Пятки блудного сына. Охота на слова

Помните картину Рембрандта «Возвращение блудного сына»? В   Эрмитаже  меня к этой картине подвела моя тётя. Она была в восторге: «Шедевр мирового уровня». А я ничего шедеврального не увидел. Картина огромна,   холст, масло.  260 ; 203 см. В тёмных тонах.  Вспоминаю свои впечатления из 1960 года. Ничего особенного для меня в картине в роде бы и не было. Четыре стоящих фигуры и одна на коленях. Удивили пятки коленопреклонённого. А ещё больше удивился словам  экскурсовода о том, что некоторые посетители Эрмитажа целуют эти пятки.

Картина отражает притчу о блудном сыне, это  притча Иисуса Христа в 15-й главе Евангелия от Луки,  она иллюстрирует, как говорят,  неизречённое Божье милосердие и прощение ко всем грешникам, которые искренне раскаиваются и с этим обращаются к Нему, то есть    к  Богу. Главные  персонажи  - отец, олицетворяющий Отца Небесного, старший сын, выступающий в образе самоправедного верующего,  и младший (блудный) сын, сыгравший роль верующего,  отступившего от Бога, а теперь и вопиющего к Нему о прощении.

Читаем Евангелие от Луки ( Лк. 15:11-32):

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые  ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих.
Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.
И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.


На картине Рембрандта изображён финальный эпизод притчи: блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, «осердился и не хотел войти».

Сюжет привлекал внимание знаменитых предшественников Рембрандта: Дюрера, Босха, Луки Лейденского, Рубенса.

На площадке перед домом несколько человек. В левой части картины изображён спиной к зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана с затылка. Отец нежно касается плеч сына, обнимая его.

Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра к  левой оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. «Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений».

Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке». «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Из Википедии

Помню, что меня поразили ступни ног блудного сына. Может быть,  потому, что они на картине были на уровне моих глаз. Много ходил человек, оттого такие пятки, натруженные. Я вспоминал о картине и о пятках во время пешей прогулки босиком вокруг дома. Похоже, глобалисты напортачили с ковидом.  В городе Дюссельдорфе очень много хромающих людей, особенно , с повышенным весом, и старых, и молодых.

 В 2019 году мы с сыном побывали в Красноярске и Китае, много ходили по горам, по Великой китайской стене. И я не жаловался на ноги. И пешком много ходил, и на велосипеде объехал почти все притягательные для меня окрестности родного Кыштыма. А сейчас хожу с палкой босиком по траве и по песку.

В словаре Владимира Ивановича Даля я обратил внимание на гнездо слова ПЯТА. Меня удивило, какое количество слов, бывших когда-то в ходу, мы перестали употреблять.

