Броня, которая живет внутри

Есть люди, которые привыкли жить в постоянной невидимой броне. В доспехах, которые помогают скрыть чувства, ранимость, внутренний хаос. Они думают что живут, но на самом деле каждый их день - попытка выжить. Выжить в мире, и среди людей, которых они привыкли бояться.

; Обычно, броня надевается еще в детстве.

Когда родители учат "быть удобным", когда надо заслужить чужую симпатию, или получать в песочнице "авторитет".

Человек замечает что он сам, со всем его внутренним миром, словно неудобен этому миру, внешнему. И он - надевает броню.

Годы идут, а броня остается, словно врастает в тело человека, и жить без нее он уже не умеет.

;;; Женщина идет в офис, каждое утро надевая строгий костюм, четкие линии. Она идет туда, где надо скрыть внутреннее, и показать только то, что принимается в рабочем пространстве - строгость, деловитость, от части - властность, если должность диктует и такую необходимость.

Но даже вне работы, женщины порой не умеют снимать броню. Костюм повешен в шкаф, рядом близкие люди, вокруг живой мир, а броня все еще надета на ее тело.

;Женщина идет на свидание или встречу, или даже просто на прогулку. Она надевает короткую юбку, или что-то облегающее, каблуки, она делает себе достаточно яркий макияж. Кажется, что это очень яркая и уверенная в себе женщина, которая привыкла быть в центре внимания. Но за всем этим лоском, скрыта слабая, израненная девочка. Она словно кричит:

"Обратите на меня внимание! Обратите, но не подходите слишком близко!"


; И на ее зов, тянутся такие же израненные мужчины. Они ищут картинку, ищут маяк, дающий им незримый сигнал - тут тоже боль, пустота и холод. Травма тянется к травме. И в итоге, приводит к еще большему накалу боли.


Так, внешняя броня срастается с внутренней, а внутренняя требует внешнего своего отражения. Тело, мозг и чувства перестраиваются, чтобы выжить внутри этой роли.

; Как это ощущается на уровне Нейрофизики:

Когда человек “в броне”, его нервная система находится в режиме угрозы — не обязательно внешней, иногда эмоциональной. Активируется миндалина — центр страха и самозащиты. Она посылает сигналы в тело: “держись, не расслабляйся, опасность рядом”.

В ответ:

повышается уровень адреналина и кортизола,
замедляется работа пищеварения,
сокращаются мышцы шеи, плеч, живота,
дыхание становится поверхностным,
внимание застревает на деталях (гиперконтроль).
Это и есть физиологический каркас брони — тело буквально “вжимается в себя”, чтобы не чувствовать боль.

На уровне тела:

Плечи и грудь — напряжены, как будто “держат удар”; человек может сутулиться или наоборот выгибать спину — обе реакции означают “я защищаю сердце”.
Живот — втянут или жёсткий. Это инстинктивное “не показывать уязвимое место”.
Шея и челюсть — сжаты. Тело блокирует голос, потому что выражение эмоций воспринимается мозгом как риск.
Кожа теряет чувствительность — прикосновения ощущаются слабее или не вызывают удовольствия.
Дыхание — неглубокое, особенно при выдохе: тело будто “копит воздух на случай опасности”.
Температура — человек может часто мёрзнуть: сосуды сужены, кровь уходит к центру тела, чтобы “сохранить ресурс”.
На уровне эмоций:

“тонус без покоя” — вроде держишь себя в руках, но расслабиться невозможно;
“тишина без мира” — не больно, но и не живо;
“осторожность к жизни” — будто любое чувство может обжечь.
Такому человеку не легко найти место, в котором он наконец то начнет ощущать, как его броня понемногу оттаивает. Ведь такую броню нельзя снять как железные латы, ее нужно постепенно отогревать, как ледяной, бездушный корсет.


Но как только внутри становится достаточно тишины, броня теряет смысл. И однажды человек замечает, что больше не нуждается в защите, и готов начать Жить.


Рецензии