Миражи

"для верящих доказательства не нужны, для не верящих любых доказательств будет мало".

Я часто думаю - почему люди врут? Какую выгоду они получают? Сладостны ли речи лжи? " Если ложь никому не вредит - я вру" - неожиданный ответ... А разве ложь бывает безвредной? "Ну как же, а ложь во спасение?!" Ого! Сразу цепляются за возвышенное, великое. Как буд-то их ложь сравнится с подвигами обычных людей во время второй Отечественной войны, когда одни ежедневно вывозили из лагеря смерти по несколько детей, спасая жизни невинных своей ложью перед фашистами, другие делали операции женщинам чтобы они не беременели и у них был шанс остаться в живых подольше. Это подвиги! Отвага! А иная ложь? Зачем она? Конечно, совсем без неправды сложно, мир так огромен и не прост, что и сам оказываешься порой в паутине лжи. " Ты ела такое?" "Нет!"-на автомате. Не задумываясь, шлепнул, а потом подумал. И сделал ложь невольно. Не желая этого. Другое дело осознанная ложь, выношенная в сердце и воплотившаяся в жизни... И все таки ложь во спасение - какая она?

Вот стоит бабушка на видеоролике и ругает медведя, который сидит обескураженный перед опрокинутой им помойкой. И так хочется верить, что миша действительно стыдится своего поступка, а бабушка, действительно храбрая. Но приглядишься и видишь как у медведя пропадают уши, смазывается нос, и понимаешь: фейк. Выдуманная история с помощью технологий, да еще не очень качественно сфабрикованная... А вот канал в дзене, где мужчина рассказывает как спас птенца выкармливая его кузнечиками и сверчками. Добрая такая история, легкая, не шибко эмоциональная, не "няшная". И фото прилагается для доказательства. А в конце статьи просьба, переведите деньги на корм птахе... И все, дальше читать нет желания... А фото сооруженное, а рука на фото, что держит птицу гладкая, словно вырезанная. Посмотришь и поверишь, угу, так и было... Вот зачем врать? Ради лайков в сети? Ради того, чтобы люди умилились сердцем и стали наперебой вспоминать свои истории? Ну ведь здорово же! На грани волшебства. Все вокруг оживились, воркуют, радуются, общаются-нет, ну здорово же! А это ложь. И птицы нет и деньги посылают добродушные "отдыхающие" душой не на корм птичке, а на что-то еще. Например, чтобы купить лайки поддельных подписчиков или чат боты, что следят за людьми в сети... Эх, спасатели! Как же горько становится на сердце от такой неправды... А может людям обманутым все равно? О них же заботятся?! Им создают настроения?! Или не так?

Лайки, просмотры, мгновенная слава — вот сладостный плод, ради которого и сеют эти семена неправды. В мире, где внимание стало главным ресурсом, ложь оказывается самым быстрым способом его привлечь. История с медведем и бабушкой, канал о спасенном птенце — это не про спасение или доброту. Это производство контента. Создается симулятор — пустая копия без оригинала, поддельное чувство, которое должно вызвать у нас настоящую эмоцию. И вот мы уже умиляемся, восхищаемся, негодуем. Мы отдаем частичку своего душевного тепла, а в ответ получаем суррогат. Это духовная инфляция: чем больше фейков, тем меньше мы верим настоящим подвигам и искренним поступкам.

А есть ложь, которую мы выбираем сами, добровольно. Просто человек хочет погреться в лучах красивой истории, как у костра. Ему неважно, настоящий ли огонь или светодиодная гирлянда, главное — чтобы было тепло и уютно. Это бегство от серости, от сложности реального мира. Зачем знать, что мужчина с канала — мошенник, если его история на пять минут сделала тебя добрее и светлее? Это сделка с собственной совестью: я принимаю красивую ложь в обмен на хорошее настроение.

Но эта сделка с дьяволом. Потому что привыкая к сладкому яду притворства, мы теряем вкус к правде. И когда столкнемся с чем-то по-настоящему великим — с той же историей о спасении детей из лагеря — мы можем просто не распознать его масштаб. Наши эмоциональные рецепторы будут сбиты этим сахаром.

Да, есть ложь-подвиг. Это когда человек, рискуя собой, берет на себя тяжелейший груз лжи, чтобы спасти другого. Это ложь как оружие против зла, как жертва. Ее суть — в спасении Другого, а не в самовозвеличении или получении выгоды.

Но сколько людей, прикрываясь этим высоким званием, оправдывают свою бытовую трусость или корысть? «Я не сказал правду, чтобы его не расстраивать» — часто за этим стоит «чтобы он не сердился на меня», «чтобы мне было удобнее». Это не спасение, это — ложь для собственного спокойствия. Она не возвышает лгущего, а лишь измельчает его душу.

Ложь — это всегда про эго. В одном случае — эгоистичное (получить выгоду, избежать проблем). В другом — эгоистично-творческое (создать свой мирок, где ты — добрый волшебник, дарящий людям сказку). И лишь в исключительных, поистине героических случаях — это про самоотречение ради другого.

И горько на душе становится от осознания, что мы сами, своим легковерием и жаждой простых чудес, поощряем этих «спасителей». Мы платим им своим вниманием, лайками, а иногда и деньгами, тем самым финансируя дальнейшее производство миражей.

И в этом огромном, сложном мире действительно легко запутаться в паутине чужой и своей собственной лжи. Но, возможно, единственная защита — это ценить тихую, негромкую правду. Та, что без спецэффектов, без просьб о донатах. Та, что в честном взгляде, в выполненном обещании, в молчаливом поступке. Она не так сладостна, но зато она питает, а не истощает.


Рецензии