Валик и река 3

Порог Гниловатник проходим быстро. Он самый большой по Лохоме, но не самый трудный. Тем более со времени моего детства поуспокоился…. А может просто казался тогда громадным. В детстве и деревья были выше, и дома….
Токовицкое плёсо длинной больше двух километров. До самой Верхней Ванды. Недалеко от острова выбросили поперк плеса сетку. Будем возвращаться – проверим. К тому времени что нибудь да попадет. Давно хочу на рыбалку съездить с Доком. Узнать у него тайные и заветные заводи да ямки. Где то около устья Малого ручья он показывал ямку, но с реки то место распознать не мог.
У Верхней Ванды выходим к избе. Стоит она чуть в стороне от реки, на угорышке у леса. Тоже воспоминания…. Самая лучшая изба была по Лохаме. Впрочем и самая новая. Народу обычно в ней собиралось по многу. Жил в ней и гоил Петя Натальин. Романов Петр Степанович. До самой смерти занимался рыбалкой и охотой. И умер на реке. В память ему поставлен крест недалеко от избы. Апполон Петрович, сын, поставил.

Чаепитие устраиваем у Островишны. Изба Александра Вениаминовича Федосеева. Чай пробую вскипятить в том же шведском котелке, но уже не на спитровке, а таблетками сухого спирта из сухпайков. Специально их с собой взял, что бы провести испытание на эффективность. Сухое топливо…. Одна таблетка ушла, вторая сгорела, за ней и третья. Нагрел воду до горячей, но не кипит…. Так и пили чай не вскипяченый. Поносов не боюсь. Не оправдали надежд таблетки сухого спирта. Может они и предназначены только для разогрева и не выдают достаточной для кипячения температуры?

Порог Кузомень. Длинный, мелкий… Валик тащит лодку, я снимаю на видеокамеру. Как обычно. От порога и почти до самого моста у Копыта неглубокое и тихое плёсо. Иногда встречаются упавшие в реку деревья. Валик не верит, что по реке расстояние от Островишной до Копыта рекой кажется намного меньше, чем по тропинке. Тем более сейчас, когда приходится перебираться через завалы. Удивлен, что это так. Я первое время тоже удивлялся. Понимаю, что это субьективное восприятие. Просто так кажется. На самом деле тропинка даже короче, он прямее, чем река. Но путь на лодке намного легче, по нынешним временам даже быстрее. Кажется короче вдвое.

Высокий угор, близь которого лежит плита с отверстием – цель нашего путешествия, виден издалека.
- Приплыли, Валик!
- Уже что ли?

Уровень в реке не высокий, вода прозрачная. Каменную плиту с дыркой находим легко. Лежит она на малой глубине и около берега. Рассматриваем внимательно, фотографирую. Валентин замечает на дальнем краю плиты еще одно отверстие, как раз на краю. Просматривая дно реки неподалеку от этого камня вверх по течению. Хочу найти тот камень, который увидел Витек. Когда плавали с ним в 2011 году. Тогда вода была меньше. Размерами значительно меньшими, но с двумя выемками круглой формы. Тот не нашли…. Зато нашли много других интересных камней. Прямоугольной, почти кубической формы. С небольшой глубины его достали, посмотрели и опустили на место, где он лежал. Несколько плоских камней с отверстиями, но меньшего диаметра. Один из камней достали с глубины. Валик аккуратно вытолкал веслом поближе к берегу и поставил на ребро. Я с берега вытащил этот артефакт. Таких камней на дне лежит несколько, трогать остальные не стали. Из интересностей: еще лежит у берега каменный блок размерами около метра и формой явно прямоугольной. По крайней мере край его. Сфотографировали, но тоже шевелить не стали. Еще немного выше по течению из берега торчит каменная глыба. Метра полтора на полтора и еще какая то часть в берегу. Над рекой высокий угор. Возможно это часть холма, подмытого рекой. Оттуда и попали в реку такие интересные вещи. Буквально на 100 метрах реки столько необычных камней. Поодиночке они вызвали бы не более чем любопытство. Чего только природа не сотворит, каких только форм не придаст камню. Но в такой концентрации на коротком участке реки….

Обратный путь занимает меньше времени. Река своим течением помогает – прибавь или убавь. Проходим мимо избы Островишны, мимо Ванды. Затолкнувшись в русло Верхней Ванды прошу Валика набрать ведро воды. От многих слышал, что в речке самая вкусная вода среди всех лохамских ручьев и речек. Сам думаю, что в ручье Клетном, вкуснее, но Ванда на втором месте.
Через Гниловатник проходим прямо в лодке. Но без лихости – на ступенях порога лодка цепляется днищем за камни и разогнаться не дает. Спускаемся как с горы на тормозах.
Прходим и избу Аркадия Трофимовича. Не хочу ползать по грязи у причала. Заночуем у Кобылы.

Избушка Евлампия Михайловича – самая лучшая по всей Лохаме. Чистая, обустроенная. Хозяева в ней бывают часто и подолгу. Даже варило не просто так, а сделана терраска. Под крышей и стенки невысокие. Что бы ветром костер не задувало и дождем не мочило. Все по уму. Уха, чай, стопка водки с бальзамом для аппетита. Устав за сегодняшний день укладываемся спать. Брехунок рассказывает, как Казак в Раю лихо расправляется с трудностями загробной жизни….


Рецензии