Деревенский сюжет

    Через маленький, под моей ладошкой оттаявший кусочек оконного стекла, вижу, как метель заметает тропинки, и, одновременно, на мою проталинку наплывает новый, красивый, из изморози – рисунок! Мешающий наблюдать за улицей, по которой идут редкие, навстречу ветру с колючим снегом,  согнувшиеся, укутанные  в платки и полушубки, прохожие.
 Здесь мы совсем недавно.  Бабушкин старенький и малюсенький деревянный домик покрыт соломой,   потолки в кухне и комнате настолько невысокие, что я, стоя на кровати, достаю до потолка.  На русской печке в кухне обычно  спит  бабушка. Сегодня её нет рядом, она  ушла по своим делам.
Маму с двумя братишками  несколько дней назад увезли на розвальнях в больницу, в Сергиевск, с подозрением на скарлатину. Бабушка с утра дала мне задание: вытащить из погреба ведро картошки. 
Мне было любопытно  узнать, что такое, этот погреб, что в нём внутри. Открыла крышку погреба, из которого пошёл холод, по кривой скрипучей лесенке спустилась.
Так много картофеля  я никогда не видела!  Там ещё  стояли  огромные  глиняные «амфоры», заполненные солёными груздями, солёная капуста  в деревянной бочке.  В уголке, присыпанные  песком, лежали морковь и свекла. Принеся картошку, я заскучала.
Стало  темнеть. Вспомнив, что мы привезли с собой  большую папку репродукций журнала «ОГОНЁК», придумала оживить тусклую бабушкину обитель.
В баночке на столе стоял клейстер – клей из муки.   (Мы, когда приехали,  сразу  заклеили щели в окнах полосками газет).
 Я размешала ложкой клейстер и стала приклеивать к стене над большой маминой кроватью репродукции картин. Вплотную, одна к другой. Время  пошло быстро,  и мне стало даже весело. На маминой стене образовался «филиал» Третьяковской галереи и Русского музея. 
 
 Окончательно потемнело. Я ждала бабушку. 
Наконец бабушка Наталья пришла. Да не одна,  а со своей закадычной весёлой подругой Чегунихой, проверить брагу – созрела, или нет.
Подбегаю к бабушке:
– Скорее зажигай лампу, я тебя так ждала!
Бабушка:
– Быстро говори, что натворила?
Виновато ответила:
– Стенку обклеила.
– Господи, ещё не хватало, чем ещё? Ну-ка, Нина, глянем, что Адка опять придумала!
На пороге комнаты  застыли две бабушки…
Они подошли совсем близко к стене  и долго-долго рассматривали репродукции,  восхищённо ахая.
А на следующий день в гостях у бабушки побывала вся деревня.   

Конец 1949 г.
Посёлок Глубокий Сергиевского района Куйбышевской области.


Рецензии