Княгиня Ольга. Гл. 1. Начало правления Святослава
Ольга, возвышая голос, обратилась к толпе:
- Ваш князь и мой муж убит. Что будем делать? Эти слова вызвали бурную реакцию среди собравшихся, которые начали оживленно обсуждать сложившуюся ситуацию. В этот момент вперед выступил старый жрец, чье присутствие и авторитет были неоспоримы. Подняв руку, он произнес: -Согласно древним обычаям нашего народа и законодательству государства, мы обязаны отомстить за смерть нашего князя. Великий Перун, бог грома и войны, дарует нам свою поддержку в этом священном деле!
Толпа одобрительно загудела, словно эхо древних традиций, а воины-дружинники, обнажив мечи, начали ритмично размахивать ими, демонстрируя готовность к действию.
Княгиня, немного подождав, произнесла:
-Да будет так, как велят наши обычаи и законы. Клянусь отомстить за моего и вашего князя Игоря!
Едва сложившееся государство находилось в критическом состоянии. Однако киевляне не только признали права Ольги на престол в связи с малолетством наследника, но и безоговорочно поддержали ее.
С первых шагов своего княжения Ольга проявила себя как решительная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам. Княгиня призвала в свою светлицу воевод Свенельда, Асмуда,бояр и других достойных горожан и воинов.
— Пока княжич войдет в мужской возраст, я остаюсь княгиней Киевской, и управлять Киевом и всеми землями, ему принадлежащими, буду я сама, — обратилась она к собравшимся.
— Ты, княгиня, доказала свою мудрость будучи при князе. Потому, другого никого править за малолетнего княжича нам и не надо, — под одобрительный гул голосов сказал Асмуд.
Весной 946 года княгиня Ольга собрала в Киеве многочисленное войско и выступила в поход против племени древлян. « И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем».[1] Дружины Ольги под командой воевод Свенельда и Асмуда разбили древлян в ожесточённой первой же битве, часть древлян побежали с поля боя и затворились в своих городах, потом взяли несколько древлянских крепостей-градов. Но Искоростень(современный Коростень), хорошо укреплённую столицу древлянского князя Мала на реке Уж, киевское войско с ходу взять не смогло - осада затянулась на всё лето и в конце концов взяли ее штурмом, предварительно сумев поджечь деревянные постройки города. Княгиня Ольга обложила древлян повышенной данью, навсегда лишив их собственного княжения, а древлянская земля вошла в состав Древнерусского государства. В 947 году «Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге -- оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.»[1].
В пути, сидя в санях с кожаным тентом, княгиня Ольга погрузилась в размышления о чем-то далеком и важном, что ждало ее впереди. Обращаясь к воеводе Свенельду она сказала:
— Наша страна нуждается в порядке. Как в других государствах. Должна быть единая мера для дани, оброков и продаж, а также единое время и место для их сбора. Тогда мы обретем покой и силу. Воевода согласился и сказал, что он видел подобное в Болгарии и Царьграде. Единая мера дани и время полюдья могли бы навести порядок на землях полян, дреговичей, смолян и на древлянской земле.
Княгиня Ольга в период с 945 по 947 год ввела «уроки» (или «уставы») и «погосты». Под «уроками» понимался установленный на много лет размер дани, а под «погостами» — места её сбора и временного пребывания князя и его дружины. Погосты создавались в отдалённых от Киева местах (1—2 месяца пути). Они представляли собой небольшие укреплённые пункты со своими гарнизонами и администрацией. Рядом должны были проживать и трудиться зависимые крестьяне, заниматься сельским хозяйством, охотиться, ловить рыбу, разводить скот и обеспечивавшие поселение едой. Администрация погостов самостоятельно организовывала и сбор дани один раз в год, и её отправку в Киев. Кроме того, на погосте строили помещения для хранения: дани (воск, мёд, пушнина), продуктов питания гарнизона и данников (мясо, рыба, зерно и т. д.), фуража (овёс, сено).Погосты представляли собой небольшие укрепленные пункты, которые позднее стали основой для развития и строительства городов и крепостей. Дань собиралась ежегодно с ноября по март. При этом дани, которые устанавливала княгиня Ольга, были менее обременительными для подвластных Киеву племен, нежели прежние.
22 декабря 957 года наступил Карачун — самый короткий зимний день. В этот момент, по древнему поверью, бог солнца встречался с богами тьмы, вступал с ними в борьбу и одерживал победу.
Традиционным ритуалом этого дня было качение по склону горящего деревянного колеса от телеги, обмазанного смолой, символизируя движение солнца к весне.
