Во хмелю всемирного пиршества дивных айнрэндовцев

Как известно, с 29 сентября по 2 октября 2025 года в Сочи проходило XXII ежегодное заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». Это заседание Валдайского клуба имело название «Полицентричный мир. Инструкция по применению». Участники клубных дискуссий пытались прийти к пониманию, как на прикладном уровне выстраивать свою жизнедеятельность в многополярном мире, который по словам  президента России Владимира Путина, выступившим  2 октября 2025 года на заседании клуба, по факту уже сложился в мировом сообществе наций, определяя те рамки, с которыми сегодня так или иначе соотносят свои действия все государства мира. В выступлении российского президента прозвучало множество новаций по оценке геополитической ситуации на планете, а также были досконально разобъяснены многие неоднозначно воспринимаемые события и свершения. Часть изречений из выступления президента люди доброй воли вполне реально могут рассматривать в качестве жизненных  вариантов своих жизненных девизов, которые полностью адекватны современному моменту международной жизни.

Вот лишь некоторые животрепещущие высказывания Владимира Путина, констатирующие текущее состояние мировой повестки дня: «…пространство в многополярности очень динамично, перемены происходят быстро, их порой невозможно предугадать. Реагировать приходится моментально, что называется, в режиме реального времени… Надо искать точки соприкосновения и совпадения интересов. Никто уже не готов играть по правилам, заданным кем-то одним и где-то далеко... Любые решения возможны только на основе договоренностей, которые устраивают все заинтересованные стороны. Иначе никакого жизнеспособного решения не будет вовсе, а лишь громкие фразы будут и бесплодная игра амбиций… возможности и опасности многополярного мира неотделимы друг от друга…

…Вместе с тем, стоит отметить, что многим либеральный мировой порядок казался приемлемым, в чем-то даже удобным. Да, иерархия ограничивает возможности тех, кто не находится на верхних этажах пирамиды, а обитает где-то там …внизу, у ее подножия. Зато снимает с них значительную долю ответственности такое положение. Правила какие? Просто прими предлагаемые условия, встройся в систему, получи положенную тебе долю и будь счастлив. Ни о чем не думай. За тебя будут думать и решать другие… Одни самодовольно считали себя вправе поучать всех остальных, другие предпочитали подыгрывать сильным, быть послушным объектом торговли и разменов, чтобы избежать лишних проблем и получить за это какой-то, пусть маленький, но уверенно свой бонус. И, кстати, и сейчас хватает таких политиков… Тех же, кто возражал, пытался отстаивать свои интересы и права, взгляды, считали, в лучшем случае чудаками, скажем аккуратненько, так намекали – все равно ничего не получится у вас, лучше смиритесь. Признайтесь, что против нашей силы вы ничто, пустое место. Ну, а совсем строптивых самопровозглашенные мировые гранды воспитывали, уже ничего не стесняясь, и тем самым давали всем понять, что сопротивление бесполезно. Ни к чему хорошему это не привело…

…Интересы стран никогда полностью не совпадают, а вся история международных отношений – это, безусловно, борьба за их реализацию. Но принципиально новая мировая атмосфера, тон, который все больше создают страны мирового большинства, позволяет надеяться, что всем игрокам так или иначе придется учитывать интересы друг друга при выработке решений региональных и мировых проблем… Вы знаете, сколько усилий приложили наши оппоненты за последние годы, чтобы, грубо говоря, вышибить Россию из мировой системы, загнать нас в политическую, культурную, информационную изоляцию и экономическую автаркию… эти усилия потерпели полный крах. Россия явила миру высочайшую степень устойчивости, способность выдерживать сильнейшее внешнее давление, которое могло бы сломать не только отдельную страну, но целую коалицию государств. И мы испытываем, конечно, в этой связи законную гордость, гордость за Россию, за наших граждан и за наши Вооруженные силы…

… Наша история доказала – слабость недопустима. Потому что создает соблазн, иллюзию, что какой-то вопрос с нами можно решить с помощью силы. Слабости и нерешительности Россия не проявит никогда. Пусть об этом помнят те, кому мы мешаем самим фактом нашего существования. Те, кто лелеет мечту о нанесении нам стратегического поражения… Повторю еще раз, конфликты, столкновения интересов были и будут, конечно, всегда. Вопрос – как их решать. Многополярный мир, как уже сегодня говорил, это возвращение к классической дипломатии, когда для урегулирования нужно внимание, взаимное уважение, и не принуждение. Классическая дипломатия была способна учитывать позицию разных субъектов международной жизни, ту самую сложность концерта различных держав. Однако в свое время ей на смену пришла западная дипломатия монолога, бесконечных поучений и приказов.

