30-летняя война СССР и Израиля. Ч. 5. Шестидневка
Итак, волнения, связанные с Суэцким инцидентом, закончились, и все стороны вновь приступили к мирному строительству.
К обеспечению счастья всего населения.
В Израиле, увы, это было сделать сложно, поскольку его население от первоначального количества в 1948 году в 600 000 человек по весьма приблизительным оценкам увеличилось более, чем втрое, за счет беженцев – евреев и христиан из арабских стран, да и из оккупированной Иорданией территории Самарии и Иудеи.
Не стоит забывать, что Иордания откромсала почти половину территории, оставив еврейскому государству узкую прибрежную полоску.
Остановка боевых действий с Израилем, отнюдь не означала, что наступил мир на веки вечные. В Израиле понимали, что враги, получившие по морде, вряд ли успокоятся. Советский Союз, разумеется, тоже относился к этим врагам.
Советское руководство, окрыленное успехом в победе над Германией, появлением подконтрольного СССР социалистического лагеря на оккупированных территориях Восточной Европы, жестким подавлением выступления в Венгрии в 1956 году против социализма, введя в Венгрию 500 – тысячный воинский контингент, посчитало возможным примерить на себя китель мирового жандарма.
Жандарма, обязанного вмешиваться в любой конфликт на планете, особенно, если при этом одной из сторон произносится слово «социализм».
Таковы были установленные СССР правила игры!
Например, аббревиатура партии БААС, на основе которой произошло декларированное Египтом и Сирией как бы объединение этих стран, разумеется, дружа против Израиля, в Объединенную арабскую республику (ОАР), звучит как Партия арабского социалистического возрождения.
Правда, случился неприятный для СССР эпизод, когда Никита Хрущев в целях угрозы США, а в основном для демонстрации крутости СССР подконтрольному населению, разместил на Кубе воинский контингент с ракетами, как бы защищая страшную кубинскую диктатуру, обозначившую стремление построить на Кубе социализм.
При этом, кубинский режим в СМИ СССР всегда называли, и до сих пор называют Островом свободы.
Неприятность оказалась в том, что тогдашний президент США, а дело было в 1962 году, Джордж Кеннеди попросил передать Хрущеву слова, что если хотя бы одна советская ракета упадет на США, то атомная бомбардировка СССР будет беспрецедентной!
Надо сказать, Хрущев все понял правильно.
Так что советские ракеты недолго прохлаждались на Кубе.
В Израиле у власти находились весьма трезвые люди, понимавшие, что Суэцким инцидентом дело не закончится. Война продолжится.
Стали думать, как противостоять агрессии с участием Советского Союза.
Было ясно, что вести войну по военным технологиям Второй мировой для Израиля смерти подобно.
Вести войну по методам маршала Жукова, с объединительным названием «Бабы новых нарожают», завалив врага своими трупами, было невозможно, так как негде взять кандидатов для изготовления из них трупов в таком количестве, например, как в Ржевской операции – 1 миллион 200 тысяч, или в Берлинской – 600 тысяч. А в Израиле в те годы все население, включая стариков, женщин и детей не превышало 1 миллиона 800 тысяч.
Израильские военные всегда помнили крылатые слова героя российской истории генералиссимуса Александра Суворова, якобы сказанные им после позорного бегства через Альпы с потерей всего обоза и 7 тысяч солдат, что воевать следует не числом, а уменьем. Правда, это бегство в истории российской империи было названо «Победоносным переходом Суворова через Альпы»
Так что евреям в Израиле оставалось уповать исключительно на собственную смекалку и навыки, полученные в странах исхода. Необходимо было разрабатывать не только новые системы оружия, но и технологии их применения.
Как мы увидим далее, эти задачи успешно решались уже в то время, в 60-х годах прошлого века, и решаются сегодня.
Войсковые операции армии обороны Израиля – ЦАХАЛа - во всех войнах свидетельствуют об этом.
Одним из признанных необходимыми технических решений для обеспечения обороны Израиля от внешней агрессии стало создание атомной бомбы.
Некоторый опыт в этом важном деле уже имелся.
В Димоне, на юге Израиля, в середине 60-х годов прошлого века был создан ядерный центр.
Кремлю уже в 1966 году по сообщениям разведки стало известно о существовании ядерного центра в Димоне, что Израиль построил ядерный реактор.
В одном из рассекреченных аналитических документов КГБ говорилось о том, что
конвенциональные разведслужбы снабдили СССР точными данными относительно объекта в Димоне.
Нет сомнений, что СССР передал Египту информацию об израильском реакторе, как будущему исполнителю, по мнению советского руководства, операции по уничтожению израильского ядерного центра, наличие которого Москва посчитала совершенно "излишним".
По словам Олега Гриневского, бывшего руководителя ближневосточного отдела МИД СССР, одной из причин подготовки Египта к войне было стремление нанести удар по Израилю прежде, чем эта страна сможет применить ядерное оружие.
Так что, в военных планах Египта, Димона значилась в качестве одной из главных целей.
Ситуация усиленно нагнеталась.