В центре поселений и на княжеском дворе разжигали большие костры. Их яркий свет отпугивал злых духов. В домах гасили огонь, а затем брали уголёк или лучину из общего костра и приносили тепло и свет в жилища.
На Княжеской Горе люди радовались победе над Карачуном. Ряженые в масках с мечами, копьями и щитами пели торжественные песни. Они шли к домам бояр и воевод, стучали в двери теремов и исполняли колядки. В этих песнях рассказывалось о сотворении мира, о борьбе света и тьмы, о победе над злом в эту ночь. Двери домов открывались, и на крыльцо выходили бояре, воеводы и их семьи. Они весело смеялись, глядя на ряженых, и сами пели вместе с ними. Хозяева выносили угощения: вино, пиво, мёд и орехи. Праздник продолжался до самого утра.
Наступил 948 год, позади внедрения новых правил сбора дани. Наступили новогодние празднества в дохристианской Руси проходили с 25 декабря по 6 января, а на первое число приходился самый разгар праздника. На Горе - Верхнем городе на княжеском дворе и в центре всех поселений Киевской Руси на протяжении 12 дней согревал тела и души жителей священный огонь в честь верховного божества.
- Она стала настоящей княгиней, - сказал воевода Свенельд.
- Люди тянутся к ней. Её любят и простые люди, и горожане, и многие бояре. Княгиня Ольга стройная, среднего роста(165см.) вышла с князем Святославом на крыльцо в шубе, покрытой шёлковой тканью багряного цвета с украшением вышивкой и мехом светло-коричневого соболя по вороту, рукавам и подолу. У княгини были синие глаза, пшеничные брови и овальное лицо. На голове княгини красовалась утеплённая шапка округлой формы с верхом из меха покрытого шёлковой тканью багряного цвета с изящной вышивкой, искусно выполненной золотыми нитями и меховым околышем из светло-коричневого соболя, в красных сапожках, украшенных вышивкой и рубинами. Из под шапки выбивалась прядь светлых волос, придавая ее облику особую утонченность и грацию. Все приветствовали княгиню и князя Святослава. Люди были добрые и веселые с песнями и кружились в хороводе. Княгиня Ольга и бояре устроили пир. На длинных столах лились меды и пиво. Мясо жарили на углях, на вертеле, было и крупными кусками тушеное мясо, запеченная рыба (осетр, стерлядь, лещ, судак) и другие блюда Люди пришли, чтобы почтить своих правителей и угоститься с княжеского стола. Это редкая возможность для простого человека увидеть своих князей вблизи.
Весна 948 года полностью вступила в свои права. Природа ожила, наполнив всё вокруг новой жизнью. Земля радовалась вместе с людьми. Княгиня Ольга отправилась проверить, как взошел хлеб. Дожди в тот год были вовремя, и урожай обещал быть богатым. Выезд был назначен на раннее утро. Мост через ров, единственный путь с Княжеской Горы на Подол, начали опускать, скрип блоков и громкие возгласы стражи создавали атмосферу подготовки и сосредоточенности. Наконец, мост рухнул с глухим звуком, открывая путь, и тут же раздался топот копыт лошадей, и по деревянному настилу впереди на белом коне ехала княгиня Ольга, сопровождаемая десятью дружинниками. Заря окрасила облака в нежно-розовый цвет. Прохладный ветер шевелил росу на траве. Цветы тянулись к первым солнечным лучам, а вокруг раздавались птичьи трели.
Шли годы, Днепр нес свои воды в Черное море. Княгиня Ольга, принявшая христианскую веру, стремилась распространить её среди своих подданных. Когда христиане Киева построили церковь во имя Ильи-пророка и церковь Святой Софии в честь княгини, люди радовались. Красота храмов и добрые слова всегда вызывают радость. Княгиня Ольга нанимала отважных воинов, способных держать меч, искала умных людей, выбирала сообразительных и трудолюбивых ремесленников с Подола, чтобы строить новые палаты, церкви, стены и запретила строительство вокруг княжеской горы. При ней были построены первые каменные здания, положено начало каменному строительству. Продолжала укреплять столицу- Киев. При ней активно благоустраивались города, был основан город Псков. Города окружались каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода и окруженная верной дружиной. Посылала своих бояр и купцов в Хазарию, на Дунай и Дальний Рейн за заморскими товарами: тканями, оружием, коврами, серебряными сосудами, украшениями.
1.Повесть временных лет. Перевод Д. С. Лихачева. Интернет- ресурс.
Свидетельство о публикации №225102801044