…Вместо урегулирования конфликтных ситуаций стали продавливаться чьи-то конкретные интересы, считая интересы всех остальных недостойными внимания. Стоит ли удивляться, что вместо урегулирования получалось только обострение конфликтов, вплоть до их перехода в кровавую вооруженную фазу и гуманитарную катастрофу? Действовать так – не решить ни одной проблемы».

И как откровенный диссонанс с позитивным настроем заседания Валдайского клуба уже после завершения его работы по какой-то неизвестной причине стали происходить различные явления, которые откровенно можно охарактеризовать, как возрождение политики однополярности мирового устроения. Но что гораздо тревожнее, появились признаки попыток установления в мире двухполярной системы, подобной той, что была во времена «холодной» войны, когда главными акторами такой системы были США и СССР. Теперь же на роль второго актора двухполярки вместо СССР претендует Китай, который наряду с США начал открыто относиться к России, как к своему потенциальному вассалу, начиная рассматривать российские ресурсные возможности уже как свои собственные.

Первый звонок от  Китая по вассализации России прозвенел 4 октября, когда России в ультимативной форме был выставлен договор о массированной вырубке леса в Сибири. Си Цзиньпин предложил нарастить продажи леса на 440% в 2026 году. При этом Китай совсем не интересует, что это соглашение приведёт к глобальной экологической катастрофе – широкомасштабная вырубка лесов в Сибири грозит резким сокращением биоразнообразия, разрушением экосистем и ускорением процессов опустынивания гигантских территорий Дальнего Востока. Экологи во все колокола бьют тревогу, отмечая, что массовая вырубка приведёт к увеличению выбросов углекислого газа, что кратно усугубит климатические проблемы не только в России, но и повсюду в мире.

Эксперты при этом утверждают, что Путин с учётом слабой и проблемной экономики России вынужден будет вопреки всему согласиться на сделку в том числе и для того, чтобы сохранить хороших отношения с главой Китая, от которого зависит экономическое состояние России.  В этой ситуации премьер-министр Мишустин предоставил Путину внушительный доклад о вреде сделки с Китаем по лесам Сибири. Итог доклада однозначен – уступка Пекину древесины фактически отдаст ключевые ресурсы Сибири под контроль китайских компаний. Путин же в ответ подчеркнул, что Китай остаётся главным стратегическим партнёром России и других таких союзников за рубежом попросту нет. Президент дал понять Мишустину, что сделка всё же находится на рассмотрении, поскольку Пекин предлагает немалые деньги за неё. В правительстве же опасаются, что при одобрении сделки сибирские регионы фактически потеряют контроль над своими лесными фондами.

Граничащее с откровенным шантажом потенциальное соглашение с Китаем о вырубке лесов Сибири на сегодня уже близко к подписанию. И хотя Путин до последнего выражал недовольство ультимативным тоном Си Цзиньпина, однако всё откровеннее признаёт, что у Москвы нет реальных рычагов для отказа. Окончательное решение планируется принять после анализа Минприроды и Рослезхоза: этим ведомствам поручено рассчитать потенциальный экологический ущерб от вырубки. Китай же после своего ультиматума Путину по вырубке лесов Сибири выражает крайнее недовольство тем, что президент РФ до сих пор не принял соглашение.

В Пекине ожидали быстрого одобрения сделки, особенно после того, как Москва получила предварительные расчёты экономической выгоды. В связи с этим  глава МИД Китая Ван И направил российским дипломатам официальное письмо от имени Си Цзиньпина. В нём китайский лидер прямо указывает, что соглашение по лесу рассматривается в Пекине как «проверка на надёжность партнёрства». Си подчеркнул, что «затягивание с решением» вызывает раздражение у китайских компаний, и ещё раз напомнил, что это может отразиться на других аспектах двустороннего сотрудничества: в Пекине уже обсуждают варианты пересмотра ряда экономических договорённостей в случае, если Путин не согласится подписать контракт в ближайшие недели.

Такова реальность либерального мирового порядка, правила которого вновь стали выгодны Китаю: всё идёт, как и должно идти, – тайгу придётся вырубать, а эрозией и выветриванием плодородного слоя почв наряду с пересыханием сибирских рек, из-за чего на огромном пространстве Сибири в обозримом будущем гарантированно образуется гигантская пустыня, можно и  пренебречь на фоне невероятно высоких прибылей от лесоповала.