ПЯТА, пятка ж. округлая, запестовая, задняя часть ножной ступни человека и животных плюснаков (не цыпочников); пятка образуется самой крупной из семи костей, составляющих подъем (заплюснок), и у цыпочников вздернута кверху (лошадь, корова, собака и пр.), образуя колено, локоть, который у человека и плюснаков (медведь) короче и лежит весь плюсной или подошвой на земле.
Под сильною его пятою кремнистые бугры трещат, Ломоносов.
Обернулся на пяте, на месте. Придавил змею пяткой.
 Ходить за кем по пятам, следом, не отставая. Показать пятки, накивать пятками, дать тягу, бежать.
От головы до пяток на всех московских есть особый отпечаток (Грибоедов).
Пятка чулка, башмака, место, обувающее пятку.
Нос пяткой, тупой. Попасть под пяту, под гнет. Оттоптать кому пятки. Пяты доходить, арх. разыскать дело доконно. Уж я пяты дойду, кто у меня холст украл!
В ногах ползает, а за пятку хватает? (змея).
В ноги кланяется, а за пяты хватает. Долг не платить — и дверь с пяты полетит (вломятся).
Чулки новы, а пятки голы.
Я тебе язык ниже пяток пришью!
Душа в пятки ушла.
Угодил под пяту. Ни на пяты приступить. У мужика грудь, у жида пятки, у ляха уши никогда не зябнут.
| Вообще, тупой конец вещи, или исподний конец, вставленный в гнездо, шип: нижний конец стойки, столпа, стояка; пятка мачты, морск. шпор, вставляемый в гнездо, морск. степс. Пятка пики, копья, тупее, вставляемое в башмак. Пятка косы, крюк, которым она насаживается кольцом и клином на косье. Пята двери, нижний угол притвора или полотна в четверти, к стене; у крестьнских дверей на этом месте шип, вставленный в гнездо, почему отворить двери на пяту, распахнуть настежь.
Пята, пятка свода, основание, где лежит первый камень накось.
Пята невода, береговой кляч.
Пятка после взрыва, при рвании камня порохом, стакан, остаток шпура, буровой скважины.
Грибком голова, в пятке дыра? пуговица.
Пятка яйца, гузка, пуга.
Пятка сабана, полоз, подошва.
Пятка чулка, место против пяты ножной.
Стропильная пята, конец, которым стропило установлено в матице.
Пятка улья, испод, южн.
Рожь или зерно в пятке, налилось до половины; нижний кончик зерна, пятка; верхний, носок.
 Пятка, в сотах, маточная ячея. Свищевая пятка, в сотах, начало, основание свища, гнили.
Пятной, пятовой, пятковый, пяточный, к пяте, пятам относящ.
Пятной приворотный столб, верейный, в котором крючья, на котором ходит полотно; другой притворный.
Пяточное вязение чулка,  мудреное. Пятовое сухожилие. Пятное крыло невода, береговое; противопол. ходовое; с него начинают выкидку невода и оно иногда пятной веревкой вяжется временно за пятной кол.
Пяточный кирпич, утоптанный в станке.
Пятник м. пятка, в знач. шипа, если он вставной, отъемный; казенник у ствола, хвостовик; сев. крюк дверной, на который надевается навес; горн. рогатая железная пластина, с хомутиной (проемом), вкладываемая в кричный стан и пр.
| Гнездо, в которое пятка вставляется; волжск. гнездо мачтовое.
| Пятник, от пятно, см. пятнать. Пятничный или пятниковый, к пятнику относящийся. Пятина ж. береговое крыло невода, мертвое, около которого обращается ходовое, завозное. Пятня ж. кол на берегу, на который пятина крепится. Пяти(е)во ср. костр. толокно, нередко надоедающее, и от него пятятся, или оно пятит в горле.
Пятигуз м. неустойчивый человек, готовый спятиться, не сдержать слова.
Пятить что, подавать, отодвигать назад, задом. Пятить карету, лошадей. На своей кляче и перед царя пячу.
| Пятить, о пище, претить, не идти в горло, извергаться рвотой или сжатием горла. Брюква пятит мне, как только в рот возьму. Пятиться, быть попячену; | идти раком, задом, подаваться вспять; | *не устоять в слове, отступиться. Вспятить карету по взвозу, впятить ее в сарай. Выпятил язык, выпялил. Допятился до нельзя. Запятился за других. Напятил на камень. Отнять лошадей от крыльца, попять еще немного, поднять под навес. Перепятил лишку. Припятил к стене. Пропятил мимо. Ножки стола распятились, врознь. Спятился, не устоял в сделке. С ума спятил, рехнулся.
 Пячение ср. и пятины ж. мн. попятка, отступление, действ. по глаг. Пятчик, -чица, кто пятит что или пятится, попятчик. Толковый словарь живого великорусского языка


14 сентября 2025 года в Москве был крестный ход от Храма Христа Спасителя до Новодевичьего монастыря.  Шесть километров. Удивительное зрелище. Я наблюдал его в прямом эфире от начала до конца. Я верил, что русский мир объединяется, чтобы изменить жизнь на планете и избавить человечество от войн. И именно во время этого крестного хода я вспомнил картину Рембранта  «Возвращение блудного сына», вспомнил своё восприятие  натруженных  пяток блудного сына и осознал, что мой путь к здоровью  - это шаги по росе, по мокрой и мерзлой траве. Осень – самое благоприятное время для таких прогулок и для постепенного привыкания и к ходьбе босиком, и к понижению температуры до минусовых отметок .

