Когда слово теряет вес но обретает свободу
О природе словесного потопа и тихом возрождении смысла
Размышление о судьбе литературы в век всеобщего писательства.
(Эссе в ответ на размышления Нины Тур «Литература ещё не умерла, но похороны уже идут»)
Эпиграф:
1. «В начале было Слово…»
— Евангелие от Иоанна
2. «Не хлебом одним жив человек, но всяким словом…»
— Евангелие от Матфея
3. «Не бойтесь множества голосов — бойтесь тишины разума».
Нина Тур в своём эссе "Литература еще не умерла, но похороны уже идут" подняла очень актуальную тему! Тему о том, что несёт с собой поток литературной графомании?
Действительно, поток слов сегодня неостановим! Пишут все — от школьников, едва научившихся писать, до пенсионеров, умудрённых жизненным опытом! От получателей социального пособия до политиков, ворочающих миллиардами.
Действительно, кажется, будто литература утонула в бесконечном море графомании.
Но разве можно винить море за то, что в нём слишком много воды?
Современный бум писательства, что это — болезнь, или симптом времени? Человеку XXI века дано почти божественное право вбрасывать в публичное пространство обыденное слово, говорить публично. Когда-то слово требовало бумажного посредничества и издательского разрешения, теперь же оно свободно, как воздух.
Да, вместе со свободой приходит шум. Но в этом шуме рождается новая способность — "фильтровать базар". Только приобретя иммунитет отсеивать словесный хаос, общество снова начнёт выделять "слово осмысленное"!
Пусть многие тексты мусорны — но ведь и плодородие начинается с перегноя. В беспорядке авторских голосов созревает новая почва для мысли.
Если сегодня тысячи авторов пишут «для себя» — значит, человек всё ещё нуждается в слове, чтобы понимать себя. Это ли не лучшее доказательство того, что литература жива, пусть даже в её уродливой форме - графомании.
Да, прежние худсоветы и литературные цензоры отошли на второй план, перестав препятствовать слову, пусть даже пустозвонному. Зато возникло другое чудо — Искусственный интеллект, новый собеседник, способный читать без предвзятости. Всегда готовый подсказать и посоветовать!
История человечества пытается напомнить: именно слово способно и создавать, и разрушать.
Две мировые войны — не только результат политики, но и следствие слов, превращённых в лозунги и призывы. Третья мировая война начинается на наших глазах вовсе не со страницах проза ру. Она выкрикивается так же, как ещё в Крестовых походах с "храмов на холме" — сначала на политических страницах газет и в эфирах.
Вот почему, быть может, стоит не «хоронить» литературу подобную её воплощении на прозе ру, а возвращать ей достоинство — через обращение к мудрости древних текстов, где слово не кричало, а молилось.
Современный писатель, таков, каким был всегда, — враг культуры, или её зеркало.
И пока мы ещё обсуждаем о качестве словесного миксера - значит, слово живо.
Может быть, литература и не умирает —
она просто меняет уровень общественной значимости отдельного писателя и рецензента.
Но возрастает её роль в личных отношениях. Литература на бытовом уровне вступает в конкуренцию с рынком цветов.
Действительно, сегодня личное издание книги становится конкурентом букету цветов: ведь стоимость небольшой книжечки с авторским вдохновением уже стоит столько же, сколько стоит букет цветов!
Так почему бы не сменить саму ментальность подарка?
Дарите любимым издание их собственных текстов — ведь ничто так не вдохновляет, как книга, в которой напечатано твоё дыхание.
Свидетельство о публикации №225102801284
Да, литсайты еще и сайты общения... но это и неплохо, коли общение происходит на ниве литературы
Александр Скрыпник 30.10.2025 14:57 Заявить о нарушении
Вы правы — литература не исчезла, она расселилась по сетям, как семена, несомые ветром.
И всё же иногда я думаю: не стало ли это ветровое разнотравье продолжением той духовной усталости, которую ещё Горький уловил в «Жизни Клима Самгина»?
Клим и его окружение читали, размышляли, помогали бунтовщикам — и не заметили, как вокруг рушится дом.
Так и мы порой — читаем в метро, пишем на сайтах, обсуждаем судьбы мира,
но не всегда замечаем, что реальность требует не текста, а поступка.
Триста тысяч авторов на «Прозе.ру» — это, может быть, не эпидемия графомании, а хоровой монолог одиночеств. Благодатная среда для вброса в неё сладостных утопий.
Каждый ищет услышанности, но голосов так много, что редкое слово доходит до тишины.
Достаточно опытные общественные психологи — особенно из враждебных центров влияния — прекрасно знают, как использовать
«эффект Клима Самгина»:
подменить внутреннюю попытку писательством и читательством отгородится от реальности, утопить всё в бесконечной говорильне.
Поэтому творческая среда, увлечённая литературной эйфорией, становится особенно уязвимой для манипуляций.
Именно потому сайты вроде «Прозы.ру» так пристально изучаются наблюдателями — в том числе спецслужбами враждебных государств.
И всё же, пока слово рождается — не всё потеряно. Важно, чтобы слова укрепляли общественную устойчивость, не перекладывая эту обязанность на единственного лидера.
Пусть даже писатель сегодня не пророк, а просто участник общего разговора, похожего на базар графомании, важно, чтобы в этом разговоре не исчезло главное — ответственность за недопущение нового хаоса. Ответственность за то, чтобы не допустить повторения "эффекта Клима Самгина"!
Александр этот мотив, вброшенный Вами в комментарии, заслуживает внимательного продолжения!
Борис Вугман 30.10.2025 20:45 Заявить о нарушении
Что же до отхода от злободневности... да я бы за это и ратовал, а то у нас на Прозе публицистики куда больше, чем литературы.
Александр Скрыпник 30.10.2025 21:09 Заявить о нарушении
Борис Вугман 31.10.2025 14:03 Заявить о нарушении
Александр Скрыпник 31.10.2025 14:45 Заявить о нарушении
