Случай из детства
Мне лет пять - шесть, не больше. Может быть я ошибаюсь, но думаю, что это самый лучший возраст: уже что-то понимаешь, знаешь, чувствуешь радость, появляются интересы, а забот еще никаких. Хотя небольшие проблемы есть. Так, пустяшные. В жизни они всегда, даже в такую чудесную пору. В основном они в детском саду. Я не люблю туда ходить. Нет, там не так уж и плохо, ничего серьезного - просто мне очень нравится быть дома одному. (Только спустя много лет я узнаю, что это называется таким научным словом «интроверт»). И родителям от того, что я дома, намного проще; утром сразу на работу, а вечером — домой. К тому же, будить меня не надо. Но мне от этого лучше всех: рано ведь так тяжело вставать!
Мне оставляют готовую еду в нашем небольшом холодильнике. Все, что нужно, я разогреваю в доверенной мне настоящей электроплитке. На улицу я, конечно, не хожу, пока родителей нет дома. Но меня это не так важно: когда есть любимое дело, можно просидеть хоть целый день дома и очень хорошо провести время.
Иногда к нам приходит посидеть со мной и чем-то помочь родителям наша родственница. Она намного старше родителей, потому, что родилась где-то в самом начале 20 века. Даже не верится, что когда ей было столько же лет, как мне сейчас, почти еще не было машин и самолетов!
У меня всегда есть чем заняться: я рисую свои любимые автомобили и мотоциклы, смотрю книги по технике и журналы «За рулем», играю в мячик и в машинки, строю для них из конструктора различные здания, смотрю в окно на проезжающий транспорт и катаюсь по большой комнате на своем маленьком велосипеде.
Мне очень нравится смотреть журналы и каталоги с различной старомодной техникой: какие красивые автомобили когда-то делали! В какие замечательные цвета их красили! (Потом, спустя много-много лет я снова буду смотреть эти же самые каталоги — радоваться непреходящей красоте и вспоминать детство).
Мы живем в центральной части нашего городка, в квартире на третьем этаже пятиэтажного дома из серого кирпича. В нашем дворе и вокруг дома очень много зелени: большие кусты, за которыми мы любим прятаться, когда играем с ребятами в наши нехитрые детские игры и деревья с очень богатой и плотной листвой. Но серый цвет мне нравится больше, чем зеленый. Точно, я, конечно, не знаю, почему. Возможно потому, что наш дом и асфальт такого цвета. Ведь это фон, на котором я смотрю технику, да и когда катаюсь на велосипеде, перед глазами тот же серый асфальт. Возможно, цвет, в который покрашен родной дом или цвет, которого много в детстве, всегда нравится людям.
Я не хочу, чтоб был дождь: сыро - не покатаешься и в футбол не поиграешь. Это уже потом я научусь любить и солнце, и дождь, и снег. Пройдут годы и я начну замечать и понимать тонкую привлекательность мокрого асфальта, солнца, которое так радостно выглянуло из убегающих дождевых туч и осветило своими лучами еще влажную и землю, и листву деревьев с капельками воды. Как будто человек плакал, а потом все стало хорошо, он успокоился и стал улыбаться, хотя в глазах еще остались слезы.
И времена года: в детстве любишь только лето, а в зрелом возрасте также начинаешь понимать, что во всех временах есть нечто такое, что дает интерес, желание жить, радость, размышления, воспоминания…
Почему, например, в осени нужно видеть только увядание природы? А почему не любоваться разноцветными листьями, на фоне ярко-синего неба и освещенных особенным осенним солнцем? Почему не любоваться контрастным, четким силуэтам деревьев без листьев на фоне почти белого неба? Почему нужно думать о том, что на улице осенью холодно и сыро, а не о том, как хорошо и уютно в теплом доме?
Кто-то из известных писателей сказал: почему в луже на лесной дороге нужно видеть только грязное дно? Надо видеть в ней на отражение солнца, неба и деревьев!
А кто-то из известных поэтов написал то же самое: в одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое. В одно окно смотрели двое...
Вот же! Почему нужно обращать внимание и расстраиваться из-за каких-то второстепенных негативных вещей, вместо того, чтобы радоваться тому позитивному, которое при желании обязательно можно найти?
