Человек, не боявшийся Сталина
Для удержания собственной власти Сталин использовал страх и массовые репрессии. Причем страх всеобщий, всеобъемлющий. Для того чтобы его породить, не нужно убивать половину населения – достаточно, чтобы каждый человек просто знал хотя бы одного расстрелянного из круга своих родственников, знакомых, сослуживцев и мог подумать: а вдруг завтра моя очередь?
Как писал писатель фронтовик Даниил Гранин: "Рабская психология формировалась долго. Понадобился большой террор, начиная с двадцатых годов, надо было высылать людей в Соловки, на Колыму, в Магадан, надо было раскулачить лучших крестьян, сослать их в Сибирь. Нужны были расстрелы дворян, оппозиции, спецов, а затем и беспричинные расстрелы во всех республиках, городах, надо было уничтожить миллионы и миллионы советских людей — это на их трупах вырос страх. При тоталитарном режиме в атмосфере страха прожило несколько поколений. Родители соответственно воспитывали детей. Одно можно было говорить дома, другое следовало отвечать в школе.
Репрессии так же были массовыми и плановыми и затронули все слои населения страны.
Но и среди этой всеобщей атмосферы страха были люди которые не только высказывали в лицо Сталину правду ,но и оставшиеся после этого в живых.
Одним из таких людей была Мария Вениаминовна Юдина.
Вот что пишет о ней все знающая Викопедия: родилась(28 августа [9 сентября] 1899, Невель, Витебская губерния — умерла 19 ноября 1970, Москва) — советская пианистка.
Родилась в городе Невеле Витебской губернии, в еврейской семье. Её отец — Вениамин Гаврилович Юдин, врач и судмедэксперт, Герой Труда. Герой Труда — почётное звание, установленное Постановлением ЦИК СССР от 27 июля 1927 года, присваивавшееся в СССР в 1928—1938 годах лицам, имевшим особые заслуги в области производства, научной деятельности, государственной или общественной службы. После учреждения 27 декабря 1938 года звания Героя Социалистического Труда звание «Герой Труда» больше не присваивалось. Мать — домохозяйка Раиса Яковлевна Юдина (урождённая Златина; 1868, Москва — 24 марта 1918, Невель)
С детства она отличалась страстным, неукротимым темпераментом, а её интересы были чрезвычайно широки и никогда не ограничивались музыкой. Первые уроки игры на фортепиано получила в возрасте шести лет от ученицы Антона Рубинштейна Фриды Давыдовны Тейтельбаум-Левинсон.
В 1912 поступила в Петербургскую консерваторию, где училась в классах фортепиано Анны Есиповой, затем Феликса Блуменфельда, Анатолия Дроздова, Леонида Николаева, а также изучала широкий круг других дисциплин.
Паралельно учёбе в консерватории она занималась на историко-филологическом факультете Петербургского университета (к тому времени он назывался уже Петроградским). Вот что она писала «Я счастлива тем, что в меня крепко были вложены некие основы интеллектуального и этического бытия вообще. Я получила некие „ключи“ к гуманитарному познанию вообще, необозримое поле мышления в целом, из коего могу черпать до гробовой доски… О, что это были за люди — и учителя, и ученики! То был поистине „цвет человечества“! Бескорыстие, трудолюбие, ответственность, активная доброта, сила мысли…». Это восхищение можно понять, если припомнить круг общения М. Юдиной: ученый и религиозный мыслитель П.Флоренский, физиолог А.Ухтомский, поэты Б.Пастернак и Н.Заболоцкий, литературовед М.Бахтин, художник В.Фаворский, музыкальный учёный Б.Яворский…Это был ее интеллектуальный круг элиты русской интеллигенции начала XX века.
В мае 1919 года приняла крещение. Вот что она писала в дневнике юности: «Нужно быть доброй, нужно согревать людей, не жалеть себя, творить добро – всюду, где можешь. Я хочу показать людям, что можно прожить жизнь без ненависти, будучи в то же время свободным и самобытным. Да, я постараюсь стать достойной внутреннего голоса своего».
После окончания учебы Юдина была приглашена преподавать в консерваторию —до того никто не удостаивался чести преподавать в alma mater сразу после её окончания. Объясняется это тем, что уже в студенческие годы она заявила о себе как о музыканте ярком, совершенно неординарном. Она начала активную концертную деятельность, впервые выступив с оркестром Петроградской филармонии под управлением Эмиля Купера. В это время жила в доме 30 по Дворцовой набережной.
Ирина Гогуа вспоминала, что Юдина постоянно давала концерты в пользу возглавляемого Екатериной Пешковой Политического Красного Креста. Первое сольное выступление Юдиной в Москве состоялось в 1929 году.