Во время этого крестного хода я узнал о новой интерпретации главной идеи картины Рембрандта.  Я решил, что кто-то из дикторов, освещающих крестный ход,  высказал  её. Вновь прослушал и просмотрел всю запись. А мысль интересна. Адам и Ева нарушили завет Бога и были наказаны за это, и человечество до сей поры «отдувается» за тот грех. А Рембрандт своею картиной показывает возвращение не просто блудного сына, а всего Человечества к Богу. И, похоже, вовсе не случайно некоторые посетители Эрмитажа целовали пятки блудного сына. Я не нашёл, кто нашептал мне эту мысль, но она меня очень встревожила, и все, кому я говорил об этом, то есть о Возвращении Человечества в объятия Бога, соглашались с таким мнением.

В тот же день я вспомнил своего друга, доктора философских наук, мастера спорта Геннадия Михайловича Брагина. Мы подружились ещё в студенческие годы. Человек женатый, он занимал с Капиталиной Николаевной маленькую комнату  на первом этаже общежития, а мы два года жили в смежных  комнатах на втором этаже, окна наши смотрели на восток и на запад, а форточки никогда не закрывались. Спортсмен боялся сквозняков, и при его появлении у нас одну из форточек мы закрывали, а то и обе. Однажды мы были приглашены к нему на день рождения. А перед этим он переехал в новую квартиру. Когда я попытался выяснить, как к нему добираться, он сказал, что встретит нас на трамвайной остановке. Мы очень удивились, когда увидели его стоящим голыми ногами на снегу.

- А как же боязнь сквозняков? – спросил я.
- У человечества такой запас прочности, что на сквозняки можно и внимания не обращать. Я и по снегу могу пройти, и в  проруби  искупаться…

В ту зиму  я опубликовал в «Вечернем Челябинске» свою  статью о закалённом профессоре Брагине  «Original  или Normal?» с фотографией, где он бежит по снегу.

Опыт друга я вспомнил при просмотре  крестного хода, прошедшего в Москве. И уже вечером я обошёл дом, в котором живу,  по мокрой траве. Семь дней в октябре я провёл в университетской клинике Дюссельдорфа. И только один день  я не ходил по траве. И ни разу не страдал насморком. Пятки блудного сына и опыт друга  помогают бороться за крепкое здоровье.

А завершить эту охоту думаю стихами хорошего человека, поэта, живущего в Симферополе и очень точно и правдиво отражающего наше время.

В ЧЁМ ДУХ ТВОЙ НЕПОСЕДЛИВЫЙ НУЖДАЕТСЯ?

Константин Фролов-Крымский

В чём дух твой непоседливый нуждается?
Какая с детства беспокоит мысль?
Ведь человек для подвига рождается,
Иначе жизнь его теряет смысл.

Нам равные возможности обещаны,
Чтоб в жизни равновесие найти.
Вот только для мужчины и для женщины
Господь придумал разные пути.

Мужчине достаётся доля трудная -
Сражаться, созидать, изобретать.
Работа кропотливая и нудная,
Классическому скульптору под стать.

Взять каменную глыбу никудышнюю,
Гранит иль белый мрамор, например,
Потом зубилом отколоть всё лишнее
И сотворить невиданный шедевр.

Преодоленье - в этом вся стратегия.
Усовершенствуй мир и не тужи!
У женщины другая привилегия:
Как Божья Мать, она дарует жизнь.

И если роды будут малочисленны,,
Прервётся созидающая нить.
Все остальные подвиги бессмысленны.
Их некому в итоге оценить.
20.09.2025
© Copyright: Константин Фролов-Крымский, 2025
Свидетельство о публикации №125092001415


Рецензии