Зачем самому себе портить настроение из-за ничего?
В зрелом возрасте я буду вспоминать одну картину. Она мне так понравилась. И это было не летом. Но это одно из теплых впечатлений детства.
Стоял зимний, уже поздний вечер. Ветра не было, шел небольшой снег. Свежий, только что упавший, он усиливал свет уличных фонарей и от этого казалось очень светло. На улице уже почти никого не осталось — ни людей, ни машин. Все разошлись и разъехались по домам. Все было очень тихо, уютно и cпокойно. Как в сказке.
Я где-то читал, что в детстве все казалось лучше: и солнце желтее, и трава зеленее, и небо голубее, и света больше. Может быть, это все осталось таким же, но, наверное, у нас было более яркое восприятие.
Но это все в будущем, а сейчас детство и стоит теплое, красивое лето. Любимое - прелюбимое и долгожданное!
Папа уехал в командировку и мы с мамой остались на неделю вдвоем. Мама тоже часто ездила. Перед отъездом она готовила нам целый холодильник еды, а когда все кончалось, папа что-то готовил, например, суп. Конечно не настоящий, как делала мама, а по простому - из пакета.
Нам это очень нравилось. Суп был вкусный. Что интересно, вермишель была нарезана узкими круглыми дольками, очень похожими на шестеренки. Для мальчишек самое то! Кроме того, я даже принимал участие в приготовлении: папа руководил процессом, а я мешал суп, когда он варился и караулил момент, когда он начинал кипеть. А потом мы его вместе дружно ели прямо из маленькой кастрюльки, в которой его варили. Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что суп гораздо вкуснее, когда его ешь из кастрюльки, а не из тарелки. Особенно в детстве. Да я бы и сейчас...
Но это еще что: через несколько лет после этого мне довелось попить чаю из свежих смородиновых листьев. Он был сварен в ведре, на костре и все это было на несказанно свежем воздухе, в лесу, рядом с широкой рекой, далеко-далеко за городом. Это было просто потрясающе! По сравнению с тем, что мы пьем на работе из пакетиков и баночек с порошком...
Примерно девять часов вечера. Сумерки. Включаются фонари на улице. Интересно наблюдать, как они разгораются: сначала вспыхивает маленький оранжевый огонек, немного мигает, как-бы просыпаясь и моргая глазами, а потом медленно становится все ярче и ярче и, наконец, начинает светить таким белым и ослепительным светом, что на него невозможно смотреть.
Как раз напротив окна моей комнаты стоит у дороги фонарный столб. Лампа в плафоне закреплена на кончике загнутой трубы и поэтому кажется, что это вовсе не фонарь, а какой-то интересный и неведомый зверь наклонил свою голову на длинной тонкой шее. И сделал он это для того, чтобы о чем-то перешептываться с деревьями и кустами, которые стоят рядом. Они приникли друг к другу и ведут свой беззвучный, оживленный разговор. И никак не узнать, о чем они так дружно беседуют в своем тесном кружочке света. А это так интересно! Подойдешь к ним поближе - вроде бы все тихо и сонно: никаких разговоров. Но из окна-то я вижу, что они совсем не спят и что-то обсуждают!
Мне нравится смотреть в темноте на листву деревьев. Она очень привлекательно и таинственно выглядит, когда освещается горящими ночными фонарями. Наверное, некоторые листочки немножко боятся темноты, тянутся к лампам и тихонько спрашивают у них: извините, пожалуйста, а вот вы, так сказать, случайно, не знаете, когда взойдет солнце? Скоро-скоро! — отвечают лампы. Ну ладно, хорошо, мы будем ждать, — говорят успокоенные листочки и поближе подтягиваются к яркому и теплому свету.
А недавно к нам приходили гости. Кажется, они откуда-то приехали в наш городок в командировку. Сначала сидели у нас, а потом, поздним вечером, пошли к коллегам родителей по работе, не очень далеко. Меня взяли с собой. Мы побыли у них, а потом всей большой компанией пошли гулять. Было час или два часа ночи! Лето, тепло. Никого нет — ни машин, ни людей, нет света ни в одном окне, а улица и небольшая площадь ярко освещены уличными фонарями. Это было так необычно, интересно и даже немного страшновато. Мы прошлись немного по центральной части города и пошли домой. Мне, почему-то, не запомнилось, как мы возвращались. Наверное, я уже засыпал на ходу и поэтому...
