Юбилей Русской Пятёрки

27 октября 1995 года (28 октября по мск. времени) в Калгари состоялся дебют Русской Пятёрки Детройта, клуба The Original Six НХЛ, который к тому моменту не выигрывал Кубок Стэнли уже 40 лет. На лёд вышли Игорь Ларионов, Сергей Фёдоров, Вячеслав Козлов, Вячеслав Фетисов и Владимир Константинов.

Это шикарный эпизод для экранизации в сериале о хоккее. Игроки Калгари на домашнем льду выглядят бесталанными фигуристами с клюшками. В моменты появления Русской Пятёрки разница в катании, технической оснащённости, скорости мышления и взаимодействия слишком очевидна. Барри Смит, второй тренер Детройта, вопрошает Скатти Боумэна: что они творят? И Боумэн, знаток советской школы хоккея, отвечает: расслабься. Этим парням тренер не нужен. Если бы на лёд выходили только они, мы могли бы прямо сейчас отправиться в пресс-бар арены пить кофе и смотреть матч по телевизору. (Он завершился со счётом 3:0, и все шайбы организовала Русская Пятёрка).

О её роли в истории хоккея сказано предостаточно. Сняты документальные фильмы в России и Америке, написана книга Кита Гейва с типичными американизмами, над которыми я посмеивался, даны свежие интервью сегодня, в день 30-летия дебюта. Через полтора года Детройт выиграет Кубок Стэнли, задав стандарты требований к сегодняшней НХЛ, где вне навыков созидания невозможно закрепиться даже в низовых звеньях.

Всё это так, но я в день юбилея скажу об ином.

Счастливая карьера – не Кубки с индивидуальными призами, и не контракт на 10 миллионов долларов за сезон. Это статус, востребованность, материализация таланта, но не счастье.

Счастье – когда тебе выпадает шанс поиграть в тот хоккей, о котором мечталось с детства и ради чего всё начиналось с первых шагов на коньках. Поиграть с теми, кто понимает тебя с одной краткой реплики на льду, с одного движения или жеста. «Наши соперники только начинают терять шайбу, а мы уже знаем – как будем атаковать», вспоминает Сергей Фёдоров.

Такой шанс может не выпасть или случиться на краткий отрезок. Кузнецов, Кучеров, Панарин и Орлов играли в одном звене раз в жизни, на чемпионате мира 2017 года. И раскатали такую шайбу в ворота Канады, что я мигом вспомнил космос 90-х Русской Пятёрки. Потом праздник закончился и вернулись будни с нечастыми радостями. Тот вечер оказался эпизодом в длинной карьере, но исчерпывающим ответом – зачем играть в хоккей.

В этом смысле, Русской Пятёрке выпало много по меркам профессионального спорта – два полноценных сезона вместе. Достаточно, чтобы не просто выиграть Кубок Стэнли, но и стать предтечей уровня сегодняшней НХЛ.

Всё остальное – история и лирика, которые 30 лет спустя уже не разделить. Важно лишь помнить, что та магия Русской Пятёрки уникальна и любая копия превращается в профанацию. За Даллас недавно выходило пятеро финнов в одном звене, в Коламбусе действует «русская четвёрка» (Марченко – Воронков – Чинахов – Проворов), и мы уже убедились, что суть не во флагах и паспортах.

А в понимании сути хоккея – общем и творческом. С талантами, достаточными для исполнения. Три десятилетия спустя пролог из Калгари к той сказке на льду всё так же вдохновляет – и её творцов, и зрителей по обе стороны океана. Просто взгляните на лицо Сергея Фёдорова в момент воспоминаний о лучшем из того, что случилось за четверть века его профессиональной карьеры.

С днём рождения – пятёрка, опередившая свою эпоху.


Рецензии