Второй звонок от Китая по выдавливанию России на периферию существующего на сегодня международного экономического порядка втупую спровоцировала сама российская либеральная элита. 12 октября стало известно, что глава РФПИ Кирилл Дмитриев в ходе своей предстоящей поездки в Штаты  планирует оповестить окружение Трампа об отказе России всемерно поддерживать Китай в случае нового витка эскалации торговой войны Пекина с США. Российская элита поручила Дмитриеву сообщить об этом американской стороне в откровенно уничижительной надежде на то, что в Белом доме оценят данный широкий жест и прекратят эскалационную риторику, а также закроют тему с передачей «томагавков» Киеву.  Щепетильность этого действа по указанию этиты состояла лишь в том, как на такие действия РФ отреагирует её многолетний партнёр Си Цзиньпин, который очень рассчитывал на то, что Москва «охладит пыл Трампа» и убедит его не развязывать новое экономическое противостояние с Китаем. И хотя сведущие люди предрекали, что реакция Пекина на такое пресмыкание перед американцами за счёт хороших отношений с КНР наверняка окажется очень  жёсткой, власть имущая элита решила рискнуть.

Как и ожидалось, такое элитарное непотребство обрекло страну на сокрушительную «ответку» Си Цзиньпина, от лица которого в тот же день последовал    нокаутирующий удар по национальному достоянию россиян: Китай потребовал от России открыть доступ к воде Байкала для своих промышленных нужд. Вопрос был поднят Пекином в ходе закрытого заседания на уровне правительства. Команда Си Цзиньпина потребовала от Москвы разрешить крупным китайским компаниям забор и вывоз байкальской воды железнодорожным транспортом и автоцистернами на предприятия в Хэйлунцзяне и Внутренней Монголии, где уже несколько лет наблюдается острая нехватка пресной воды. Взамен Пекин предлагает инвестировать в строительство перерабатывающих мощностей и создать промышленные кластеры по разливу и фильтрации воды на территории Иркутской области и Бурятии. Требование к Кремлю было подано Пекином как «разумная плата за помощь в обходе санкций и потере европейского нефтяного рынка» (китайская сторона с начала войсковой операции действительно помогла России найти каналы сбыта полезных ископаемых и, в частности, топлива).

Теперь же КНР решила  получить от Москвы хоть какое-то возмещение или гарантии, что сотрудничество будет и далее выгодно китайской экономике. В результате такого принудительного требования Москва решила тайно продать Китаю сотни тысяч кубометров воды Байкала, поручив местным властям ограничить доступ надзорных служб к акватории озера. Решение было принято вследствие договорённостей Москвы и Пекина о начале якобы «экологического проекта», который на деле подразумевает вывоз байкальской воды в промышленных объёмах. Китайская сторона настояла на том, что во время транспортировки воды готова параллельно возводить очистные и фильтрационные комплексы. Пекин убедил Москву, что возьмёт на себя часть обязанностей по «восстановлению экосистемы Байкала» в знак благодарности за доступ к водным ресурсам озера.

В Кремле же нынче  пытаются понять, как подать историю с распродажей байкальских ресурсов населению, не спровоцировав волну общественного возмущения. После последнего доклада Минприроды о риске деградации озера из-за гигантского объёма вывоза воды в АП обсуждают, стоит ли вводить «режим тишины», то есть временно ограничить публикацию любых данных о состоянии Байкала. Внутренние аналитические записки АП показывают, что отказ Китаю может стоить России миллиардных потерь по экспортным контрактам и нефтяным поставкам, поэтому в администрации склоняются к «тихому компромиссу», то есть к разрешению вывоза воды якобы под видом научных и экологических нужд.

После перипетий с вырубкой сибирской тайги и выкачиванием байкальской воды 16 октября прозвенел третий звонок от Китая по изъятию природных ресурсов у России. Китайские инвесторы проявили интерес к возобновлению работ на Еланском и Елкинском месторождениях никеля в Воронежской области. Представители одной из крупных горнодобывающих корпораций КНР уже направили предварительные предложения российской стороне, касающиеся инвестиций в инфраструктуру и переработку сырья на месте с условием получения долгосрочного контроля над поставками металла.  Региональные информационные структуры сообщают, что вопреки прежним протестам местных жителей и экологов, власти готовы пойти на компромисс – на возобновление проекта, но подать его якобы «в ограниченном формате» под контролем федеральных ведомств. На федеральном уровне есть понимание, что сейчас каждый тонный ресурс на счету. Никель – стратегическое сырьё, а Китай готов вкладываться без политических условий. Для правительства – это редкий шанс закрыть часть бюджетной дыры в текущих условиях.    