Мои размышления прерывает звонок в дверь. Я даже немного пугаюсь в первое мгновение. Так поздно? Никто из наших родственников и друзей в такое время никогда еще не приходил. Кто же это? А-а, это, наверно, соседка из следующей после нашей квартиры. У нас с ними настоящая соседская дружба: мы к ним ходим в гости, а они к нам. Очень хорошо проводим вечера. (И как удобно: не одеваться, не раздеваться, не идти и ехать никуда не надо!) Мы даже на огороде один раз у них были - собирали облепиху. А иногда хозяйка заходит поговорить с мамой или попросить что-то из продуктов или спички. Бывает, что они кончаются поздно вечером и негде их купить. У нас тоже такое случается. Вот мы и ходим друг к другу за спичками, за солью или еще какой мелочью.
Мама пошла открывать, а я укладываюсь спать. Но когда лег и стало тихо, я услышал, что это кто-то другой, а не соседка. Мне стало так интересно, кто это пришел в такой поздний час: голос был для меня не знакомый. Я хочу встать, одеться и посмотреть, но мама меня опередила: подошла к моей кровати и сказала, что это жена начальника моего отца и они пойдут немного прогуляться и поговорить.
Я вспоминаю ее. Она когда-то она уже приходила к нам в гости.
Ну ладно, что ж. Тепло на улице, лето. Погуляют, пообщаются. А я уже буду засыпать.
Они ушли. Мама закрыла дверь и я остаюсь один. Свет в коридоре мама не выключила, что бы мне не страшно было одному, да и к тому же она скоро должна придти. Не будут же они гулять всю ночь. Пусть немного погорит. Мне так приятнее и спокойнее.
Я лежу в своей кровати. Уже поздно. Машин и прохожих на улице нет, тихо. Я затаиваюсь под еще холодным одеялом и почти не дышу, чтобы снова порадоваться и удивиться интересной картине в звуках - услышать через открытую форточку громадный молот на металлургическом заводе, который работает всю ночь.
Мне очень нравится слушать этот далекий-далекий, едва различимый звук. Все спят, никого нет — но где-то далеко идет работа. Что-то есть в этой противоположности тишины и мощного, но очень далекого звука. Может быть, он подчеркивает, усиливает, делает более убедительной безмолвие ночного, спящего города. Или есть еще какая-то причина, которая притягивает внимание к этому. Не знаю, мне трудно объяснить. (И тем более, я не смог бы это сделать, когда был ребенком).
Нечто похожее я услышу через много лет далеко за городом, когда на фоне деревенского спокойствия вдруг из далека послышится нарастающий метричный стук колес, гудки, шум - поезд проедет станцию и удаляясь, его звук начнет постепенно стихать, пока совсем не исчезнет. И снова станет тихо. Мне кажется, эта сельская тишина какая-то очень настоящая и всеобъемлющая, в отличие от городской. Но звук проходящего поезда нисколько не нарушает ее, так же, как и далекий шум молота в спящем городе — как-будто ее все равно слышно сквозь эти звуки, как-будто кто-то просит у нее, хозяйки положения — Королевы Тишины: извините, пожалуйста, можно мы тут чуть-чуть пошумим, а потом опять будем все делать очень тихо. Хорошо? И это одновременное существование противоположностей создает очень приятное, интересное впечатление, которое хочется слушать и переживать вновь.
Как-то незаметно подкрадывается серым, плотным туманом сонливость, течение мыслей замедляется и уже не… Подожди! Мамы-то еще нет. Ладно. Не буду спать пока. Полежу, подумаю о чем-нибудь… Да! Вот! Завтра очередная серия про Лэсси. Интересно, а все в этом фильме правда, это действительно такая умная собака или что-то насочиняли? Такая симпатичная, большая. Настоящая. Папа как-то говорил, что может быть заведем щенка. Но только какого? Я бы хотел как в фильме. А ему что нравится? Он когда-то занимался собаками, наверное, когда жил в частном доме со своими родителями в Челябинске. У нас даже книжечки есть, как воспитывать щенка, дрессировать… Что-то мама не идет. Поздно ведь уже. Ночь. Ничего. Сейчас придет. Пора уже.
