Ке фер?

Два извечных вопроса в России повторяются с надоевшей периодичностью.
Вопрос «Кто виноват?» не своевременен.
Решать его в дни, когда уже самый оптимистичный пессимист страны должен понять, что большая война на пороге, глупо.
А вот «Что делать?» сейчас должен уяснить для себя каждый.
И, безусловно, важное делается: оружие новое испытывается, сражения идут, работают люди…
Но! Возможно, фраза: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники,» - приписываемая  О. Бисмарку, верна?
Бесспорно, что бы там ни придумывали политики, победа всегда приходит вместе с солдатом. 
А вот  каков будет этот солдат -  напрямую зависит от семьи и школы.
Но  каждое новое поколение вызывает сомнения у старшего.
 Нынешнее не исключение: жизнь в смартфоне, речь замусорена: кальки иностранные, ненорматив, как связка двух слов, сленг...- кто их разберёт! А ориентиры и кумиры какие!
И что с ними делать, чтобы они стали патриотами своей Родины?
Пытается наше государство предложить что-то. То достает из старого мешка модели молодежных организаций по образу пионеров и комсомольцев, то слеты и форумы проводит. Лучше всего получается дать молодым работу по силам. Воспитание через труд - самое разумное.
А как  пропаганда наша помогает молодежи? Не знаю? Разве что сетевая!
Про ТВ умолчу, обсуждать нечего.
Занудные речи политологов, тягомотину про Трампа и Зеленского, Макрона и его "скелеты" даже я смотреть не могу, не то что молодежь!
Додумались в недрах образования  до новой программы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/


Разговоры о важном в школе.
 А  зачем так сложно?
К чему добавлять часы к нарушающей все мыслимые нормы учебной сетке?
Есть же предмет для воспитания души – литература.
Но когда там о душе поговорить? Там план по валу. Произведений много, читают их мало, но сочинения как-то пишут и ЕГЭ сдают.

Романы, романы "можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров, то есть, извините, романов".

Уже в начале 20 века о закате восприятия публикой романов писали представители Серебряного века и предлагали альтернативу – рассказ, равный по раскрытию темы роману.
Я не о том, чтобы исключить все романы из программы, а  о том, чтобы подумать, какие из них современные старшеклассники  воспримут, а какие можно оставить для свободного чтения, заменив их малыми формами с широким содержанием.
Но не будем сейчас об этом.
Наша цель другая.
Давайте подумаем вместе, в чём смысл преподавания литературы.
Ведь мировая культура бездонна. И она с каждым годом становится шире и глубже.
Сколь долго еще будет идти работа по ознакомлению  учащихся с широчайшим массивом того, что создано поколениями?
Количество? Объемы? Величие!
А ученик пассивен, его урывками учат создавать, говорит он еще меньше.
Многие выпускники школ даже заявление куда- либо написать затрудняются, что уж говорить о докладах и проектах.
Скажете, учат? Возможно. Но как?
А тут ещё и воспитать надо молодого человека, да не просто, а чтобы он Родину любил и делал всё для её защиты и процветания.
Труд неподъёмный!
Литература, безусловно, может помочь, но тогда и преподавать её нужно по-иному.
Ориентиры нужны для воспитания героев, коими придется в случае будущих битв стать нынешним ребятам.
Каждый из них  должен в детстве, юности прочитать книги о смелых, отважных, сильных, борющихся и побеждающих, как пример для себя.
 А посмотрите внимательно на библиотечное ядро школьной программы по литературе.
Сколько там «лишних людей», «мятущихся, критикующих, страдающих».
Как же мало героев!
 Яркие личности нужны. Характеры! Столкновение добра и зла. И победа, пусть и ценой жизни.
Есть произведения, в которых даны ответы на вопросы, кто есть кто, как поступать в том или ином случае, как жить по совести...?
 Конечно, есть. Какие-то представлены в школьной программе, но какие-то, важные, в неё не вошли.
К примеру, многие ли читают книги Надежды Лохвицкой -Тэффи, особенно те произведения, которые созданы ею в период эмиграции? 
Нет? А зря!
Можно месяцами угадывать, как в следующую минуту поступит Трамп, а можно прочитать небольшой рассказ Тэффи «Из тех, которым завидуют».
На первый взгляд, это рассказ о бедной русской сиделке, эмигрантке, столкнувшейся с богатой 70-летней американкой, отравленной своей властью над людьми. Все, кто обслуживает эту сумасбродку, рискуют в мгновение ока быть изгнанными без оплаты, оскорбленными, униженными, растоптанными. Сиделка попыталась отстоять свое достоинство. И ей показалось, что американка поняла, раскаялась, что  богачка обязательно переменится, станет человеком… Сколько лишних мечтаний в голове русской женщины! К чему? Результат предсказуем: несчастную беженку выгнали без оплаты!
Не так ли и  все те, кто вещает с экранов, и те, кто их слушает,  ждут, что американцы и иже с ними  все поймут, станут другими, мы построим огромный тоннель, полетим к далеким звездам – вместе, дружно, с пониманием важности учитывать интересы друг друга.
Но они не русские! Почему же мы наделяем их своими чертами? Почему не знаем, какие они, наши вечные соперники? А ведь ответы есть в их литературе. Читают ее?
 