Творческую индивидуальность Юдиной отмечал и Д. Шостакович: «Слушаешь и оторваться, расслабиться внутренне хотя бы на секунду невозможно». О многом говорит тот факт, что для молодого Шостаковича (он был на семь лет моложе Юдиной) она стала одним из кумиров, причем дело доходило почти до курьезов: «Я старался ей во всём подражать… она делает где-нибудь ritenuto — значит, и я в этом месте его обязательно сделаю».
В 1930 году Юдину уволили из Ленинградской консерватории после газетных публикаций в рамках борьбы с религиозными взглядами преподавателей.
Два года спустя ей удалось получить место профессора в консерватории Тбилиси, а с 1936 года (при содействии Генриха Нейгауза) — в Московской консерватории, где она работала до 1951 года. В 1944—1960 годах Юдина преподавала в Институте имени Гнесиных. .
Когда началась Великая Отечественная война, страстно хотела попасть на фронт и защищать родину. Пошла на курсы медсестер, но поняла, что не справится: «Когда пришла в госпиталь <…> обливала тяжелораненых слезами, и помощи от меня не было никакой. Значит, надо искать другое себе применение». Лиловыми от холода руками играла людям, сидевшим в неотапливаемом зале в валенках и шубах. Ездила в блокадный Ленинград с концертами. В подпоясанной веревкой солдатской шинели развешивала на московских столбах объявления: «Лечу с концертами в Ленинград. Принимаю посылки весом до 1 кг».
Вот что рассказывал о ней Ю.В.Завельский основатель и первый директор Московской Гимназии №1543: Однажды, в конце 40х годов, Юдина выступала в Большом зале Московской консерватории, где вместе с оркестром играла двадцать третий фортепьянный концерт Моцарта. Играла изумительно! Как потом выяснилось, концерт транслировался по радио. И вот после этого, глубокой ночью на квартире Михаила Борисовича Храпченко, который в то время был начальником комитета по делам искусств при Совете министров СССР, раздался звонок. Когда он поднял трубку, ему сказали, что сейчас с ним будет говорить товарищ Сталин. И, действительно, через несколько секунд на том конце провода раздался голос Иосифа Виссарионовича: «Сегодня вечером по радио я услышал двадцать третий фортепьянный концерт Моцарта в исполнении Марии Юдиной. Не можете ли Вы мне подарить пластинку с записью этого концерта в исполнении Юдиной?»
Храпченко тут же сказал ему, что, конечно, такую пластинку он вручит товарищу Сталину и что завтра утром он её получит. И положил трубку. Тут же набрал номер телефона фирмы «Мелодия», которая в Советском союзе производила все записи, и попросил, чтобы ему к завтрашнему утру представили пластинку с записью двадцать третьего фортепьянного концерта Моцарта в исполнении Юдиной. На что ему ответили, что такой пластинки не существует. Записи этой нет. Он был в ужасе! Он же сказал Сталину, что утром доставит эту пластинку. И стал срочно думать, что же делать. И он тогда предпринял единственно возможное решение: он позвонил Самуилу Абрамовичу Самосуду, который дирижировал этим концертом, позвонил Марии Вениаминовне Юдиной, позвонил всем музыкантам и попросил их, чтобы через час они собрались в студии звукозаписи на улице Качалова и записали этот концерт. И вот глубокой ночью все участники того концерта собрались на звукозапись на улице Качалова. И Юдина тоже. Под утро записали концерт и срочно отпечатали пластинку на Апрелевском заводе студии «Мелодия». И утром, как и обещал, Храпченко направил эту виниловую пластинку Сталину. Говорят, что пластинка с Концертом Моцарта в исполнении Юдиной была на проигрывателе, когда Сталина нашли мертвым.
Через несколько дней Юдиной пришло письмо от Сталина, где он писал о том, что он еще раз слушал концерт Моцарта в исполнении Марии Вениаминовны, благодарит ее за доставленное удовольствие и в знак благодарности посылает ей деньги. Эти деньги лежали в конверте. Кстати, этот конверт поступил не по почте, а поступил нарочным из Кремля. И когда Юдина открыла этот конверт, она увидела купюры – их было много,20 тысяч рублей сумма достаточно приличная.
Н
о надо знать характер Марии Вениаминовны! Она написала ответное письмо Сталину, и в этом письме было написано так: «Уважаемый Иосиф Виссарионович! Благодарю вас за высокую оценку моего творчества. Я рада, что своей игрой я доставила вам удовольствие! А деньги, которые вы прислали, я передам в свой приход, в ту церковь, которую я посещаю, для замаливания моих и … ваших грехов».
