Галерея

Занесло меня как-то в Ростов (коллега один сказал, что не продаст мне значки редкие, пока я к нему не приеду). Как водится у меня на новом месте: все музеи обошёл и отправился по основным галереям. Первая из них самая пафосная: на улице Пушкина: место видовое, окна-витрины, три этажа, красиво-богато, одним словом.
Дверь на замке – звоню, открыли мне, захожу. Поднимается навстречу симпатичная менеджер ближе к сорока: холеная, нарядная и ухоженная, вся на позитиве, но с пафосом. Я её и спрашиваю, мол, посмотреть-то можно? На что она мне отвечает, что прейскурант за моей спиной. Я ей резонно отвечаю, что не покупать-де сюда пришёл, а исключительно получить эстетическое удовольствие. Но она, значит, настаивает. Я оборачиваюсь и читаю, что здесь четыре выставки и осмотр каждой по 400 руб. Э! - говорю, - Совести у вас нет, ибо в Ростовском областном музее изобразительных искусств я пять выставок посмотрел за половину этой суммы! Да и метраж музея не в пример вашей галерее, уж про наполнение и не говорю!
Но она мне вполне логично отвечает, что знаете ли, правила тут не она устанавливает, а галерея эта принадлежит Полюшенко Николая Викторовичу - заслуженному художнику России и члену Союза художников, соответственно.
Короче, решил я одну оплатить, а там посмотрим. Сопровождает она меня и выставку по ходу презентует. Отметил я про себя, что старается, но чувствуется неуверенность. Понимаю, что вот оно – самое время моего выхода («Ваше слово, товарищ маузер»):
- Оценил ваше красноречие, сударыня, но позвольте полюбопытствовать: вы – искусствовед?
Та аж смутилась вся: «Пока ещё нет. Это мои первые шаги в галерее. Я раньше в ЗАГСе работала – бракосочетания вела».
Тут я, значит, включаю режим специалиста по живописи и начинаю рассуждать о композиции, игре светотени и об особенностях рисования гуашью. Хвалю автора за широкую палитру таланта: тут тебе и классическая живопись, и акварели, и литографии. А она всё его по имени-отчеству.
- Сударыня! - говорю, - имя-отчество художника уместны при личном с ним общении или же при оформлении документов. Для покупателей куда более важна фамилия: кто там сейчас вспомнит как Репина, Левитана или Айвазовского звали?
- Учту, - говорит.
- А литографии тоже его? – спрашиваю.
- Да. Очень разноплановый художник!
- И импрессионизм вот тот, в стиле пуантилизма тоже? Вижу, что слова ей не знакомы, смешалась несколько. Здесь я, значит, делаю ей небольшой экскурс по данному течению. Французские названия в практически аутентичном моём произношении (какая женщина равнодушной останется!?!) Она уже на меня другими сглазами смотрит. И тут я дошёл до момента, когда Ван Гог себе ухо отрезал.
- Не может быть, чтобы всё это было правдой! – воскликнула она!
- Ну что вы, сударыня! Известный факт, неоднократно описанный как его библиографами, так и отражённый в кинематографе.
Она мне уже в рот смотрит.
- Заметьте, коллега! – это уже я ей, - Вы не раз говорили, что Полюшенко – член союза художников. По уровню его картин и этой галерее мы понимаем порядок цен. И человек, который решится инвестировать в искусство, за такие деньги хочет получить качественный продукт. Согласитесь! Она кивает. А здесь у вас, посмотрите, паспарту поплыл, и здесь тоже – непорядок, однако! А здесь паспорту и вовсе обрезан не по размеру, и часть холста с грунтом видна – я бы такую картину покупать не стал!
- Как я сразу-то не заметила! И вот здесь, смотрите, паспарту тоже немного отклеился!
- Вот видите, - говорю, - и у вас уже глаз потихоньку схватывать стал! А здесь, обратите внимание, художник изобразил здание – яркого представителя конструктивизма. Ранние Советы. Прямые серые линии. И багет простой в той же цветовой гамме. Прямо идеальное сочетание. Очень гармонично. А здесь, наоборот, неоклассицизм – портик, колонны, рустик, а багет такой же, что и на предыдущей картине! Ну это уже ни в какие ворота: так нельзя на оформлении экономить!
Она за мной разве что не записывает.
- А что прочесть рекомендуете?
- Так с Жажды жизни про Ван Гога и начните.
В это время со второго этажа стала спускаться группа посетителей. Она извинилась и отошла их проводить. Потом возвращается и говорит, что галерея сегодня до пяти и она уже закрылась, но у неё такое ощущение, что она меня уже очень давно знает, а потому покажет мне остальные выставки совершенно бесплатно.
Внешне я остаюсь совершенно спокойным и с достоинством корифея произношу что-то, типа: «Ну, пойдёмте посмотрим, чем вы там ещё располагаете!»
Осматривая очередную выставку, я обратил внимание на надпись со ссылкой на училище барона Штиглица. Тут я поворачиваюсь к ней и спрашиваю: «А что вы, сударыня, знаете о бароне Штиглице?» И, глядя в её широко открытые глаза, провожу экскурс и на эту тему, благо я в своё время смотрел про него двух серийный документальный фильм.
- Вы, как я понимаю, тоже искусствовед?
- Я, сударыня, из Петербурга – в Эрмитаже работаю. Пожалуй, эта вишенка на торте бы уже лишней, ибо то чувство (уважения), которым она ко мне прониклась, ощущалось уже физически. – Я, знаете ли, имею для Вас ещё пару историй, но, думаю, это уже в следующий раз.
- Я буду ждать! – чуть не с придыханием ответила она, стоя в дверях. А я с прямо давящей, зашкаливающей самооценкой отправился в следующую галерею.
P.S. Вечно у меня всё сквозь пальцы – мог бы и приключение романтическое себе на вечер устроить!


Рецензии