 Читать надо то, что дает ответы на актуальные вопросы, а не сборники «100 лучших сочинений».
Если  молодые люди  просто хотят сдать ЕГЭ, не пытаясь найти ответы на вопросы современности вместе с учителем и родителями, могу разочаровать общество: итоги экзаменов   могут и не понадобиться, если войну проиграем.
Кто будет учить порабощенный народ! Этому народу хватит 4 классов образования, остальное отдадут ИИ.
Чтобы мыть унитазы, не нужна «Война и мир». Кое-кто  из наших ближайших соседей это уже усвоил.
Поэтому срочно нужно менять библиотечное ядро школьной программы по литературе.
Нужны герои, события героические, победа...
Очень внимательно нужно произвести «инвентаризацию» классики. Ядро изучения должно стать компактным, но сильным по интеллектуальному и эмоциональному воздействию. Историю развития литературного процесса необходимо отделить от "Алмазного фонда русской литературы", тех произведений, без которых нам просто не победить, не выжить, тех, которые формируют стержень русского человека.
И изучать Алмазный фонд как свой культурный код, развивая способности на его основе создавать собственные творческие работы. Проще, учить писать и говорить на лучших образцах.
Кто из писателей-классиков вошёл в Алмазный фонд?
Пушкин -  без сомнения!
Достоевский – обязательно. «Тварь я дрожащая или право имею» - это истоки, отсюда беды всего человечества.
Толстой - актуальнее не придумаешь. Но под каким углом? Уж в наше время описание салона Анны Шерер пролистывать нельзя.
Замолкаю. Дело серьезное. Требует огромной работы. Но оперативной.
И обязательно надо посмотреть на писателей начала 20 века. Обстановка зеркальна. Они искали ответы на те вопросы, которые нынче ставим мы.
И находили.
Тэффи, И. Бунина, М. Булгакова читать внимательно, и всех тех, кто был рядом с ними, но в наши учебники по политическим мотивам не попал.
Все политические разногласия потом, после победы, если останутся.
Не время!
Как бы не оказаться в роли генерала из рассказа Тэффи, если не победим.
«Рассказывали мне: вышел русский генерал-беженец на Плас де ла Конкорд, посмотрел по сторонам, глянул на небо, на площадь, на дома, на пеструю говорливую толпу, почесал переносицу и сказал с чувством:
.
— Все это, конечно, хорошо, господа! Очень даже все хорошо. А вот… ке фер? Фер-то ке?»

Вот я и пытаюсь ответить:"Фер-то ке?". Опоздать боюсь.




---------------------
Ке фер  * От фр. "que faire?" -- что делать?


Рецензии