В начале мая 1967 г. два египетских истребителя совершили разведывательный полет над Димоной.
К удивлению Насера, самолеты вернулись на базу целыми и невредимыми - несмотря на то, что реактор охраняли американские ракетные батареи "Хок".
Министр обороны Египта маршал Амар дал приказ атаковать Димону, заметьте, и другие важные объекты на территории Израиля.
Однако Насер приказ отменил.
Считается, что это было сделано по просьбе СССР.
При этом обычно утверждается, что советскому руководству, Брежневу, не было известно о намерениях Египта уничтожить ядерный потенциал Израиля, а было известно лишь о планах нанести неожиданный удар по стратегически важным объектам.
Считается неясным, исключительно в публичном пространстве, почему Москва в последний момент дала "отбой" Каиру, попросив египтян отменить приказ о воздушной атаке на военные объекты Израиля.
Делается предположение о возможности в руководстве СССР крупных разногласий по этому вопросу.
Это вполне естественно, поскольку, если вспомнить слова Кеннеди во время Карибского кризиса, поведение США в этом случае становилось непрогнозируемым и могло привести к Третьей мировой войне.
Вроде бы логическое развитие событий в нагнетании ситуации в мае 1967 года имеет место!
Создание Израилем ядерного центра, точнее советская наколка об этом, сообщенная Египту, должна была послужить обоснованием для развязывания войны с Израилем!
А Советский Союз как бы покуривал в сторонке.
Если, конечно, не принять во внимание один даже не факт, а фактик, речугу!
В начале 1967 года министр обороны СССР маршал Гречко, выступил с речью перед сборищем военачальников СССР и заявил, что доблестная советская армия сделает, здесь внимание!, руководству СССР подарок к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, уничтожив Израиль.
Чувствуете, не арабские армии, а советская армия, планировала уничтожить Израиль!
Понятно, что этими словами Гречко обозначил, что разработка по заданию советского руководства Генеральным штабом СССР военной операции по уничтожению Израиля завершена, планы утверждены Политбюро СССР и лично Брежневым, и все документы по подготовке к уничтожению Израиля переданы в Министерство нападения, пардон, обороны.
И то, что руководство СССР получит подарок, т.е. уничтожение Государства Израиль будет преподнесено руководству СССР как подарок, которому порадуется в первую голову Брежнев, квалифицировалось Гречко не случайно.
Он вполне понимал, о чем говорил.
Правда при этом он не упомянул, какая судьба ожидает евреев.
Можно только предполагать, если вспомнить о Холокосте!
Или вспомнить об «Освободительном походе Красной Армии» в 1940 году по землям Западной Украины, Западной Беларуси, Балтии, с безграничной властью НКВД.
Маленький штрих.
Арестованных украинцев, в количестве около 1800 человек, сопротивлявшихся аннексии их территории, которых НКВД посчитала неблагонадежными, прилепив к ним кличку «националисты», свезли во Львовскую тюрьму.
Направили туда воинское подразделение для уничтожения арестованных без суда и следствия, как это уже было отработано в Катыни.
Участники недельной расправы в воинских гимнастерках получили от советской власти награды на грудь и звездочки на погоны за успешное выполнение спецзадания руководства государства «рабочих и крестьян»!
Текст речи маршала Гречко, несколько приглаженный, был передан во все воинские части Советской армии. Там мягко было упомянуто, что год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции станет последним годом существования Государства Израиль.
Так что все военные Советского Союза знали уже в январе 1967 года, что предстоит решение задачи уничтожения Израиля и, как следствие, если вспомнить Освободительный поход РККА, уничтожения его населения на радость старичкам из Политбюро ЦК КПСС, продолжая незавершенное дело Гитлера.
13 мая 1967 г. Москвой была запущена в публичное пространство дезинформация о "концентрации израильских сил на границе с Сирией", которую Москва передала в Каир.
Но за два дня до этого началась подготовка к высадке десанта в Хайфе, вначале сколотив группу переводчиков с арабского из числа уже находившихся в Египте.
К концу мая в Средиземном море был сконцентрирован мощный военно-морской кулак из надводных и подводных кораблей ВМФ СССР.
Много лет спустя один из переводчиков (тогда - лейтенант) рассказывал: "Мы точно знали, что нас высадят в Хайфе или рядом с тем, чтобы мы осуществляли связь с арабами Израиля, которые, как нам сказали, "с нетерпением" нас ждут.
Сразу же после объявления войны капитан приказал мне набрать тридцать "добровольцев" из состава команды корабля.
Я должен был дать им приказ высадиться на берегу Израиля.
Примерно такие же по численности команды были набраны на всех тридцати советских кораблях, которые курсировали в Средиземном море.
В общей сложности речь шла примерно о тысяче человек.
Кроме того, в захвате Израиля должно было принять участие одно десантное судно (примерно сорок танков) и, возможно, пехотный батальон.
В нашу задачу входила высадка в порту города Хайфа.
Нам было сказано: "Высадитесь и ориентируйтесь по ситуации. Бросайте гранаты и уничтожайте врага"
Но гранаты, которые у нас были, предназначались для борьбы с подводниками, а не для боев на суше.
