Запах хлеба

                Запах хлеба


   
    Эльмира, беженка из Карабаха, вместе со своей новой подругой, парижанкой Вероникой, гуляла по улочкам квартала Сен-Жермен-де-Пре. Гуляя, они проходили мимо булочной, и вдруг Эльмира почувствовала запах свежеиспечённого хлеба — и загрустила.

    Только спустя мгновение она спросила у подруги, которая, в отличие от неё, готова была съесть целый батон с нежным бретонским сливочным маслом:

    — У тебя запах свежеиспечённого хлеба какие чувства вызывает? — едва вымолвила Эльмира и с отчаянным, грустным взглядом уставилась на Веронику.

    Вопрос, произнесённый с тревожным тембром и блеском слёз в глазах, смутил Веронику. Она на миг задумалась и, вместо ответа, спросила:

    — С запахом хлеба тебя связывает какая-то история?

    Эльмира прослезилась и не сразу ответила. Вероника была в замешательстве, не знала, что и сказать, лишь нежно прикоснулась к её плечу.

    — Ну зачем ты так? — прошептала она, продолжая гладить подругу, внезапно разрыдавшуюся.

    — Не переношу этот запах… — рыдая, стала рассказывать Эльмира. — Сразу вспоминаю свою жизнь и жизнь всех своих соплеменников, оказавшихся в концентрационном лагере в Нагорном Карабахе, который устроил Азербайджан. Люди месяцами не находили куска хлеба, чтобы по крохам кормить своих детей. Никогда не забуду, как из-за хлеба в очереди две женщины подрались, чтобы заполучить последний батон. И отчаявшаяся женщина растерзала до смерти ту, которой достался хлеб…

    Эльмира перестала говорить. Её тело тихо дрожало, и она продолжала как бы беззвучно рыдать. Лишь спустя некоторое время, когда Эльмира немного успокоилась, Вероника обняла её и тихо прошептала:

    — Ах, милая, мы же всего этого не знали… Это похоже на Газу.

    — У нас было по-хлеще… Только миру было не до нас. Всё началось с нас…

    Эльмира снова замолчала. Вероника не стала задавать вопросов. Они долго шли по Парижу, не произнося ни слова.

    И лишь спустя время Эльмира тихо выдохнула:

    — Может, моё сказанное прозвучит кощунственно, но я с тех пор ненавижу запах свежеиспечённого хлеба…

28 октября 2025 г.
Ереван


Рецензии