Всяк Сверчок Знай Свой Шесток О Структуре и Функци

; **Всяк Сверчок Знай Свой Шесток: О Структуре и Функции в Русской Традиции**

__(Опровержение мифа о «бесклассовом» русском духе)__

**Автор:** С.О. Мошнинов (Космист)

Часто приходится слышать тезис: «Русский язык — носитель альтернативной, не толпоэлитарной модели. Потому любой институт элитарности здесь чужероден». Звучит красиво, но так ли это на самом деле? Давайте обратимся к самому языку, к народной мудрости и главному судье — **практике, которая и есть критерий истины**. И мы увидим совершенно иную картину.

Русский язык и фольклор **не отрицают, а констатируют** наличие структуры, иерархии и разных **функций** в обществе. Да, возможно, не в жёстком, кастовом индийском варианте, но в **функциональном, прагматичном** ключе.

Вспомним классику:
* **«Всяк сверчок знай свой шесток»**: Эта пословица — не о рабском подчинении, а о **понимании своей роли, своей компетенции, своего места в общей системе**. Она говорит о **порядке** и **функциональности**.
* **«Гусь свинье не товарищ»**: Грубовато, но точно отражает понимание **различий** между социальными или функциональными группами. Не обязательно вражды, но **разности** задач и уровней.
* **«Рыбак рыбака видит издалека»**: Опять же — признание **профессиональных, функциональных групп**, говорящих на одном языке и решающих схожие задачи.

Даже выражение **«из грязи в князи»** подразумевает, что существуют и «грязь», и «князи» как **разные уровни**, между которыми возможен (хоть и труден) переход.

Сам язык хранит эту структуру: есть **«голова»** (руководитель), есть **«руки»** (исполнители). Есть **«мастер»**, **«умелец»**, **«подмастерье»** — это прямая **иерархия компетентности**. Пословица **«Дело мастера боится»** — это гимн профессионализму, признание того, что **компетентность** ставит человека выше некомпетентного.

А теперь — о **практике**. Любая реально работающая структура в русской истории — от крестьянской общины и артели до армии и государства — **всегда** имела **иерархию**. Был староста, был атаман, был командир, был царь. Были те, кто **думает (Брахманы)**, и те, кто **делает (Кшатрии, Шудры)**. Почему? Потому что **практика** доказывала: без структуры, без разделения функций, без **иерархии ответственности и компетентности** — наступает хаос, поражение и гибель.

Так что же, русский дух — за рабство? Нет. Он — за **функциональный порядок**. Он может бунтовать против **несправедливой, паразитарной** элиты, которая **не выполняет свою функцию служения** (как мы обсуждали в контексте «50-летнего сброса»). Но он **не** против **естественной иерархии**, где каждый **на своём месте** и **делает своё дело** наилучшим образом.

**Заключение:**
Миф о «бесклассовости» русского языка и духа — это либо романтическая иллюзия, либо целенаправленная диверсия, призванная помешать нам строить **эффективные, структурированные** системы. Русский язык и русская практика **знают** цену порядку, функции и компетентности. Наша задача — не отрицать эту внутреннюю «сословность» (в функциональном смысле), а **строить** на её основе **здоровые, работающие структуры** — будь то семья, клан или Орден. Ибо **практика — критерий истины**.


Рецензии