В чём был неправ Гумилёв?

Гумилёв сравнивал этногенез  с затухающей вибрацией, натянутой, а затем отпущенной струны. Это , так называемое, колебательное движение. «Форм движения, три.- отмечает Гумилёв.-  Известная Вам поступательная,  вращательная, породившая в древности теории циклизма истории, не выдержавшая критики при проверке на фактическом материале, и колебательная. Тронутая струна на скрипке звучит и смолкает, но в её движении нет ни «переда» , ни «зада». Именно эта форма движения –затухающая вибрация- отвечает параметрам этнической истории».( "Конец и вновь начало", М.,2001,с.348).
Метафора со струной, которую использует Гумилёв для объяснения исторического «движения» этносов, звучит довольно поэтично. Колебания струны, разумеется, не могут продолжаться вечно, рано или поздно они затухают,  а струна превращается в относительно короткий, по меркам космического бытия, временной отрезок.  У каждого этноса есть своё начало и свой конец. 
Это, практически, идеальная модель этногенеза , если рассматривать её изолированно, в отрыве от сотен других струн, как некую замкнутую систему, существующую за счёт первоначального энергетического толчка и не обменивающуюся энергией с другими аналогичными системами.
Сейчас картина этногенеза представляется намного более сложной, чем её видел Гумилёв.
Этнос- это открытая система, обменивающаяся пассионарной энергией  с другими такими же системами, и приобретающая или теряющая в результате такого обмена некоторое количество энергии.
Гумилёв представлял этногенез, как необратимый процесс, а фазы этногенеза – как стадии этого процесса. Таким образом, как сам этногенез ,так и каждая его фаза( стадия), ограничены во времени. Так учёный полагал, что продолжительность  этногенеза ( время жизни этноса на земле) составляет  около 1200-1500 лет. Это действительно так, если  брать за основу  целый ряд  известных нам этносов прошлого: древних римлян, древних греков, византийцев и т.д.  Но были в истории и такие этносы, которые не вписывались в эти временные рамки – существовавшие значительно короче или, наоборот, дольше.
Получается, что время жизни каждого этноса не предопределено.
Для этносов, которым удалось выбраться из фазы  окончательного распада и исчезновения, Гумилёв вводит понятие фазы регенерации.  Регенерация представляет собой исключение из общего правила. В этой фазе этносу, стоявшему на грани исчезновения, каким-то образом удаётся найти силы и продлить своё существование.
При этом у Гумилёва фаза регенерации не ведёт вверх, не создаёт новой пассионарной  кривой, а лишь замедляет падение. Можно слегка поднять потенциал, но не развернуть время вспять. Это не новая революция в природе ,а как бы технический сбой или временная задержка перед  окончательным  спадом.
С точки зрения термодинамики, этногенез у Гумилёва похож на одноразовый тепловой двигатель. Все процессы, происходящие внутри такого двигателя,  необратимы.
С  позицией Гумилёва вряд ли можно согласиться.
Мы исходит из того, что этногенез представляет собой нелинейный динамический процесс, характеризующийся сменой фазовых состояний в зависимости от уровня энергии системы. Такие смены фаз могут происходить  неоднократно в истории этноса. Ведь, фаза –это не временный этап, не стадия, а тип поведения системы. Этногенез может менять своё направление,  в зависимости от текущего энергетического потенциала системы. Фазы могут повторяться, между ними могут происходить резкие скачки.
В случае перехода системы в другое  фазовое состояние, система расходует определённое количество своей энергии. Это необходимое условие фазового перехода. Любой переход системы из одного состояния в другое, требует энергии фазового перехода. В данном случае, энергия уходит на реорганизацию структуры системы ( разрыв старых связей  и создание новых).  В этногенезе колоссальная пассионарная энергия уходит на перестройку смысловой и управленческой структуры общества.  Поэтому подъём на другую, более высокую фазу, сопровождается жертвенностью, мобилизацией, напряжением и нестабильностью.
После перехода в более высокую фазу, этносу требуется энергетическая подпитка, чтобы удержаться в новом фазовом состоянии.  Так, фазовое плато ( акматическая фаза)  не поддерживается автоматически. Это метастабильное состояние, которое требует постоянного притока энергии. Если приток энергии прекращается, происходит энтропийный откат в более низкое фазовое состояние.
Поэтому, многократно упомянутая нами фаза обскурации в теории пассионарности  Гумилёва – это, по сути, синоним энтропийного  коллапса в нелинейной динамике. Это не деградация системы, вызванная случайными управленческими ошибками, а энергетически оптимальный спад, потому что для системы в таком положении держать уровень более высокой фазы намного более энергетически затратно, чем вернуться в более низкую и менее энергетически затратную фазу.  Это термодинамическое разряжение системы,  а не просто её внутреннее разложение.
В заключение, мы приходим к принципиально новому определению фаз этногенеза. Фазы этногенеза – это не исторические периоды, а энерго- информационные режимы, в которые этнос может входить неоднократно, в зависимости от состояния пассионарности и смыслового поля.
Историки очень часто любят повторять перефразированную мысль Гераклита Эфесского:  «В историю, как в реку, нельзя войти дважды».
Согласно нелинейной динамике, такой вариант с многократным вхождением в одну и ту же реку вполне возможен. Более того, вся история, как раз и состоит из таких повторений.


Рецензии
Гумилев был великолепным беллетристов.Все остальное несущественно.

Юрий Николаевич Горбачев 2   30.10.2025 16:41     Заявить о нарушении
А каким рассказчиком он был! Помню его лекции об этносах по ТВ в самом начале 90-х. Закачаешься! Но время не стоит на месте. Надо копать дальше.

Константин Прусский   30.10.2025 18:12   Заявить о нарушении