Неревар - сущность и действия в новой Африке

Неревар как мессия в Африке Нового времени: сущность и действия

Идея мессианства, то есть прихода божественно избранного спасителя, который освободит народ от угнетения и приведет его к «золотому веку», является одной из самых устойчивых и могущественных в человеческой истории. В контексте Африки эпохи Нового и Новейшего времени, отмеченной колониальным гнетом, работорговлей, а затем и трудностями постколониального строительства, эта идея приобрела особую актуальность. Фигура *Неревара* — не конкретного исторического персонажа, а собирательного архетипа африканского мессии — стала ответом на глубокий социально-политический и духовный кризис. Действия такого «Неревара» были направлены не только на политическое освобождение, но и на культурное и психологическое возрождение континента.

Прежде всего, *главным действием Неревара было провозглашение и реализация идеи освобождения*. В условиях колониализма мессианские движения часто возникали как реакция на тотальное отчуждение. Пророки и лидеры, такие как Кимпа Вита в Конго (XVIII в.) или Мухумуса в Руанде (начало XX в.), объявляли себя посланниками высших сил, призванными изгнать чужеземцев и восстановить исконный порядок[1]. Их действия заключались в создании новых религиозных доктрин, синтезировавших христианские эсхатологические идеи с традиционными африканскими верованиями. Они проповедовали неминуемую гибель колонизаторов и наступление эры благоденствия для африканцев, что давало угнетенным надежду и духовную опору для сопротивления.

Во-вторых, ключевым действием африканского мессии стала *деколонизация сознания и культурное возрождение*. После формального обретения независимости многие страны столкнулись с кризисом идентичности. Здесь «Нереваром» выступали уже не религиозные пророки, а политические лидеры и интеллектуалы. Например, первый президент Ганы Кваме Нкрума активно продвигал идею «африканской личности» (African Personality) и панафриканизма[2]. Его действия были направлены на искоренение комплекса неполноценности, навязанного колонизаторами, и на создание нового, гордого африканоцентричного мировоззрения. Он и подобные ему лидеры действовали через риторику, образование, поддержку искусств и укрепление общеафриканской солидарности, стремясь исцелить коллективную психологическую травму.

В-третьих, в новейший период действие мессии сместилось в сферу *социально-экономического преображения и борьбы с неоколониализмом*. Фигуры, претендовавшие на роль «Неревара», обещали не просто свободу, но и справедливость, процветание и разрыв с эксплуататорской системой мирового капитализма. Томас Санкара в Буркина-Фасо, прозванный «африканским Че Геварой», является ярчайшим примером[3]. Его конкретные действия были мессиански ориентированы: отказ от импортной продовольственной помощи в пользу самообеспечения, массовые кампании по вакцинации и ликвидации безграмотности, борьба с коррупцией и гендерным неравенством, беспрецедентная личная скромность. Санкара пытался создать «нового человека» и «новое общество» на принципах честности и самодостаточности, что соответствует мессианской задаче тотального обновления.

Наконец, в глобальном масштабе *действием Неревара стало формирование нового образа Африки в мировом восприятии*. Такие личности, как Нельсон Мандела, символизировали не просто победу над режимом апартеида, но и торжество идеалов примирения, прощения и гуманизма[4]. Действие Манделы, вышедшего из тюрьмы без жажды мести и призвавшего к построению «радужной нации», имело глубоко мессианский характер. Оно было направлено на исцеление глубоких ран общества и демонстрацию миру морального лидерства, идущего из Африки.

Заключение

Таким образом, архетип Неревара как мессии в Африке Нового и Новейшего времени проявлялся через конкретные действия, адаптируясь к вызовам эпохи. От вооруженного и духовного сопротивления колониализму — к культурному возрождению и построению национальной идентичности, а затем — к радикальным социальным реформам и моральному лидерству на мировой арене. Действия африканского мессии всегда были нацелены на преодоление системного кризиса: будь то кризис политический, идентичности или социальной справедливости. Эта фигура служила и продолжает служить мощным мобилизующим символом, воплощающим неугасимую надежду африканских народов на окончательное освобождение и достойное будущее.

Список литературы

1.  *Shank, David A.* *Prophet of the Black Isiah: William Wad; Harris and His Movement in C;te d'Ivoire and Ghana*. — University of Toronto Press, 1994. — (Исследует одно из ключевых мессианских движений в Западной Африке).
2.  *Nkrumah, Kwame.* *Africa Must Unite*. — International Publishers, 1970. — (Основная работа одного из главных «мессианских» лидеров постколониальной Африки, где изложены его идеи).
3.  *Harsch, Ernest.* *Thomas Sankara: An African Revolutionary*. — Ohio University Press, 2014. — (Наиболее известная биография Санкары, раскрывающая его революционную и мессианскую программу).
4.  *Limb, Peter.* *Nelson Mandela: A Biography*. — Greenwood Biographies, 2008. — (Анализирует формирование образа Манделы как символа освобождения и примирения).
5.  *Lanternari, Vittorio.* *The Religions of the Oppressed: A Study of Modern Messianic Cults*. — Knopf, 1963. — (Классическая работа по сравнительному религиоведению, включающая анализ мессианских и милленаристских движений в Африке).
6.  *Ranger, T. O.* *The Invention of Tradition in Colonial Africa* // *The Invention of Tradition* / Eds. E. Hobsbawm and T. Ranger. — Cambridge University Press, 1983. — P. 211–262. — (Важная статья, показывающая, как традиции и мессианские нарративы создавались и использовались в борьбе с колониализмом).
7.  *Mbembe, Achille.* *On the Postcolony*. — University of California Press, 2001. — (Фундаментальный труд, помогающий понять политические и социальные контексты, в которых возникают мессианские ожидания в постколониальной Африке).

Редактор, Принц Крыма и Золотой Орды, Посол, Доктор Виктор Агеев-Полторжицкий


Рецензии