В день учителя
Моей первой учительницей стала Софья Александровна Петрова. Она казалась очень высокой и толстой тетей. Я ее боялась. У нее был звонкий голос, слишком требовательная, могла на уроке накричать. После уроков могла оставлять тех, кто не осваивал материал или плохо выводил буквы. У нас был урок "Чистописание" , Мы должны были пером, макая в чернильницу, выводить каждую букву, хотя и пасты появились ко второму классу. Спасибо ей за хорошие знания. Она обучала три года, с первого по третий класс. Я училась на "4" и "5".Учительница ставила оценки по полученным знаниям, никому не завышала оценки, всем ставила справедливые оценки. Про нее написала статью на русском и марийском языках.
В 4 "с" классе классным руководителем стал Хабиб Габдрахманович, к нам пришел после окончания института обучать историю. Он был росточком маленьким. С девочкой Ясминой были одного роста. Я тогда маму спросила:
-Почему наш учитель такой маленький росточком?
Мама объяснила:
-В детстве упал в подполье и повредил позвоночник.
Впоследствии, я, вспоминая тот образ, написала рассказ, который вошел в книгу "Ший тенге".
В нашем классе обучались половина учеников из татар из близлежащих деревень и марийцы. Я дружила с Розой из Тат-Чодраяла. Четвертый класс я закончила на одни пятерки.
В пятом наш класс расформировали, и я попала в 5 "а". Класс считался сильным, обучались и второгодники. Также в классе учились татары из близлежащих деревень. В 5 классе больше месяца обучал русскому языку мой отец Аркадий Иванович. В нашем классе его боялись, во время перерыва зубрили правила. Он требовал, чтобы правила и стихотворения рассказывали перед доской. Ко мне слишком был требовательным. В первое время я думала свою дочь будет жалеть и ставить только "пятерки". Я ошиблась. Он ставил мне в журнал также "1" за невыученный урок. Хотя бы один раз дома спросил :
-Дочка, почему не выучила урок?
Ни слова о школе, как будто я в школе не получала "1".
Тогда я поняла, что должна выучить урок и не опозориться перед классом.
Папа никогда меня не хвалил, если даже получала "5". Я ждала дома, что он подойдет и похвалит меня. Аркадий Иванович обучал полтора месяца, затем по партийной линии его взяли в райком партии. Про отца, как учителя, написала статью на двух языках.
После к нам пришла другая учительница русского языка Тамара Григорьевна Белякова. В классе ее боялись строгого взгляда, к урокам весь класс готовился. Я всегда получала пятерки. Через много лет с ней встретились в Йошкар-Оле. В то время она проживала у дочери на улице Красноармейская. Тогда ей было около 80 лет. В тот день она сказала:
-Б., ты всегда в классе считалась лучшей ученицей.
Я также написала про нее статью на двух языках.
В 1972 году наша семья переехала в поселок Морки. Учителя оказались такими же сильными и требовательными. В классе большинство ударников и одна отличница Елена Иванова. В 7 классе она побывала в Артеке.
После 8 класса сдавали выпускные экзамены. Экзамены я сдала на все пятерки. Восемь классов я закончила на " 4" и "5" , из них по физкультуре, истории - две четверки. А четверку мне поставил тогдашний директор школы Лаврентьев Владимир Алексеевич. Я историю не любила, поэтому не старалась запоминать даты. Дома учебник истории никогда не открывала. Что рассказывал учитель на уроке, то и запоминала.
Кстати, я дома никогда не готовилась к устным урокам, кроме письменных заданий, или нужно было выучить наизусть стихотворение и по французскому языку диалоги учила. Для меня хватало 20-25 минут на домашнее задание.
Наш директор школы, хотя и была у него семья, имел любовные отношения с учительницей немецкого языка Верой Ивановной Ивановой. Я, ученица 6 класса, застукала их. Случайно, когда прибежала в школу, чтоб забрать в классе забытую мной общую тетрадь по алгебре. Время было около пяти часов вечера. Уроки закончились, ученики и учителя разбежались по домам. Учительская была рядом, а наш класс находился рядышком. Дверь в наш класс была закрыта. А дверь широкая, в две разделенные половинки, покрашенное темно-желтой краской.
Я ногой пнула одну дверцу, и она мгновенно распахнулась. Около побеленной печки с правой стороны лежала стопка березовых дров для растопки на следующее утро.
