Дорийский минор, это же круто
А ещё меняет подход к гармонии, поскольку острые аккорды, требующие разрешения, теперь на других ступенях. То есть если ты наяривал евродэнс на гитаре со стандартным Am - F - G, то в дорийском у тебя получится Am F#m7b5 G, второй аккорд будет разрешаться в третий и это уже будет не ля-минор, а соль-мажор. Ведь это наиболее логичное разрешение такого аккорда по правилам тональности. Зато русские народные Am - Dm - E зазвучат эффектнее, поскольку там вместо Dm будет D.
Вообще с неаккуратным обращением можно получить гармонические обороты, которые будут смещать тональный центр в привычные минор или мажор и которых надо избегать. Скажем, ты играешь Dm Em Am и будет ощущаться, что это SDT в ля-миноре. Именно этого ожидает наш мозг, наученный такими оборотами. Но если играть Dm Em A7, вопросов не будет.
Если играешь септаккордами, надо ещё помнить, что малый мажорный на IV ступени. А должен быть на V. Ну на пятой его тоже можно (и нужно!) влепить вместо предполагаемого там минорного. Если так можно в натуральном миноре, почему нельзя в дорийском? И естественно, что V7 разрешается в тонику. А IV7 предложу разрешать через V7. D7 - E7 - Am7 это круто же.
Вообще V7 в народных ладах всё решает. Кроме разве что лидийского мажора. Но об этом в другой раз. А ещё попробуй, например, в ля-миноре E9 - Am. Там большая нона, которую в классической гармонии надлежит разрешать в мажорную тонику, поэтому тоже характерный оборот.
Малый септаккорд в стандартных миноре и мажоре используется как вводный, но в дорийском эта тема спорная. Скажем, Bm7b5 - C в мажоре это интересно и остро за счёт того, что у этих аккордов нет общих нот. В дорийском ладу Bm7b5 - Dm звучит непонятно. Считай, просто перестали играть ноту си в басу. Это не везде оправдано. Но если вставить перед тоникой A7, уже другое дело. По сути функционально будет то же SDT. Тем более m7b5-аккорд и в натуральном миноре часто выступает субдоминантой.
Чтобы малый септаккорд не создавал ненужных разрешений и смещений тонального центра, можно играть его без пятой. Ты вот так наяриваешь евродэнс на гитаре с вышеуказанной гармонией, а во время F#m7b5 вторую струну глушишь. Тогда пойдёт. Или не глушишь, но пусть она будет открыта - получаешь F#m11 без пятой и девятой. Круто же.
Дорийский лад редко используют в гармоническом виде, потому что никто не хочет этим заморачиваться. И зря, ведь это же круто.
P.S. Что послушать в дорийском ладу.
И.С. Бах – Токката и фуга ре минор, BWV 538. Классика и этим всё сказано.
Майлз Дэвис – So What? и Milestones.
Ottawan – D.I.S.C.O.
Виктор Цой – Пачка сигарет. Качели между ми-минором и параллельным ля-дорийским.
The Beatles – Eleanor Rigby
Майкл Джексон – Thriller
“Drunken Sailor”, американская народная.
Lady Gaga – Abracadabra. Из нового.
Daft Punk – Get Lucky
Гражданская Оборона – Чужое. Условно, поскольку там Em A C B7. Ну C#m7b5 ставить сложновато, так что простим.
Pink Floyd – Another Brick in the Wall
Led Zeppelin – Stairway to Heaven
Mark Ronson, Bruno Mars – Uptown Funk
IOWA – Возьми на радость из моих ладоней
И большинство моих песен =)
Свидетельство о публикации №225102700161