"Вам помогут ВВС", - пообещали нам.
Но как вообще летчики, находясь в воздухе, должны были нас опознать?
У нас не было ни переговорных устройств, ни сирен, ни сигнальных ракет - вообще ничего.
Хайфский порт довольно мал, и если бы наши ВВС действительно пришли нам на помощь, они бы стерли этот порт в порошок - вместе с нами".
Конец цитаты.
Не могу не напомнить слова В.С.Черномырдина, сказанные несколько десятилетий спустя: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда!»
С военной точки зрения захват порта Хайфы тысячью советских солдат был полной авантюрой.
Однако сам факт подобного вмешательства в арабо-израильскую войну советских вооруженных сил мог обернуться катастрофическими последствиями.
Среди высших офицеров МО ходили небезосновательные слухи о том, что Брежнев говорил по телефону с президентом Джонсоном и "они оба поняли, что через полчаса после высадки в Хайфе, весь мир будет втянут в войну".
За несколько дней до планируемой даты начала Советским Союзом военных действий, на сцену, пардон, на ковер в Москву был вызван президент Египта, которому озвучили предложение, от которого тот не смог отказаться.
Зная, как Израиль воспримет блокаду ему для судоходства в Тиранских проливах, а Израиль неоднократно заявлял, что такая блокада равносильна объявлению войны, президенту Египта объявили, что именно он должен озвучить нарушение соглашений, заключенных под эгидой ООН после Суэцкого инцидента.
Мол, не боись, дружище, мы поддержим!
Так что за «казусом белли» дело не стало!
Поэтому ни для кого не было секретом, что война скоро грянет!
И Израиль не обманул ожиданий!
Не стану описывать Шестидневную войну, начавшуюся на рассвете 6 июня 1967 года. О ней имеется множество публикаций, рассматривающих эту войну с разных позиций.
Израиль, как и надеялись израильские военные и руководство государства, расколошматил к чертовой матери силы арабской коалиции, поддержанной СССР.
Неожиданно для СССР!
В награду получил десятки тысяч тонн металлолома!
Увы, среди погибших египетских и сирийских летчиков и танкистов оказалось немало советских военнослужащих. И вина за их гибель, несомненно, ложится на руководство СССР, на ее ленинское Политбюро.
Территория Израиля была полностью освобождена от 19 - летней Иорданской оккупации.
Самое главное, что был освобожден Восточный Иерусалим, освобождена поруганная арабами, превращенная чуть ли не в отхожее место, еврейская святыня – сохранившаяся Западная стена древнего храма, называемая сегодня Стеной плача или КОтел, с ударением на букве О.
Это освобождение от оккупации положило начало определенной традиции – во всех арабо – израильских войнах, в условиях очевидной победы ЦАХАЛа, и, как следствие, приближения израильской армии к столицам напавших государств – Каира и Дамаска, в дело вступал Советский Союз, требовавший вмешательства ООН в остановку войны.
Так было и в Шестидневную войну!
10 июня Кремль передал Белому дому первую угрозу прямого вмешательства в войну против Израиля.
Угрозу передал Косыгин.
Поводом послужила атака Израиля на Голанских высотах.
Москва заговорила языком ультиматума, опасаясь неизбежного падения Дамаска, но возможно и Каира!
И к этому дню, нашлись все же трезвые головы среди высокопоставленных военных, приказ о высадке был отменен, и советские корабли, находившиеся уже в 30 милях от берегов Израиля, ушли в открытое море.
И появилась незамеченная примета Шестидневной войны.
Освобождение от иорданской оккупации Иудеи и Самарии, обязательно должно было породить в публикациях и упоминаний в средствах массовой информации слова «Иудея», напоминающего о более, чем трехтысячелетней исторической принадлежности этой области иудеям, что советским руководством было признано неприемлемым и не соответствующим советской идеологии.
И был придуман лукавый термин, эвфемизм, под названием «Западный берег реки Иордан».
Аналогом может служить обозначение Украины, если кому – то не нравится ее название , как Западная граница ДНР!
А что, тоже красиво!
Помните, откуда эта фраза?
Ну конечно, это ответ одного остроумного раввина на вопрос, зачем евреи, пардон, иудеи, делают обрезание.
Но я так и не ответил на вопрос о том, какую цель преследовали кремлевские старцы раз за разом инициировавшие войны с Израилем, эти военные авантюры, все проигранные.
И не ответил на вполне законный вопрос в чем причина поражения Египта и Сирии, читай СССР, в войнах.
Об этом, полагаю, мне придется сказать в самой последней части настоящего эссе, касающейся Ливанской войны 1982 года!
А пока что мы подошли к анализу Войн на Истощение и Судного дня, в которых СССР изрядно отметился, оставив долго незаживающую рану, пожалуй не только на Ближнем Востоке, оставив след, точнее - изрядно наследив!
Возможно, это, вместе с позорной войной в Афганистане, явилось одной из главных причин издыхания Советского Союза в 1991 году.
(Продолжение следует)
04.09.2020
Свидетельство о публикации №225102800258