты. Сошли с драндулета и бочком-бочком протиснули его через узенькую калиточку. Потом отдышались, нашли обратную дорогу и торжественно проехали мимо «Соль Авроры». Завтра плывём в Венецию! Заказали сухой паёк, он называется здесь почти по-украински «хладна вечеря».

   Продолжение следует.


Рецензии