Бога очеловечили, а человека обожествили

Уже многие годы не дают моему рассудку покоя некоторые устойчивые   самопротиворечивые церковные понятия  и нормы.

Как истина не может противоречить самое себе, так и хранитель её, Церковь Христова, не может допускать Себе неоднозначных понятй и норм.
Ведь каков высший дар Бога людям?
Разум.
Именно этим качеством, разумом, человек отличается от животных. Разум есть дыхание Святого Духа, Бога, почивающем лишь на  святых Ангелах и венце земного творения Божия, человеке.

Разум является основой критического мышления, позволяющего человеку узнать Бога и различать в земной жизни доброе от злого.

А что подавляет критическое мышление вместе со свободной волей человека?
Внедрение в сознание человека одновременно и да и нет. Этим широко пользуются в сектах, криминальных кругах, тренировках спецназа, чтобы из подчиненных сделать рабов и зомби.

От кого это исходит?
Не от Бога, конечно. Изобретатель и отец лжи есть дьявол и именно в этом состоял его соблазн человека: внедрить в его сознание и жизнь кроме данного ему Богом добра одновременно и зло - чтобы тот пользовался и тем и другим по своему усмотрению.

Теперь это (внушение и да и нет одновременно) уже вошло в качестве основы в психотехнологии промывания мозгов.

Для христиан же начиналось это с невинных, казалось бы, понятий.
Господь Иисус Христос категорически запретил называть кого-либо отцом только потому что тот, подобно фарисеям и книжникам, относится к определенной категории лиц.
Запрет категорический! Как его можно было бы обойти?
С первого взгляда невозможно.

Не тут то было! И христианину приходит в голову выражать свое особое уважение к священнику, называя его отцом.  Это что не хватило других слов или фантазии? Например: "родимый наш!" или "родненький", "благодетель", "Божий работник", "служитель Божий", да "голубчик" - в конце концов.
Нет, захотелось назвать именно тем словом, которое запрещено! Это что, "запретный плод сладок" даже для христианина?

А не пришло в голову подумать, почему это такое желание возникает: назвать человека словом, которое под запретом Самого Господа?

Святые отцы церкви объясняют это выражением чувства уважения.

Вот как! Значит из чувства уважения к человеку можно, оказывается, нарушать слово Самого Бога? А где тогда уважение к Богу? На втором месте?
Так, - выходит однозначно: на втором.

А что должно быть для христианина наиважнейшим?
Наиважнейшим для христианина есть, что Иисус Христос должен всегда и во всем быть на первом месте!

Хочется закричать: "Ау! Христиане, опомнитесь! Где ваш разум?".

А что теперь? Теперь мы (из интернета) имеем констатацию происходящего.
"Слово "отец" как термин для обозначения наставника или учителя использовалось еще до Отцов Церкви, в том числе в Ветхом и Новом Завете, где апостол Павел называет себя «отцом» коринфян (1 Кор. 4:15). Позже Ириней Лионский к концу II века и Климент Александрийский также стали применять этот термин для обозначения наставника, а в более поздних трудах этот термин закрепился как обращение к духовным наставникам.
В раннем христианстве: Слово «отец» использовалось в образном смысле для обозначения духовного наставника. Апостол Павел называл коринфян «своими чадами», что подразумевало, что он был их «отцом» в духовном плане.
К концу II века: Ириней Лионский четко заявил, что тот, кто научен кем-либо, называется «сыном учащего», а сам учащий называется «отцом».
Климент Александрийский: Писал о том, что наставников называют «отцами», а «сыном» является всякий, кто учится с покорностью.
Современность: Сегодня термин «отец» используется как обращение к священнику, а также имеет более широкое значение, например, в отношении к Богу как «Отец Небесный»".

Богословы объясняют использование слова отец, прикрываясь маской "духовного понимания" слова Иисуса Христа и указывая на применимость слова отец как у апостола Павла, так и в других местах Нового и Ветхого Заветов. И тем самым сами себе противоречат, т.к. во всех указываемых местах слово это не означает ни выражения чувства уважения, ни сословного обращения, а лишь констатацию существа дела. Это когда отцом называют человека, родившего того, кто так его называет:  либо телесно (родитель), либо душевно (воспитатель), либо духовно (приведшего к вере в Иисуса Христа).
И слово Божие не претит этому. Претит лишь употреблять это слово не по сути дела, а лишь как сословный термин, предполагающий почитание за отца человека, который никакого отношения к тебе не имеет, но лишь принадлежит к какой-то категории лиц. А как раз это и разделяет единую Церковь на сословия, где Сам Иисус, Её Основатель, запретил таковое, "приобретя Её Себе ценой Своей собственной крови" (Деян.20:28), как единство равных друг другу братьев.

А как же быть с запретом Господа?
О, тут на помощь приходит изворотливость ума: поскольку Господь часто говорит глубоко символично, то и тут можно к прямым словам Господа приклеить ярлык символики, заявив, что Господь Иисус Христос имел ввиду тут нечто иное.

