Караул
На выезде из Царского Села встретилась нам пара вороных в открытом экипаже. В нем, кроме кучера, сидели четыре женщины в серых платьях, с белыми повязками и алыми крестами. Кучер, рыжебородый, был в лихом красном кафтане, в зеленой бархатной епанче, а на голове его сидела нелепая шапка с павлиньими перьями.
Полковник Добржанский, ехавший впереди, встал в автомобиле, подал знак остановиться и замер с рукой у козырька. Когда коляска поравнялась с нами, солдаты стали посылать воздушные поцелуи молодым сестрам. Те, нимало не смутясь, улыбались им в ответ.
А когда экипаж отъехал, полковник, бледный от гнева, подошел к нам, потрясая кулаком.
— Безумцы! — кричал он. — Вы с ума сошли? Знаете, кому вы посылали поцелуи? Кому вы показывали хулиганские жесты? Это была государыня императрица с дочерьми!
Солдаты заворчали, оправдываясь: мол, не узнать их, такие же барышни, как все. А меня, грешного, снова пробила память, и понесло, словно на тройке, в Варшаву, на службу минувших лет.
В мае десятого года я принял присягу. На учебных занятиях, при сборке винтовки, получил похвалу от батальонного командира, полковника Манулевича. Меня стали отпускать в город одного. Я уже умел отдавать честь, становиться во фронт перед генералом. Меня ставили в караулы, и в почетные тоже — в Бельведерский дворец, где жил генерал-губернатор Скалон с семьей. На его жизнь уже покушались польские революционеры.
Одевали нас нарядно. Как попугаев. Кивер, мундир с ярко-желтой грудью, воротник и обшлага, шитые золотом. В брюках — желтые канты. Белый с серебром пояс, сапоги, начищенные до зеркального блеска.
Стоял я однажды внутри покоев, и мимо меня сновали отпрыски нашего ротного, фон Штакельберга, игравшие с детьми губернатора. И всякий раз, когда они пробегали, мне приходилось брать «на караул». Один из мальчиков, с лицом херувима и рыжими локонами, сжалился надо мной:
— Солдат, можешь стоять «вольно», когда мы бежим.
Потом вдруг впился в меня взглядом и изрек:
— А мы еще встретимся в плену.
— В каком-таком плену? — спросил я шепотом.
— В тюрьме, — так же тихо сказал он.
В это время вышел сам Скалон, подозвал мальчика и увел его, строго о чем-то говоря.
Пятнадцатого июня мы прибыли на Венский вокзал. Построились на перроне. Ротные, надувшись, обходили строй, выискивая малейшую складку не по уставу. Нам сказали, что мы встречаем китайского принца, и велели на приветствие отвечать: «Здравие желаем, Ваше Императорское Высочество!»
Прозвучала команда «смирно». Медленно подошел поезд. Из вагона вышел мальчик лет четырнадцати. Свита его состояла из офицеров в белых кителях. Наш командир отдал рапорт. Мальчик пожал ему руку — совсем как взрослый. Потом к нему подошел губернатор Варшавы генерал Скалон, представил наших офицеров.
Мы прошли церемониальным маршем. Гул шагов под сводами вокзала был оглушителен. Проходя мимо принца, который нас хвалил, мы, надрывая глотки, вопили: «Рады стараться!», посылая в его адрес всю нашу солдатскую ненависть.
После сего представления он укатил в Бельведер, к Скалону, на обильные яства, а мы, обливаясь потом и проклиная на чем свет стоит этого желторотого принца, поплелись в свои казармы. И долго еще в казарме стоял кислый запах пота и слышались негромкие, усталые ругательства.
Свидетельство о публикации №225102701210
С 15 мая 1905 года Георгий Антонович Скалон — помощник командующего войсками Варшавского военного округа, а 15 августа того же года занял должность Варшавского генерал-губернатора и командующего войсками Варшавского военного округа; вступив в должность неоднократно просил царя и Председателя Совета Министров С.Ю. Витте объявить весь Привислинский край на военном положении, что и было исполнено 1 ноября 1905 года. Позже военное положение неоднократно продлевалось в 1906 и 1907 годах. Учредил институт временных генерал-губернаторов в Царстве Польском с целью энергичного подавления мятежей, разгона сходок и собраний, закрытия противоправительственных газет, ареста их издателей.
В январе 1906 года Скалон приказал расстрелять без суда и следствия 16 анархистов из группы «Международовка» за изготовление бомб. Скалон занимал должности генерал-губернатора и командующего войсками до своей смерти в 1914 году.
Элен Де Труа 27.10.2025 15:27 Заявить о нарушении