Лавка Парадоксов

– Это хохлома? – робко спросила женщина, прищурившись на деревянную ложку, выставленную на самом видном месте в сувенирной лавке. Ложка была… странной. Обычно яркая, золотая, с сочными ягодами и листьями, эта выглядела так, будто ее достали из печи после ядерного взрыва. Золото поблекло до грязно-серого, ягоды напоминали обугленные головешки, а листья – скелеты, прогрызенные молью.

– Конечно, – с гордостью ответил продавец, поправляя очки в роговой оправе. В его голосе звучала такая уверенность, что женщина засомневалась в собственном зрении.

– А почему она… Кхм… какая-то тусклая? – она попыталась подобрать более мягкое слово, чтобы не обидеть творца этого… шедевра.

– Это просто нестандартное решение нашего художника! – продавец расплылся в улыбке, демонстрируя безупречные, но явно вставные зубы. – Он у нас, знаете ли, авангардист. Видит мир по-своему.

Женщина кивнула, стараясь скрыть растущее недоумение. "Нестандартное решение" – это, конечно, мягко сказано. Скорее, "катастрофическое решение".

– Он хотел показать, – продолжал продавец, понизив голос до заговорщицкого шепота, – бренность бытия, увядание красоты, неизбежность энтропии. Понимаете?

Женщина не понимала. Она хотела купить красивую ложку, а не философский трактат о тщете всего сущего, замаскированный под кухонную утварь.

– И сколько стоит это… философское высказывание? – спросила она, заранее готовясь к астрономической сумме.

– Всего три тысячи рублей! – бодро ответил продавец. – Это же эксклюзив! Такую больше нигде не найдете!

"Еще бы", – подумала женщина. Она представила, как пытается есть этой ложкой суп. Наверняка, вкус у него будет как у пепла.

– А у вас есть что-нибудь… более традиционное? – она попыталась сменить тему.

– Традиционное? – продавец скривился, словно услышал ругательство. – Это для массового потребителя! А у нас тут искусство! Высокое!

Он махнул рукой в сторону полки, заставленной матрешками с лицами политиков, расписанными под гжель самоварами и магнитами с изображением медведей, играющих на балалайках.

– Вот, например, – он достал матрешку с лицом президента, на котором красовалась огромная трещина. – Это наша новая коллекция "Кризис идентичности".

Женщина почувствовала, как у нее начинает дергаться глаз.

– Спасибо, – пробормотала она, пятясь к выходу. – Я, пожалуй, посмотрю в другом месте.

– Как хотите, – пожал плечами продавец. – Но помните, искусство требует жертв! В том числе и финансовых.

Выйдя на улицу, женщина глубоко вдохнула свежий воздух. Она решила, что лучше купит обычную пластиковую ложку в ближайшем супермаркете. По крайней мере, она будет знать, что она просто ложка, а не метафора вселенского упадка. А в сувенирной лавке, она уверена, скоро появится новая коллекция – "Забытые боги", где вместо традиционных узоров будут изображены ржавые гвозди и обломки кирпичей. И, конечно же, это будет "нестандартное решение" очередного гениального, но, видимо, очень голодного художника.


Рецензии