Дорогами Афганистана

Детство его, вихрастого и застенчивого паренька, ничем особым непримечательно. Рассветы на дальних отгонах, шумные переезды на летние пастбища, учёба в школе-интернате, долгое ожидание предстоящих каникул.

Отец Аскара, известный в Лебяжье животновод, рано почувствовал в нем помощника, наверное, от того, что сам не чураясь работы, научил всему, что умел, и сына.

Позади уже десятилетка. Нет, не сразу Аскар нашёл себя. Не обошлось без проб и ошибок. Однако вскоре он поступил учиться в школу ДОСААФ, на шофера. Служба в армии не за горами, пригодится, думал он.

В те памятные дни осенью восьмидесятого, когда призвали его в ряды Советской Армии, и позже, когда в Ташкенте принимал присягу, он ещё не знал, где, в сущности, ему предстоит служить.

… Кабул. Декабрь. Стояла непривычная для наших мест тёплая погода. Шпиль минаретов мечети, глиняные домики, временные палатки – не успели отложиться первые впечатления, как кажущуюся тишину вдруг разразил далёкий раскат взрыва. Ракета, направленная из ближайшего кишлака, взорвалась в южной части города. Для Аскара Нургалиева и его молодых друзей – воинов-интернационалистов это была первая встреча с врагами необъявленной войны.

Часто приходится слышать: для тех, кто прошёл Афганистан, этот опыт   на всю жизнь. Слушая бойца, видя, как он временами, то замолкал в задумчивости, то встрепенувшись, как вчерашнее, воспроизводил картины пятилетней давности, невольно думалось о том, что грозные события тех лет с ним навсегда.

- Сразу по приезду за мной закрепили машину «ЗИЛ -131», - вспоминает Аскар Нургалиев. – Всегда старался содержать машину в исправности, затем получил грузовую «ГАЗ-66». В последнее время водил «Урал-375Д». Несколько раз перевозил грузы народнохозяйственного назначения из Термеза в Кабул.

 Так обыденно просто можно только на словах сказать. А что за этим на деле? Стоит ли говорить о степени риска в этих рейсах, когда из-за безмолвной скалы в любую минуту могли появиться отряды душманов-наемников и обстрелять движущуюся автоколонну.

Однажды, когда путь их лежал из Баграма в Кабул, машина Нургалиева оказалась впереди колонны. Страшный грохот заставил остановиться. Все сбежались ко второй машине. Водитель корчился от боли, но успел-таки остановить машину. Пуля крупнокалиберного пулемёта, пройдя металлическую обшивку, попала ему в ногу.Сержант медицинской службы оказал тут же помощь, затем раненного бойца товарищи отправили в госпиталь.

Служба это – дежурство на посту ВАИ, патрулирование на отведённых участках, караул – так денно и нощно продолжалась воинская служба. В перерывах ребята находили время и для оказания помощи мирному афганскому населению. Трижды он участвовал на субботниках, которые, как правило, начинались с небольшого митинга. Наши солдаты помогали возить из карьера щебень на дорогу, разгружали, тут же ровняли.

Кстати, об автодорогах. Это важнейшая транспортная магистраль страны. Выход из строя самого малого участка дороги грозит остановкой движения, и надолго. Поэтому здесь  одинаково зорко оберегают и мосты, и дорогу в горном перевале, и просто пригородное шоссе. Возвращались ребята усталые, зато масса впечатлений от общения с молодыми афганцами.

А наутро в пять часов - подъём. Приходят ребята из наряда, начинается развод. Командир роты капитан Кошелев оперативно распределяет обязанности каждого на грядущий день.

По роду службы солдату Аскару Нургалиеву полагалось блюсти порядок на дорогах, проверять документы водителей, правильность маршрута.
Нет-нет, да и бывали случаи, когда желая как-то сократить путь, водители выбирали кратчайший и не совсем безопасный маршрут - дорогу через кишлак. Подобное пресекалось в самом начале пути.

Помнит, подходило к концу обычное дежурство автоинспекции. К вечеру немного спала дневная жара. Было около  шести часов вечера, когда к рядовому А.Нургалиеву прибежал за помощью патруль царандоя (народная милиция). Несложно было догадаться: начинало вызывать подозрение отсутствие движения по одной стороне дороги. Пробка - догадался солдат. Когда же он приехал, то увидел на узкой дороге «Татру», а за ней длинную вереницу машин. Взяв на буксир, водитель осторожно спустил машину на обочину. Так открылась дорога для движения, а через какое-то время рядом пронеслись одна за другой машины. Афганец в знак благодарности крепко жал руку.

Да, на памяти советского воина немало подобных примеров. Особо гордится он героизмом наших солдат, проявивших здесь мужество и отвагу. Но есть также боль и горечь утрат по тем, кто, выполняя воинский долг, погиб в Афганистане смертью храбрых.
 
Уже уезжая из этой страны, он видел, как понемногу делаются первые шаги по пути примирения. Возвращаются домой беженцы, складывают оружие отдельные банды.
И сейчас, по прошествии лет, он, как и все, искренне рад решению вывода войск из Афганистана.

- Значит, обстановка такова, что позволила сделать такой решительный шаг, - делится своими мыслями  Аскар Нургалиев по поводу Заявления Генерального секретаря ЦК КПСС по Афганистану.

Накануне славного 70-летнего юбилея Советской  Армии и Военно-Морского флота молодой строитель Аскар Нургалиев вспоминает боевых друзей - воинов-интернационалистов, с честью выполнивших свой долг, Жарата Мусабаева, Сергея Сударенко, Кабдоллу Жумабаева. Подружились они, ребята из самых разных концов нашей страны - украинцы и казахи, русские и эстонцы, узбеки и якуты.

Трудность сплачивает людей. В этом  Аскар убедился зримо, на своем армейском опыте. Там, в Афганистане, каждый проходил проверку на выдержку, твёрдость характера, волю. Не припомнить он случая, чтобы кто-то спасовал перед трудностью, сник. А ведь это были вчерашние выпускники школ, училищ. Пора взросления наступает тут быстро.

Пора, когда ты, соизмерив силы, сжимал их в единый кулак. Пора, когда ты, сумев побороть физическое и нервное напряжение, воистину становился бойцом, способным, если надо, отстоять, защитить правое дело.
Роза АПАЕВА


Рецензии