Проект введение

                Введение
               
                «Мне не нужны доказательства существования Бога,               
                Я их вижу каждый день на работе»
               
                (приписано патологоанатому).

   В этом коротком эпиграфе содержатся ключевые слова, обозначающие наш подход к вопросу: там, где другие ничего не видят, этот патологоанатом увидел доказательства, то есть онтологию. И его мнение отличается от мнения подавляющего большинства коллег другим взглядом на вещи. И есть основания полагать, что более глубоким, чем у этого большинства.
   Если вы еще не до конца уверены в проектности человека, да и всего мироустройства в целом, мы здесь представим несколько  подтверждающих аргументов, а также мнений известных ученых. 

    Если вы твердо убеждены, что человек – это случайность, тогда проще не тратить здесь время и  поискать более увлекательный контент.
Мы исходим из того, что проектность человечества очевидна, принимая во внимание наличие в свободном доступе разнообразных фактов бытия и мироустройства. Проблема есть только в их интерпретации – насколько интерпретатор готов к мышлению такого масштаба и такой точности? Логика здесь простая: чем меньше масштаб мышления,  чем меньше точности в понимании сложного, тем мельче и грубее выводы. А чем туманнее мыслеобразы, тем меньше используется собственно мышление. Мы за точность понятий, формулировок и определений.
 
   Вопрос «человек – проект, или случайность?» появился из жизненной необходимости в кабинете психологической помощи. Надо было придумать максимально деликатную форму, чтобы узнать о богоцентричности сознания обратившегося за помощью человека (да и о его способностях к пониманию). Учитывается ли разумное начало бытия в мировоззрении клиента, или нет? Или человек мнит себя, как и весь мир, случайностью? Кстати, вопрос о том, является ли каждый человек отдельным проектом, нуждается в дополнительном истолковании и разъяснении.
Дело в том, что «проектные» принципиально отличаются от «случайных».  Установить это удалось опытным путём, за много лет наблюдений, анализов и выводов. Есть и научный аспект разработки важности в жизни человека терминальных (базовых) ценностей. Разницу эту понять не сложно.
 
   В сознание «случайных» есть убеждённость в том, что после окончания их жизни не будет вообще, ни в каком виде. Пустота до и пустота после.  Поэтому им часто приходится воспринимать жизнь, как погоню за достижениями  «здесь и сейчас», ведь никакого «потом» не будет! Поэтому, все силы на: жизнеустройство, карьеру, потребление, развлечения.  Поскольку, заниматься особо больше нечем. А если в моде безудержное потребление всего и вся, то погоня за достижениями тоже напоминает потребление, только уже потребление собственной жизни и судьбы.
Есть важный аспект бытия случайников – создание и поддержание сильных связей с людьми (кроме ближайших родственников). Это любовь, дружба, товарищество, сотрудничество. Приятельство нельзя назвать сильной связью, хотя оно востребовано во всем «цивилизованном” мире.
   И есть не менее важный аспект: отрицание своей проектности не в результате глубоких рассуждений, умозаключений, отсутсвия внесенсорного опыта, а потому, что так с детства научили думать – в школе, в семье, в  ближний круге людей. Сейчас у нас нет активного богоборчества в быту, скорее наоборот, но в наукоцентричных учреждениях есть, поскольку в науке всё строится на доказательствах эмпирических, либо математических. Но, на самом деле, человек может быть внутренне открыт новому восприятию реальности, просто упоминает о внесенсорном и, тем более, божественном  – только метафорически, или используя как «фигуру речи», как бы оставляя этот вопрос «на потом», как маловажный. То есть «внутренне» допускает разумность бытия, но сейчас ему не до этого. Помогать таким людям легче, чем «упоротым материалистам», поскольку они более открыты, более оптимистичны, у них, как правило, нет сильного внутреннего отрицания. Да, самый сложный «беспроектник» – тот, у кого есть внутреннее отрицание проектности и, тем более, разумности своего бытия.
    С точки зрения психологии это понять не сложно – отрицаем, значит не любим. Значит, жизнь на старте потрепала так, что второй раз такое повторять не хочется категорически и как здесь можно воспринимать жизнь, как разумную? К сожалению, отрицательных сценариев на старте жизни у нас много, очень много.  Поэтому понять «беспроектников» можно – ну не может же быть запланировано безвинному ребёнку несчастливое детство, а то, как вели себя с ним люди ближнего окружения, с самого начала его жизни, назвать разумным сложно.

