История 2. Булочки с сюрпризом. Глава 5
И вот впереди замаячил знакомый двор, а слева показалась громадная башня Витькиного дома. Мальчишка жил на предпоследнем одиннадцатом этаже, откуда открывался потрясающий вид. Окна Витькиной комнаты выходили на большое поле. Зелёное и цветущее летом оно приятно радовало глаз. Вдалеке за полем вилась змейкой дорога, по которой днём и ночью курсировали автомобили. А когда на город опускались синие сумерки, Витька любовался цепочкой жёлтых фонарей, которые, поблёскивая, уходили вдаль. Правда, ходили слухи, что на поле собираются построить ещё одну многоэтажку. Узнав об этом, мальчишка загрустил, ведь новостройка наверняка испортит всю картину. Впрочем, никакого строительства пока никто не затевал, поэтому Витя продолжал наслаждаться любимым видом.
Из других окон хорошо просматривалась новенькая детская площадка и корт, который зимой превращался в каток. Летом же корт вовсю использовали мальчишки для своих футбольных матчей. Вот и теперь Витька опасался увидеть там четвёрку своих обидчиков. Но, бросив взгляд на пустующий корт, паренёк облегчённо выдохнул. Затаив дыхание, он перевёл взгляд на детскую площадку и окончательно успокоился, заметив там троих малышей. Для пущей уверенности Витька опасливо оглядел лавочки. Всё чисто! Тогда с лёгким сердцем он открыл дверь подъезда и направился к лифту. Пока кабина легко скользила вверх, Витька ощутил лёгкий укол совести.
«Опять струсил, – закрутилась в голове привычная мысль. – Домой пробирался, как заяц, боязливо озираясь. Дед бы такое не одобрил. А ещё внук героя. Эх ты!»
Домой Витя зашёл мрачнее тучи, сильнее обычного хлопнул дверью и завозился с замком. На шум из кухни вышла мама и, вытирая руки зелёным вафельным полотенцем, спросила с тревогой:
– Ты где пропадал столько времени?
Витька, опустив глаза, замялся, не зная, что ответить. Он скинул кроссовки и пристроил книгу на край тумбы. Затем мальчик снял кепку, шнурок с ключом и только тогда поднял глаза на маму. Стройная и невысокая – в своём синем цветастом халатике она выглядела по-домашнему просто. Её светлые волосы до плеч были забраны в хвост, и только глаза смотрели из-под чёлки с явным беспокойством.
– Ну что ты молчишь? – спросила мама, испытующе глядя на сына. – Я, между прочим, волновалась, звонила тебе, а ты телефон дома оставил.
Витька спохватился, что и правда оставил свой чёрненький смартфон дома. Нынче утром он поставил телефон на зарядку и совсем забыл о нём.
– Мам, не сердись! – виновато заговорил Витька. – Я погулять выходил ненадолго.
– Ты в следующий раз хоть говори, когда уходишь, – заметила мама с недовольным видом. – Мы с папой тебя сегодня потеряли.
– А папа разве не на работе? – удивился Витька, заглядывая в комнату.
– Как же, на работе, конечно! – ехидно усмехнулась женщина. – Думает, что без него завод работать перестанет, вот и сидит там до глубокой ночи.
Витька нахмурился, ожидая, что мать и дальше будет распекать отца. Но она потрепала сына по волосам и вполне миролюбиво сказала:
– Ладно, Витюш, приходи кушать, я окрошку сделала.
Витька просиял, мигом переоделся, вымыл руки и прошёл на кухню. Там мальчишка опустился на круглый табурет и стал аккуратно накладывать себе в тарелку смесь из лука, колбасы, картошки и огурца. Затем мальчик добавил в блюдо квас и готово. Окрошку Витя любил, да и в жару лучше еды не придумаешь. У мамы получалось обычно большущее блюдо этой самой окрошки, так что им хватало на несколько дней. Размешивая содержимое тарелки, Витька вдруг вспомнил слова дамы из кофейни и задумался: может, и правда сто;ит поговорить с мамой, пока отец на работе. Решив, что другого удачного момента может и не быть, Витя собрался с духом и заговорил:
– Мам, а почему вы с папой в последнее время всё время ссоритесь?