Передо мной картина: две влюбленные пары слились. Хотя были в одежде, но брюки у директора были спущены... Пронзительные глаза директора смотрели на открывающуюся дверь и на меня.
Увидев меня, директор командным голосом закричал:
-Немедленно выходи из класса!
-Я за тетрадкой, - сказав тихим голосом, забрав на столе( в классе стояли широкие столы, наш класс был химический) общую тетрадь по алгебре, вылетела из класса.
Дома рассказала маме об увиденном. Она мне ответила:
-В школе никому не рассказывай. Пусть остается нашей тайной.
Тайну хранила, а сейчас решила раскрыть истинную правду. Эти учителя подавно ушли в мир иной... Прошло много лет, а тот образ, слитые воедино, передо мной...
В 9 класс попала в математический , классный руководитель - француженка Лариса Михайловна Боронина, с крашенными белыми волосами, в очках, в красивой оправе и с миловидным голосом. Класс оказался сильным. По математике учитель Геннадий Иванович Путилов, сильнейший математик. С подругой Галей Олюниной он считал нас самыми сильными, поэтому он давал нам самые трудные 5 и 6 варианты. Он обоим ставил в журнал одни пятерки. Про нашего талантливого математика написала статьи на двух языках.
Я невзлюбила НВП. Никак по времени не могла разбирать автомат Калашникова.Тогда учитель Гребнев Николай Георгиевич сказал:
- Б., на войне тебе делать нечего. Учи теорию.
В первом полугодии Гребнев мне поставил "3" за то, что не смогла разбирать автомат Калашникова.
Во втором полугодии он меня больше не подпускал к автомату, спрашивал только теорию.
Во втором полугодии поставил " 4" , и годовую выставил "4" балла . Кстати, о Гребневе написала статью на двух языках.
9 класс закончила на "4" и "5" .
В 10 классе опять НВП. В первой четверти в классе НВП занимались стрельбой из автомата Калашникова. Когда очередь дошла до меня , я дуло автомата с пулей направила на учителя Гребнева и чуть не попала в него, но пуля пролетела мимо него.
С того дня Гребнев ни разу в руки не давал автомат, тогда он сильно испугался... Я только теорию ему сдавала, ставил мне " 4" балла.
После окончания школы, случайно встретившись на улице, он всегда меня останавливал и, подшучивая, говорил:
-Б., никогда автомат в руки не бери, невзначай убъешь ...
В школе мне нравилось учиться. Всегда прилежной и исполнительной ученицей была. И по жизни я стараюсь выполнять по совести всю работу. Где бы ни работала, всегда по совести, как учили родители и учителя. Если начинаю любое дело, то должна достичь конечного результата.
Спасибо всем моим учителям за добросовестный труд учителя. Я училась в трех школах-Шиньшинской средней, Моркинской восьмилетней и средней. Мне приходилось учиться с учителями советской эпохи. Вы были настоящими учителями, с гордостью поименно вспоминаю. Во время моей учебы плохих и равнодушных учителей и не бывало. Они работали на совесть, отдавали всего себя. Никто из них ради денег не работал. Они любили свое дело, трудное, преодолевали препятствия...
Есть ли в настоящее время настоящие учителя, не требующие повышения зарплаты, любящие своих учеников?
Про своих учителей мне нравится писать статьи, много статей написаны про любовь к своему предмету и ученикам. В моих статьях вся правда, происходившая в классе.
Учителя должны носить соответствующую форму, не выделяться, одежда должна быть не яркой, юбки ниже колен. Минимум макияжа на лицо, ногти не должны быть длинными, не покрыты краской и не должны носить распущенные длинные волосы, а должны быть прибраны.
Нынешние ученики и ученицы наблюдательные. Им интересен внешний вид учителя, его одежда. На уроке не стоит отвлекать учеников своей внешностью и одеждой.
По- моему мнению, в школе должны работать сильные и выносливые учителя с сильным голосом, которые могли бы поставить на место непосед. В нашем классе до последней парты летели и мел, и туфля в каблуках. Не говоря о металлических линейках по голове непоседам. Бывало, и парты переворачивали с учениками вместе, выгоняли с уроков непослушных. Зато после этого в классе можно было усвоить знания от учителей. Плохиши мешают другим. Таких нужно переводить в отдельные школы. Слабохарактерным учителям в школе делать нечего.
5.10.2025
Свидетельство о публикации №225102701734