   Поэтому и остаётся такому человеку устраивать гонку за достижениями, а чем еще заниматься? Да, другие выбирают пьянство и наркотики, но, к счастью, не все.
И, вот, когда всё налажено, есть достижения и есть уверенное потребление (семья, работа, достаток), у некоторых «достиженцев» начинаются неприятности в виде плохого самочувствия. В результате часть из них оказывается в подобных кабинетах с полным недоумением: что не так? Еще большим недоумением и возмущением переполнены близкие: «чего тебе ещё не хватает?»
А он не может остановиться, конфликт тянется за конфликтом  - в семье, на работе, с друзьями. Самочувствие – хуже некуда: фобии, мании, зависимости, бессонница, то есть конфликт «уходит внутрь». У бездельников, прожигающих папины деньги дела ещё хуже – быть по факту пустым местом не сладко. Поэтому надо в себе кого-то обмануть и внушить себе, что расширенный диапазон потребления – это конечная идея бытия и её можно теперь без остановки праздновать в ночных клубах и барах. Механизм становления такого человека не тайна и в разделе актуальной социологии мы его коснёмся.

    Особенно часто они приходили в кабинет, где приходилось специализироваться больше на неврозах. Такие люди страдают не шуточно, проходят тьму обследований, ходят до полугода по кабинетам врачей, некоторые ездят в крупные города, даже в Москву, тратят большие деньги, чтобы получить заключение о том, что они физически здоровы.  Причем, иногда выясняется, что препараты они уже принимают, иногда далеко не безобидные. И  терапевт, подписывая заключительный диагноз, понимает, что дело, видимо, «в голове», в «сознание» несостоявшегося пациента. И рекомендует ему посетить психотерапевта, либо психолога.
Ещё бы! Как можно себя хорошо чувствовать, если, даже, простой табурет является проектом, а ты – всего лишь результат (иногда «жертва») случайной встречи родителей. Получается, что существование твоего дачного табурета на Земле, как бы,  более оправдано? Ведь он сделан по проекту!?
   Многих «случайников» «греют» упомянутые нами сильные связи: взаимная любовь с родными и близкими, дружба, взаимоуважение, они начинают твердо верить (как и совсем недавно верил автор этих строк), что смысл жизни – в прочных, положительных отношениях с другими людьми… Пока не случится потеря, либо измена, а то и предательство. И смысл жизни начинает напоминать пламя свечи на ветру – того и гляди, погаснет.
Кстати, такое реально однажды произошло с моим другом – при обряде крещения его свечу задул сквозняк, потому, что в храме открыли дверь. Я закрыл свою рукой, а он зажег от неё свою. Но, в итоге, это его не спасло: свой следующий, 29-й день рождения он так и не встретил. Да, часто горящая свеча символизирует именно жизнь.

    Проектники к психологу обращаются гораздо реже и, как правило, по конкретному вопросу, который удаётся часто решить в рамках одной сессии (приёма). При этом советов грамотный психолог, как правило, не даёт и алгоритмов поведения не навязывает. Больше задаёт вопросы, в основном открытые, на которые нет необходимости отвечать «да» или «нет», чтобы спровоцировать собственное мышление клиента на решение своих же задач. Хотя, бывают иногда исключения.
   
    Собственно, всё перечисленное плюс личный глубокий интерес к сущности бытия и явились причиной, по которой возник вопрос о проектности.  Особенно, принимая во внимание то, что его, оказывается, можно задавать и в аудитории с просьбой проголосовать.  Глядя, как одни поднимают руки за проект, а другие за случайность, выслушивая их аргументы (далеко не у всех они имеются), лучше понимаешь вообще людей, а не только находящихся здесь и сейчас.
    Это хороший опыт не только для психолога, но и  для любого преподавателя, тренера-ведущего, философа, особенно, если ты всю жизнь (и не только профессиональную) строишь единую картину миру в своей собственной философии, которая включает ВСЁ, чем дорожат и дорожили люди, когда-либо жившие на планете. Оказалось, что это дело, хоть и чрезвычайно сложное, но, всё-таки выполнимое в пределах одной жизни. И даже может остаться время рассказать о ней другим.
"Всё согласуется!" - М. В. Ломоносов.


Рецензии