Марина в это время мыла посуду и стояла к Витьке спиной, поэтому он не мог видеть маминой реакции на вопрос. Но после короткой паузы женщина ответила вполне спокойно и буднично:
– Мы не ссоримся, а просто громко разговариваем.
Пока Витя обдумывал её слова, Марина домыла посуду и стала развешивать влажное полотенце. Бросив на неё короткий, быстрый взгляд, Витька решил зайти с другой стороны.
– Хорошо, пусть так, но ведь раньше всё было иначе, – заметил мальчишка и вопросительно посмотрел на маму.
Марина, видимо, сообразив, что уйти от разговора не получится, подошла к столу и села напротив сына. Затем женщина подняла на него глаза и ответила с вызовом:
– Раньше твой отец, как все нормальные люди, приходил домой вовремя, а не сидел до глубокого вечера на работе. А теперь он сюда только поспать приходит. Разве это нормально?!
Витя с пониманием посмотрел на мать. Он и сам заметил, что в последние пару месяцев папа стал буквально пропадать на работе. Уходил рано, когда Витька ещё спал, а приходил, едва за окном начинало смеркаться. Усталый, молчаливый, он ужинал и сразу ложился спать. Случалось, что отца вызывали на работу и в выходные, и тогда рушились планы Витьки провести время с папой. Если же отец был дома, то в субботу он обычно отсыпался и вставал ближе к обеду. За уборкой и разными домашними делами два дня пролетали незаметно, а в понедельник глава семейства снова чуть свет уходил на завод. Витька с тоской вспоминал былые времена, когда они с отцом чинили в гараже машину или катались на велосипедах. Теперь он был бы рад заняться чем угодно, лишь бы вместе с папой. Но как выкроить время в его плотном графике, Витька не знал.
– Может, ему опять вернуться на свою прежнюю должность? – рискнул спросить у матери Витя.
– Думаю, наш папа на это не пойдёт, – устало откликнулась Марина. – Он будет считать, что не оправдал доверие руководства и вообще не справился, если опять перейдёт в инженеры.
Витька задумчиво глядел в сторону, пытаясь найти хоть какое-то решение проблемы. Мама тем временем, опустив глаза, теребила руками салфетку.
– А может, тебе с ним поговорить? – вдруг предложил Витька и торжествующе посмотрел на маму.
– Ты думаешь, я с ним не разговаривала?! – тут же отозвалась Марина, а затем заговорила горячо и эмоционально: – Да я устала ему повторять одно и то же: что мы его совсем не видим, и нужно приходить домой пораньше. А твой отец продолжает сидеть на работе, пока его охрана выгонять не начнёт.
Витя опустил голову и стал молча доедать окрошку, а сам всё думал, как выманить отца с работы. Но в голову, как назло, не приходило ничего дельного. Наконец тарелка опустела, Витька посмотрел на маму и увидел, что она совсем загрустила. Тогда, чтобы подбодрить её, он сказал:
– Мам, не расстраивайся! Я обязательно что-нибудь придумаю.
Марина посмотрела на него с улыбкой и не то спросила, не то сказала ласково:
– Да что тут придумаешь, Витюш?
Витя не стал спорить, но сам твёрдо решил, что непременно поговорит с отцом, когда тот вернётся. А пока он вылез из-за стола и помыл тарелку.
Мама ушла в комнату доделывать срочный заказ. Раньше она работала швеёй в ателье, которое совсем недавно закрылось. Но сидеть без дела Марина не стала. Женщина решила, что будет дальше брать заказы и шить на дому. Витька не раз слышал, как она строчит на беленькой швейной машинке. То брюки прошивает, то оборку для летней юбки, то кружевной воротничок для зелёного лёгкого платья. Клиентов у мамы хватало, потому что шила она на совесть. Да и заказы всегда отдавала в срок, не откладывая в долгий ящик.