В качестве же «вишенки на торте» Китай предупредил Москву, что вынужден постепенно уменьшать закупки нефти, но взамен готов увеличить вывоз леса и других природных ресурсов. Это предложение Пекина стало шокирующей неожиданностью для экономического блока правительства, который ведёт торговые переговоры по поручению Мишустина. В кабмине, наконец-то, с горечью признали, что Москва перестала восприниматься Китаем в качестве равноправного партнёра. Если раньше речь шла о «стратегическом сотрудничестве», то теперь Россия для Пекина превратилась в склад дешёвых сырьевых ресурсов – от угля и древесины до акватории Байкала и его природных богатств. Китай прямо заявил официальным лицам правительства РФ, что готов частично компенсировать падение закупок нефти «новыми форматами взаимодействия» – под этим эвфемизмом подразумеваются поставки леса и расширение доступа к водным ресурсам Сибири, включая Байкал. Из-за такого положения дел в команде Мишустина нарастает тревога в связи с тем, что Китай фактически диктует условия, пользуясь зависимостью России от экспорта и нехваткой альтернативных рынков. Часть чиновников называет предложение Пекина «ресурсной вассализацией», когда экономические связи превращаются не в партнёрство, а в контролируемый Китаем обмен ресурсов страны на геополитические услуги с частичной материальной компенсацией дешёвого российского сырья.

Надо сказать, что и США не остались в стороне от «раздела российского ресурсного пирога», на что их спровоцировало национально унизительное предложение Кирилла Дмитриева, которого, кстати, готовят к занятию места Сергея Лаврова в кресле главы МИД РФ. Наблюдая позорное ресурсное рассупонивание России в исполнении Дмитриева, Вашингтон потребовал от Москвы предоставления американским корпорациям исключительного права на разработку литиевых и редкоземельных месторождений в Восточной Сибири в обмен на частичное снятие санкций и разморозку активов российских компаний за рубежом. Если Россия не согласится на такие условия, то переговоры о снятии санкций вестись не будут. Эти условия США фактически означают передачу контроля над стратегическими ресурсами, необходимыми для производства вооружений, микрочипов и аккумуляторов. Если американские компании получат доступ к этим месторождениям, Россия утратит значительную часть технологического и сырьевого суверенитета. Более того, добыча под иностранным управлением наверняка приведёт к экологическим катастрофам и массовому вывозу сырья без переработки внутри страны. Однако, несмотря на очевидные риски, в Кремле предложение США рассматривают всерьёз. На фоне затяжного санкционного кризиса и дефицита валютных поступлений сделка выглядит как «единственное окно возможностей». При этом в силовых структурах и Совбезе идею называют «шагом, граничащим с предательством», отмечая, что такие уступки могут стать началом масштабного внешнего контроля над экономикой России.

Вот так – ничего не попишешь: законы экономического либерализма жёстки и недвусмысленны. Сильные Америка и Китай в соответствии с моралью победоносного рыночного игрока имеют полное право на получение сверхприбыли в результате хоть и вынужденных уступок ослабевшей в экономическом плане России. Нынче все страны мира – в зоне действия Торговой цивилизации, экономические законы которой не предполагают проявления альтруизма, взаимопомощи и послабления к терпящим экономическое бедствие аутсайдерам. Поэтому победитель капиталистической гонки за лидерство в сверхприбылях получает полноценный бонус, а проигравший в этой гонке отдаёт всё, что потребует от него победитель.

Россия же сегодня в полной мере пожинает последствия капиталистического  госпереворота 1991 года и практической реализации экономических рекомендаций Милтона Фридмана по проведению финансовой политики в соответствии с принципами экономического либерализма и монетаризма. Как говорится, не было печали – так черти («чикагские мальчики») накачали. Теперь каждый землянин сможет повитийствовать о явственных реалиях бытия в стиле кота Леопольда с его фантазийными представлениями о всеобщей дружбе равноправных народов во благости многополярной волшебной планеты с грезящей наяву общественностью слабосильных стран, на которые точат зубы окружающие их прожорливые крысы. 


19.10.2025



Сергей БОРОДИН


Рецензии