Заснуть что-ли?. Нет-нет. Подожду еще. Хотя, конечно, уже засыпаю… Нет. Подожду. Уже и не думается ни о чем. Просто полежу. Только бы не заснуть. Глаза сами закрываются… Не спи, не спи.. Подожди еще… Сейчас уже придет. Поздно так. Не будут же они гулять всю ночь до утра… Что-то не идет. Странно. И тишина такая. Машин нет. Никого нет. Все уж спят. Так где же она? Пора уже придти. Нельзя же так долго и поздно гулять ночью. Мало ли что… Погода, конечно, хорошая, но…
Да нет, сейчас придет. Но почему-то нет. Ладно, еще подожду. И сна как не бывало. Совсем спать не хочется. Интересно, как это? Только-что засыпал… Так где же мама? В подъезде тихо. Мне даже с моей кровати в дальней комнате слышно. Сердце стучит. Неприятно как-то. Ладно, ерунда. Сейчас она придет и я успокоюсь и буду спать. А завтра…
Что же… Ой! Какие-то звуки в подъезде! Что… шаги... Да! Это шаги! Ну вот мама идет! Можно успоко... Что? А это… Нет… Это не ее шаги… Это не мама! Это не она… Это… Это сосед сверху над однокомнатной в углу. Он, наверное, работает во вторую смену. Да, это он. Прошел выше, дверь закрылась. Все, тихо... И больше никого… А где же мама? Почему ее нет? Почему так долго? Она уже давно должна придти! Ведь уже ночь! Где же она?
Встану и оденусь! Да, правильно. Где моя одежда… Свет включу в комнате. В коридоре горит, хорошо... Тогда в комнате выключу. Что там в подъезде… Тихо. Как же так? Почему ее нет?
Буду стоять, ждать. Да... Не могу стоять. Это неудобно — вот так, прижавшись ухом к двери стоять и ждать. Как хорошо, что у нижнего замка сквозное отверстие — лучше слышно что там, в подъезде... Похожу немного по коридору. Потом опять послушаю. Почему так тихо?
Что-же мне делать... Я не могу выйти из квартиры — мама меня закрыла. Постучать к соседям? Но я их разбужу, им завтра рано утром на работу. И как я с ними буду разговаривать? Через закрытую дверь?
Надо пойти посмотреть в окно! А может лучше выйти на балкон и покричать? Точно! Сейчас немного оденусь и пойду. Как темно на улице! И как все зловеще, несмотря на свет от фонарей. Да и сам свет какой-то несветлый... Как-будто в воздухе гудит напряжение. Нехорошее, недоброе… Отбирает все: свет, мир, тишину, тепло, спокойствие... Как будто кто-то подстерегает, чтобы сделать что-то злое. И никого-никого нет, никаких звуков. Ничего… И, конечно, на мои крики никто не откликнется… Никого же нет. Никого...
Пойду лучше обратно в коридор к двери и буду там сидеть. Нет. Буду стоять рядом с дверью, прижавшись к ней и слушать… Нет! Придется все-таки стучать к соседям — я уже не знаю, что делать… Взять мою деревянную клюшку и стучать, пока они не выйдут из квартиры на лестничную клетку, а потом закричать погромче, чтоб подошли ближе к двери… Как-нибудь расскажу, что… Что мама не идет… Нет! Но как...