Когда Витька был маленький, мама легко могла удлинить его коротковатые штаны или превратить кусок обыкновенной синей ткани в нарядную безрукавку. А уж новогодние костюмы, которые женщина шила для сына, и вовсе были выше всяких похвал. Вот и теперь мама ушла доделывать очередной свой шедевр, а Витька призадумался, чем бы заняться. Можно, конечно, послушать музыку в больших чёрных наушниках или полистать комиксы. Но тут он вспомнил о книге, которую подарила ему женщина из кофейни.
Книжка лежала на тумбе в прихожей, и Витьке стало ужасно интересно, какие истории скрываются за её простенькой бежевой обложкой. Он чувствовал, что книга ему понравится, и не ошибся. Приключения обычного мальчишки по прозвищу Журка сразу увлекли его. Вместе с ним он грустил и радовался, переживал трудности и мечтал. Время за чтением пролетело незаметно, как вдруг мальчик услышал лёгкий стук в дверь. Витька поднял глаза от книги и увидел на пороге своей комнаты папу. Высокий и крепенький – он стоял в домашней бордовой футболке и чёрных шортах. Выглядел отец уставшим, но, увидев Витю, слегка улыбнулся и спросил:
– Привет, сын! Можно к тебе?
Витька кивнул с радостным ликованием и отложил книгу в сторону. Андрей тихонько прикрыл дверь и сел на диван рядом с Витей. Потом отец заметил книжку и, заинтересовавшись, спросил:
– Что читаешь?
Мальчик стал рассказывать о новой книге, сначала скованно, потом всё подробнее. Глаза его горели, на щеках появился лёгкий румянец, и видно было, что история его захватила. Отец слушал внимательно, не перебивая, лишь иногда уточняя некоторые моменты.
– Ну вот, а потом к нему в окно залез незнакомый мальчишка, – продолжал свой рассказ Витька. – Они с Журкой подружились, а после стояли плечом к плечу, когда на них напала одна дворовая компания, представляешь?
Отец уважительно закивал головой и спросил, видно желая сменить тему:
– Книга, похоже, и правда отличная, а в остальном как дела?
Витька замялся, не зная, стоит ли рассказывать папе о своих дневных приключениях. Но потом мальчишка вспомнил, что хотел поговорить с отцом совсем о другом, и решил пока не упоминать своих обидчиков и таинственную даму из кофейни. Вместо этого он спросил, глядя на папу:
– Всё нормально, а ты зашёл, потому что мама тебя попросила?
– Не просила она меня, – нахмурившись, сказал отец. – И вообще, что я, сына проведать не могу?
– Конечно, можешь, – выпалил Витя, а затем добавил: – Тем более мы с тобой теперь редко видимся.
Отец опустил глаза, посидел немного, задумчиво глядя перед собой, а потом, повернувшись к сыну, заговорил:
– Ты прав, у меня сейчас прибавилось работы. Меня недавно повысили до начальника отдела, и обязанностей стало вдвое больше. Поэтому мне и приходится оставаться после работы, чтобы завершить все дела.
Витьке стало жалко папу, который вкалывает весь день и к вечеру, должно быть, ужасно устаёт. И всё же ему хотелось узнать: можно ли как-то изменить ситуацию, а потому Витя спросил его прямо:
– Ты что же всю жизнь так работать будешь?
Он ждал, что папа будет оправдываться или убеждать его в обратном, но тот почему-то молчал. Наконец он заговорил, обращаясь к Вите:
– Сын, ты уже взрослый и должен меня понять. Мне приходится задерживаться, потому что нужно доделать свою работу, чтобы потом не краснеть перед начальством из-за нерешённых в срок вопросов.
– Но ты ведь можешь попросить своих подчинённых выполнить часть работы? – вполне обоснованно спросил Витька.