И вот что удивительно Сталин Юдину не тронул. У него были свои представления о людях, кого он считал людьми не от мира сего – небожителями. И прекрасно понимал, что никакое наказание Юдину не изменит. Даже если убить! Поэтому он её и не тронул. Вот к таким людям, небожителям, он относил не только Юдину, но и Пастернака, которого он не тронул. Ну, и некоторых других. И таким образом Юдина осталась жива.
Ее открыто исповедующую христианство, не скрывавшую своих убеждений – ездившую в ссылку к репрессированным священникам, поддерживавшую опальных актеров, поэтов, музыкантов, правозащитников, произносившую вслух запрещенные, оклеветанные имена – не тронули? Даже ни разу, по ее словам, не вызвали на допрос. Да, подвергали гонениям, увольняли из консерватории, из Гнесинского училища, где она преподавала, но разве можно сравнить это с судьбой Мейерхольда, его жены и многих других, с кем она дружила?
Мировая знаменитость, одна из лучших исполнительниц музыки Шуберта, Баха, Бетховена, Брамса и Моцарта, она ходила зимой в плаще и прохудившихся валенках. Единственная пианистка, которая могла себе позволить не думать о внешнем виде, не без сарказма говорили о ней. Мария Вениаминовна выходила на сцену в неизменном черном длинном платье, с большим крестом на груди, в растоптанных кедах – это платье и обувь были и ее повседневной одеждой. Она не бросала вызов, не играла в чудаковатого гения перед публикой – просто мало задумывалась об условностях. В своих поступках она мало обращала внимание на чьё-либо мнение. Так, приехав с концертами в Лейпциг, она шла босая к Церкви Св.Фомы, чтобы почтить своего святого — Иоганна Себастьяна Баха, преклонить колена перед его надгробием
Юдина была известна среди друзей неспособностью сохранить что-либо ценное для себя. Вещи, которые ей дарили друзья, тут же передаривала или несла в ломбард. Злилась на зрителей за роскошные букеты: «Зачем вы? Лучше бы отдали деньгами, и я бы людям лекарства оплатила». Митрополит Ленинградский Антоний купил ей теплую шубу на зиму – она принадлежала Марии Вениаминовне всего три часа.
Шостакович вспоминает, как она обратилась к нему с просьбой одолжить немного денег – застеклить разбившееся окно, стояли морозы. Разумеется, он дал ей деньги, а навестив спустя какое-то время, увидел все то же разбитое окно, оно было заткнуто тряпкой. «Как же так, Мария Вениаминовна? Я дал вам деньги, чтобы починить окно. – Я отдала деньги на нужды церкви».
Юдина хорошо зарабатывала, но жила в крайней бедности, почти нищете. Получив гонорар, она раскладывала на столе стопочки. Вот это – на лечение сына консерваторской гардеробщицы, это – семье ссыльного священника, а это – рабочему сцены, которого она почти силком отправила в больницу, где выяснилось, что у него туберкулез. Для нее помощь другим – политзаключенным, друзьям и незнакомым людям – была не добродетелью, а нормой, всего лишь порядочностью.
В 1960 году была уволена из Гнесинского института из-за своих религиозных убеждений и за симпатии к современной западной музыке (включая эмигрировавшего Игоря Стравинского). Она продолжала давать публичные концерты, но ей было отказано в записях. После того как в Ленинграде она прочла со сцены стихи Бориса Пастернака в ответ на вызов на бис, Юдиной было запрещено концертирование на срок в пять лет. .
В конце жизни купила небольшую кооперативную квартиру и с 1963 года проживала в ЖСК «Дом учёных АН» на Ростовской набережной (Ростовская набережная, д. 3, кв. 153) в Москве. Последний концерт пианистки состоялся в 1969 году.
На Ваганьковском кладбище есть могила великой русской пианистки Марии Юдиной.
Русский философ и теоретик искусства Михаил Бахтин, ее близкий друг с юности, называл основной чертой ее искусства – не нежность, не интимность, а силу духа: она «могла выдержать то, что обыкновенный человек выдержать не может. Она могла бы на костер взойти. Она, в конце концов, всю жизнь и мечтала о костре… – пострадать, быть сожженной как Аввакум, как другие. И она бы… действительно, не поморщившись, на костре и сгорела бы».
Свидетельство о публикации №225102700061
Кстати, по факту ночного концерта для записи пластинки, обещанной Кобе, французы сняли фильм, только порядком усугубили ситуацию. В пластинку было вложено также письмо пианистки с одной фразой "Чтоб ты сдох". И в фильме он сдох. Название фильма не помню, но он проходил по нашему ТВ.
С уважением
Борис Крылов 27.10.2025 05:15 Заявить о нарушении