А я еще ее не слушался… Грубил ей… А она так всегда заботилась обо мне… Так самоотверженно и ответственно… Делала все-все, что бы мне было хорошо... А я еще передразнивал… И не помогал… Дурак! И что ты теперь будешь делать без мамы?! Как ты теперь будешь жить?! И что произошло?! Почему... Это… Это невозможно… Нет-нет… Этого не будет… Прости меня, мама, прости меня, что я… Почему я тогда не оставил ей воды? Ведь она попросила, а я все выпил… Противный! Я больше никогда-никогда не буду так… Нет, нет… Она сейчас придет... Еще немного подождать и она придет... Зачем, зачем я себя так вел… Зачем!? Дурак! Свинья! Ведь так же было просто все делать, как надо… Зачем я все это... Прости меня, мама, мамочка, прости… Что же я… Почему, почему так… Я больше никогда не буду так плохо делать. Никогда… Никогда... Только бы мама пришла… Только бы пришла… Я никогда больше не буду себя так вести… Вот сейчас стукну себя рукой по голове! Нет-нет: подожди, успокойся, не надо... Она придет… Обязательно… Да! Вот сейчас откроется дверь в подъезд и… Что же не открывается… Такая тишина… Ну где же, где... Ничего нет… Ну где же, где… Ну почему… Что случилось?!
Сколько уже времени? Два часа ночи? Три? Четыре? Не знаю… Не знаю! Да какая разница, сколько там времени! Мамы же нет… Ну где же она, где она... Почему ее нет?! Что с ней?! Куда...
И вдруг я услышал какой-то звук в подъезде. У меня внутри словно вспыхнуло солнце - снова появилась надежда и даже почти уверенность в том что это, наконец, идет мама! Она должна придти. ДОЛЖНА! Я со всех ног бросился к двери и стал жадно слушать все звуки, которые там появились. Это были торопливые, легкие шаги. Сначала я не узнал их, да еще плохо слышал из-за своего стучащего, как тот самый молот, сердца. Но по мере приближения к нашему этажу шаги становились все громче и я… О! Да! Да! Точно! Это моя мама! МАМА! Да! Это она! Без всякого сомнения! Мама, мама идет! Мама!
Я не помню, что было потом - какие-то обрывки воспоминаний: открытая дверь, мама, она меня обняла, прижала к себе, что-то ласково говорила... На меня вдруг навалилась такая усталость, что я, кажется, не раздеваясь, лег на кровать и мгновенно уснул, совершенно успокоенный с одной только мыслью: мама вернулась. Мама вернулась… И больше ничего…
Утром я проснулся, конечно, поздно. Мама давно ушла на работу и я опять остался до вечера один со своими любимыми занятиями.
Какое было солнечное утро! Все снова стало добрым, светлым и радостным. Как-будто и не было вчерашнего ночного страха и волнения. Как-будто это был противный сон и вот он бесследно и навсегда исчезает под ярким восходящим солнцем и бескрайним голубеющим небосводом. А вон и мой фонарь со своими друзьями — стоят, как ни в чем не бывало и тихонько переглядываются, перемигиваются друг с другом — и чтоб никто не видел! Ух, артисты! В общем, все на своих местах. Красота!
Я сильно проголодался и поэтому, быстро умывшись, собрался сразу скакать, как мячик, на кухню. Но когда выпрыгнул, как заяц из ванной и случайно взглянул на наш круглый гостиный стол, который стоит в большой комнате, то невольно остановился и, в первые мгновения даже не поверил своим глазам: на столе лежал свежий, пахнущий лесом, ветром, полевыми цветами и деревенской кухней мой любимый земляничный пирог! Я просто рот разинул от удивления. Как мне в детстве нравился этот пирог! К сожалению, мы его покупали очень редко. Но, конечно же, на мой День рождения — обязательно. Потому, что его делали в небольших количествах в какой-то из наших деревень, недалеко от города, и привозили на базар ранним утром. Поэтому маме нужно было очень рано вставать и бегом туда бежать, что бы успеть купить. Но дело в том, что это всегда было в субботу и маме потом не нужно было идти на работу. Она с этим пирогом и другими покупками спокойно возвращалась домой. Да еще днем могла немножко подремать и отдохнуть. Но сегодня-то четверг… А когда же мама спала? Ведь она вернулась так поздно ночью, а чтобы купить этот пирог, ей нужно было встать так рано утром… Она что, спала два или три часа, а потом бегом на базар, домой и на работу? Но ведь она совсем не выспалась — как же она будет целый день работать такая уставшая? А вдруг она еще и опоздает? Как все это… Моя мама самая лучшая на свете!!!
Свидетельство о публикации №225102801806