История учения Будды, гл. 19 Единство Дхармы
И напротив, исследователи, рассматривающие Учение Будды как путь, объединяющий небесный и земной мир, видят, как из небесных миров, где Учение никогда не приходит в упадок, его воздушные корни, как корни дерева ашваттха, спускаются в земной мир, и в той или иной ситуации возникает новый ствол, новое проявление Трёх Драгоценностей.
Те небесные миры, где Учение никогда не приходит в упадок, называются Чистыми Землями, или полями Будд. Блаженный говорил, что те практикующие, которые достигают Чистых Земель, могут завершить там процесс своего обучения и достигнуть освобождения, не возвращаясь в земной мир. Однако достигшие освобождения существа, подобно йогину Дхармакаре, зачастую могут принять решение проповедовать в более низких мирах, подобных земному, обучая необузданных и запутавшихся существ. Усилия Дхармакары привели к возникновению Чистых Земель Сукхавати (приносящих удовлетворение), а сам Дхармакара осуществил состояние будды Амитабхи, будды Бесконечного Света. Из этих и других Чистых Земель лучи сострадания распространяются во всех направлениях и становятся зримыми для всех, кто ищет убежище в мудрости и добродетели. Понимание единства буддийской Дхармы и Сангхи основано на понимании природы Чистых Земель. Эти земли состоят целиком из Безмерных Чувств, среди которых в суттах и сутрах наиболее часто упоминаются четыре Брахмавихары (обители Брахмы): Дружественность, Сострадание, Радость и Бесстрастие. Безмерные чувства могут развиваться бесконечно, заполняя всё пространство, и становясь, таким образом, небесным миром Чистых Земель, состоящим целиком из света и благости.
Чистые Земли безграничны и многообразны, так же, как благие качества сознания будд, создающего их. Сознание, загрязнённое пороками, способно производить лишь подобные мыльным пузырям фантазии. Однако в успокоенном уме будд внутренний свет становится устойчивым и обретает реальность, несравненно превосходящую реальность земного существования по качествам долговечности и переживаемого в них счастья.
В Тевидджа сутте, ДН 13, описывается, как Будда, дав молодым брахманам три свода наставлений, рассказал о состоянии человека, осуществившего их в своём поведении тела, ума и речи. Такой человек пребывает, пронизывая разумом, наполненным Безмерными Чувствами, все стороны света. Его очищенный разум подобен звуку раковины, в которую трубит силач. Он проникает повсюду. Вместе с доброжелательностью, разум этого человека наполнен состраданием, радостью от общения с добродетельными друзьями, и бесстрастием. Благие качества ума этого человека наполняют мир поперёк, вверх, вниз, так, что ни одно его измерение не остаётся не охваченным этой прекрасной и возвышенной чистотой. Человек в таком состоянии не нуждается в скоплении имущества, не враждебен, не осквернён желаниями, владеет собой, он обретает состояние Брахмы, творца существования.
В первых строках знаменитого «Письма к другу», великий буддийский философ Нагарджуна советует тому размышлять о шести объектах, заслуживающих памятования – это щедротсь, самодисциплина, Будда, Дхарма, Сангха и божества Учения. Эти шесть благих памятований охраняют ум от заблуждений и опасных умственных склонностей.
В Махасамайя сутте, ДН 20, мы находим описание величия единства божественных сил и земных учеников Будды. Этот рассказ ясно и полно раскрывает воззрение, которое позволяет изучать историю буддийского Учения без отрыва от его сути. Ниже – краткий пересказ содержания этой сутты.
Великое Собрание, Махасамйя сутта.
Однажды четыре бога из Чистых Земель спустились в земной мир, чтобы поприветствовать Будду и Его Сангху. В это время Будда пребывал в большом лесу, и огромное количество божеств, привлечённых Присутствием Пробуждённого и Его учеников, собралось в этом месте. Приблизившись к Будде, боги Чистых Земель восхвалили Будду и Сангху:
Мы пришли поприветствовать непобедимую Сангху
В этом чудесном собрании богов и людей.
Ученики здесь управляют своим умом
Как умелые колесничие – колесницей.
Преодолев препятствия, они живут непорочной жизнью –
Юные Наги, прирученные Ясновидящим.
Все, кто нашёл Убежище в Будде,
Не падут в низшие царства.
Покинув тело, они переродятся среди богов.
Обращаясь к ученикам, Будда поприветствовал незримых обычным оком существ, присутствующих в собрании. Он сказал:
«Среди нас находится множество ярких, сияющих разными цветами якш, наделённых великой силой и великолепием. Особенно ярко сияет Кумбхира – один из двенадцати небесных генералов, управляющих созвездиями. Все якши наделены психическими силами и красотой.
В нашем собрании присутствуют Четыре Великих Царя, управляющих четырьмя сторонами света: на востоке – белый Дхритараттха, повелитель гандхарвов, управляющий миром посредством музыки; на юге – синий Вирудхака, воитель с мечём, повелитель лесных духов –кумбхандов, управляющий ростом корней; на западе – красный Вирупакха повелитель нагов, обладатель небесного ока; на севере – зелёный Кубера, главный из царей, повелитель земных якшей, держащий радужный зонт. Эти могучие цари, их сияющие потомки, и использующие силы иллюзии слуги-трикстеры смиряются лишь перед Буддой и Сангхой.
В нашем собрании присутствуют Крылатые Гаруды и ускользающие Наги, которые примирились слушая мягкое и успокаивающее Учение, прекращающее вражду.
В нашем собрании присутствуют асуры, побеждённые богами и живущие в океане, окружающем гору Меру. Они пришли на это собрание, возглавляемые планетой Раху, вызывающей затмение Солнца и Луны. Их вражда с богами прекращается в этом собрании.
В нашем собрании присутствуют боги четырёх стихий с различных небес: Ямы (небес прекращения сражений); Тушиты (небес прекрасных божеств, с которых пришёл в человеческий мир Будда); зримого неба, где обитают радужные боги Солнца и Луны.
В нашем собрании присутствуют существа из ослепительно сияющего мира тысячи Брахм, десять Ишвар – творцов десяти направлений пространства и сам Великий Брахма».
Видя это великое собрание людей и божественных существ всех миров, Злой Мара приблизился со своей армией и отдал приказ: «Схватите их всех, свяжите страстями, не дайте никому уйти!» Войско демона начало наступление, сам он сотряс Землю и поднял ураган; засверкали молнии и ударил гром. Но ученики Будды и божества со своими свитами слушали проповедь Будды, и страсти не охватили их. Демоны преисполнились разочарования и отчаяния, и их войско отступило.
«Да, они непобедимы в битве, радостные, бесстрашные последователи Дхаммы!» – воскликнул Мара.
Даже злой дух, увидев непоколебимость учеников Будды, начинает прославлять Дхамму и тех, кто её изучает.
Пусть будет благо!
Свидетельство о публикации №225102801894
Пусть, всем читающим его, он откроет Путь в Чистые Земли.
Мой поклон Трём Драгоценностям.
Марина Тигра 28.10.2025 19:45 Заявить о нарушении