– Да, конечно, – устало проговорил папа, а затем пояснил: – Но мне, как начальнику, нужно всё проверить. К тому же другие люди могут меня подвести. А когда за дело берёшься сам, знаешь, что сделаешь всё как надо. Себя ведь никто не захочет ставить под удар, верно?
Витька кивнул, признавая правоту отца, а потом сказал, грустно вздохнув:
– Знаешь, папа, я всё понимаю. Только мне очень хочется, чтоб мы с тобой хоть иногда проводили время вместе, как раньше.
Отец погрустнел и виновато посмотрел на Витьку, а после провёл рукой по его волосам и сказал:
– Сынок, я постараюсь выбрать время, чтобы мы с тобой могли заняться чем-нибудь вместе, обещаю.
И они стали вспоминать, как прошлым летом ездили вдвоём на рыбалку. Встали тогда ещё до зари, приехали на речку, достали удочки и стали рыбачить: в итоге простояли до десяти утра, а рыбу так и не поймали. Наконец, когда они совсем отчаялись и собирались сворачиваться, отец заметил, как подпрыгивает поплавок. На двоих они поймали тогда всего четырёх карасей и скормили их соседской кошке.
А в другой раз они с отцом отправились за грибами и, заходя в лес, договорились не терять друг друга из виду. Витька шёл за папой по пятам, а потом увидел необычную бабочку и остановился. Мальчик стал рассматривать рисунок на её крылышках, а когда поднял глаза, заметил, что отца впереди нет. Витя тогда здорово перепугался, а уж когда ему на плечо неожиданно легла чья-то рука, он и вовсе готов был закричать от страха. Обернувшись, мальчик облегчённо выдохнул, увидев перед собой папу. Тот улыбался ему своей непринуждённой улыбкой. Вспомнив теперь тот случай, они дружно заулыбались, будто их связывала какая-то общая тайна.
И тут Витьке стало стыдно: вот сидят они и говорят, как им было хорошо вдвоём, а как же мама? Ей ведь тоже очень не хватает отца. Витька спохватился и спросил папу уже совершенно серьёзно:
– А помнишь, как мы втроём ездили в Ялту: ты, я и мама? Плавали в море, ездили на экскурсии, даже дельфинов видели. Было так здорово!
– Согласен, отдых тогда удался, – признал отец, а потом добавил со вздохом: – В этом году вот только не получилось никуда выбраться с этой работой.
Заметив, что Витька после этих слов притих и как-то сразу погрустнел, мужчина сказал бодрым тоном:
– Не вешай нос, мы ещё поездим.
После этого разговор уже не клеился, и отец, посидев с сыном ещё немного, собрался спать. Витька пожелал ему спокойной ночи и хотел было снова взяться за книжку. Но теперь читать было трудновато, а в голове крутились воспоминания о счастливом прошлом. Вот они втроём сидят в кабинке, а колесо обозрения поднимает их вверх. Оттуда открывается потрясающий вид на весь город, такой, что аж дух захватывает. Отец щёлкает фотоаппаратом, Витя завороженно смотрит перед собой, а потом краем глаза замечает, что мама глядит на них обоих и радостно улыбается.
А вот в памяти всплывает другой момент: папа, мама и Витя расположились на скамейке. Они только вернулись с экскурсии в горы и решили немного передохнуть. Мама вытянула вперёд ноги, уставшие от долгой ходьбы. Витька жмурится от яркого солнца и глядит на корабль, плывущий вдали. И тут папа приносит им мороженое. Клубничное – маме, фисташковое – себе, а для Витьки с абрикосом. Мороженое показалось Вите самым вкусным, а тот момент – одним из самых счастливых.
Воспоминания растаяли, оставив внутри лёгкую грусть. Но потом Витя решил, что впереди наверняка будет ещё много незабываемых моментов. А пока не мешало бы поспать. Он закрыл книгу, вложив туда закладку, выключил свет и закрыл глаза.
Свидетельство о публикации №225102700999