А что тут иного можно иметь ввиду, если запрет тут прямой?

К тому же, Евангелия нам сообщают, что в притчах (т.е. символически) Иисус говорил лишь толпам людей, а апостолам все изъяснял прямо. Слова же эти были обращены Иисусом именно к апостолам.

Даже такой столп Вселенской Церкви как Иоанн Златоуст даёт такое трактование этих слов Господа:
"Отцом себе не называйте никого на земле', ибо один у вас Отец, Который на небесах" ((Мф.23:9). Это не то значит, чтобы они никого не называли отцом, но чтобы знали, кого собственно должно называть отцом. Как учитель не есть учитель в собственном смысле, так и отец. Один Бог есть виновник всех - и учителей, и отцов".

Что я могу понять из этого толкования по отношению к конкретному использованию этого слова к неизвестным мне особам, которых я так обязан называть лишь потому что они принадлежат к определенному сословию?
Ничего.

Можно по человечески понять Иоанна Златоуста. Он с детства привык так называть своих наставников, учителей, священников. Более того, его самого постоянно так называли. Трудно идти против устоявшихся стандартов и собственного я. И вот, он даёт ответ просто гениальный с точки зрения ухода от ответственности: он повторяет высказывание апостола Павла, что От Бога Отца «именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф.3:15), но которое, к сожалению, совсем не относится к существу нашего вопроса.

Почему-то никому в голову не пришло подумать, отчего Господь Иисус Христос остерегал Своих учеников, давая категорический запрет, казалось бы, обычному слову?

Надо помнить, что дал этот запрет Бог, Бог Всеведущий и Всесодержащий. Господь Иисус Христос заранее знал, к чему эта уступка учтивости могла привести: к образованию из священства сословия. И Он особенно это подчеркивает, указывая на сотворивших из себя сословие книжников и фарисеев, что они "любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!»
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится" (Мф.23:6-12).
"вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи показывают над ними свою власть.
Между вами да не будет так, но кто хочет стать великим между вами, пусть будет вам слугою;
и кто хочет между вами быть первым, пусть будет вам рабом;
как и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и дать душу Свою как выкуп за многих" (Мф.20:25-28).

Итак, говорит Господь: мир поделён на сословия, где высший властвует над низшим, а низший почитает высшего уже только за то, что тот принадлежит к властному сословию, но "между вами да не будет так" (Мф.20:26),  "ибо один у вас Учитель — Христос" (Мф.23:8), и "один у вас Наставник — Христос" (Мф.23:10), "и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах" (Мф.23:9), "все же вы — братья" (Мф.23:8), для Бога и для друг друга вы все равны, ибо "вы - братья".

Да, в церкви структура иерархичная и это от Святого Духа, Бога, но не следует эту функциональную иерархичность переносить в личностные отношения. Одно дело исполнение служебных функций, а другое дело личные отношения. Да и при исполнении своих служебных функций в церкви как следовало бы относиться к друг другу, даже если ты епископ, а подчиненный простой иподьякон? Неужели иначе, нежели относился Господь Иисус Христос к Своим ученикам? А Он относился к ним, как к Своим друзьям и братьям, т.е. без тени властолюбия.

Здесь я коснулся лишь совсем малого, чем опошлила себя земная церковь. Существуют и гораздо большие парадоксы. Например, как подтверждение истинной причине возникновения в церкви термина отец, имеется ещё более крутой термин "Владыка", как обращение к епископу. Слово это в библейской символике относится единственно лишь к одному только Господу Богу. Тут, как говорится, и комментарии излишни. Выше уже некуда!
А термины: преосвященнейший, блаженнейший, святейший! Ну куда уже дальше?
Все это выделяет один характер  этих терминов: превозношение, обнажая истинные причины их возникновения - властолюбие и тщеславие высших и подобострастие и униженность низших.
И это живое противоречие слову Иисуса Христа никому не режет глаза!

Существует, однако, и ещё более существенное противоречие. Так например, у католиков на каждой Евхаристии священник, поднося чашу с вином, преосуществленным в истинную Кровь Христову, громогласно провозглашает: "примите и пейте от неё все", сам же выпивает все до дна, не оставляя ни капли тем, кого только что приглашал из нее пить. И это на самом важном богослужении, основе жизни Церкви Христовой и каждого человека, ибо весь мир стоит лишь благодаря этой бескровной жертве Христовой!

Что же тогда спрашивать с прихожанина, если такое вопиющие противоречие вложено в его сознание? Естественно, что он теперь все, что ни скажет или ни сделает священник или епископ принимает как должное.
Послушание Богу люди заменили послушанием человеку. И это, благодаря безропотному принятию в собственное сознание очевидного противоречия.

Как говорил Господь Иисус Христос многим святым: "люди Меня очеловечили, а себя обожествили".

О милосердный Господи Иисусе Христе, обрати к Себе детей Твоих, блуждающих во тьме, лишенных разумения и находящихся во власти сатаны! Аминь.


Рецензии