Сдавая билет на титаник

               
Вокруг реформ  отечественной  системы образования и, особенно, средней школы ведутся непрекращающиеся жаркие споры.

 Апологеты перемен указывают на то, что существующие подходы к организации образовательного процесса в отечественной средней школе были сформированы в индустриальную эпоху – когда основным социальным   запросом было формирование широкой прослойки квалифицированных, готовых  к длительному однообразному труду, работников, а также  узкого круга, ответственных за всесторонний прогресс,   высококлассных специалистов.
               
Теперь – же, дескать, настала постиндустриальная эпоха – век невероятного обилия, а также небывалой доступности информации и невиданных скоростей ее распространения. Следовательно,  главное для нынешней поросли – умение быстро воспринимать ранее немыслимые потоки контента, «креативить» и эффективно коммуницировать внутри команды. Все это – так называемые «мягкие» -  не требующие глубокого освоения фундаментальных дисциплин, навыки, формирование которых является основной задачей хваленых финской и вальдорфской школ, а также  пресловутой болонской  системы высшего образования.

Наиболее ярыми апологетами скорейшего внедрения  этих зарубежных  подходов в нашей стране являлись министр образования А. А. Фурсенко, а также бывший министр экономического развития и торговли, нынешний председатель правления ПАО «Сбербанк России»  Г. О. Греф.

Впрочем, при всей кажущейся логичности,  аргументы новореформаторов отнюдь не безупречны.

То, что сегодня на нас обрушивается нарастающий вал всевозможного контента -  это бесспорно, равно как и то, что в основном это – абсолютно – ненужный, поглощающий время, шум, защита от которого в сознательном ограничении объема  потребления и в повышении качества воспринимаемой информации. Последнее возможно лишь при наличии, сформированной в результате трудоемкого изучения фундаментальных дисциплин и приобщения к мировой культуре, относительно - целостной картины мира.

Умение «креативить» - по-русски – творить опять – таки немыслимо без, формирующей общий  кругозор, существенной подготовки по фундаментальным дисциплинам и глубокого знакомства с мировой культурой.
 
Работающему над логотипом новой кофейни, дизайнеру не повредят знания истории и теории живописи – это его рабочие инструменты. Но для их эффективного использования необходимо творческое вдохновение, базой для которого могут быть широкие познания мира.

Решение нетривиальных научных задач, в частности, создание предпосылок для существенных прорывов, подчас, требует незаурядных познаний в области фундаментальных дисциплин, а также общего кругозора, наблюдательности и, самое главное, навыков аналитического мышления – умения находить причинно – следственные связи.

Задавшись вопросом: почему доярки не болеют оспой в тяжелой форме, британский врач Э. Дженнер  (1749 – 1843) открыл путь к победе над данным недугом через вакцинацию.

Применение отечественным минералогом Е. С. Федоровым (1853 – 1919), представляющей собой часть высшей алгебры, теории групп обусловило существенный прорыв в кристаллографии.
 
Создание нынешней системы банковских карт и ряда современных   средств защиты информации стало возможным благодаря использованию редкого и прежде не имевшего приложений, раздела математики – теории чисел.

Таким образом, можно видеть, что существенные успехи в развитии человечества становились возможными благодаря, наделенным хорошей подготовкой по базовым дисциплинам,  широким кругозором и критическим мышлением, специалистам.

Теперь – об эффективных коммуникациях. Даже сугубо - деловые человеческие отношения – не полностью формализуемы, ввиду чрезвычайной сложности внутреннего мира их участников. Таким образом, одним из важных условий успеха в данной области, является, требующее внимания и трудолюбия, знакомство с мировой культурой, в первую очередь, с художественной литературой.

И, наконец, примеры связи познания фундаментальных дисциплин со столь любимой нашими элитами,  квалификацией пресловутого  потребления.

Один из любимых предметов критики реформаторов - логарифмы в школьном курсе математики. Их аргументация строится на том, что в докомпьютерную эпоху знание логарифмов существенно упрощало вычисления с помощью таблиц. А в наш век компьютеров и калькуляторов подобные знания,  дескать,  утратили свою актуальность.

Но мы живем во многообразном и огромном мире. К примеру, размеры комнаты, в которой пишется этот текст, примерно, в 10 000 000 раз превышает размер ВИЧ.  Знание логарифмов позволяет говорить о том, что рассматриваемые размеры отличаются на семь порядков. 

Без знания логарифмов не ответить на вопрос: когда сумма вклада с заданной процентной ставкой достигнет известного значения?

Уже много лет на прилавках наших супермаркетов представлены пакеты молока, емкостью 950 мл. Почему 950, а не 900, или, скажем, не  1 000? Ответ лежит в области биологии и школьного курса математики, в частности, логарифмов. Закон Вебера — Фехнера гласит, что интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Чем больше интенсивность раздражителя, тем грубее наше восприятие.

 Например, мы способны ощутить разницу в весах одной и двух монет. Но, если взять два, наполненных одинаковым количеством воды  ведра, в одно из которых бросить одну монету, а в другое – две монеты, разница весов  этих ведер станет неощутимой. 

Таким образом, большинство покупателей не в состоянии на основании собственных физических ощущений различить вес упаковок, содержащих 950 и 1000 мл. молока.  Следовательно, возрастает вероятность того, что меньший пакет будет приобретен по цене большего и производитель сможет увеличивать  свою прибыль.

Идея реформирования отечественного образования – не нова, и часто являлась органичной составляющей более радикальных преобразований. В годы перестройки  на слуху были имена талантливых  учителей – новаторов: В. Ф. Шаталова (1927 – 2020), С. Н. Лысенковой (1924 - 2012) и других. Эти мастера педагогики внесли заметную лепту в созидание  лучшей в мире – отечественной системы образования.

Развал СССР и последовавшая за этим полукриминальная приватизации  породили новую – в подавляющем большинстве не отягощенную глубокими познаниями, существенными культурными запросами и высокой моралью, элиту – так называемых новых русских.

Хищнически урвав жирные куски общенародного достояния и, тем самым, обеспечив себе и нескольким последующим поколениям безбедное существование, новые хозяева жизни, как правило,  не считали получение знаний приоритетной задачей для своих отпрысков. Таким образом, в нашей стране  возник социальный запрос на необременительные образовательные услуги.

Практически повсеместно появилось множество частных образовательных учреждений, экспериментирующих с программами вальдольфской и финской школ. Работавшие там – весьма неплохие учителя нередко буквально плакали от недисциплинированности ошалевших в своей безнаказанности откровенно -  хамовитых учеников, считавших их не более, чем нанятой обслугой.

Запрос на необременительность образовательных услуг не мог не породить   заказа на новые формы проверки знаний, в числе которых, оказались популярные на Западе всевозможные  тестирования, состоящие в выборе к каждому заданию одного из нескольких ответов.

Уже летом  1992 года в главном ВУЗе нашего города – ИАТЭ, наряду с обычными вступительными  экзаменами, было опробовано тестирование. В 2001 году в некоторых субъектах РФ был проведен экспериментальный единый госэкзамен, а восьмью годами позже, данная практика стала повсеместной.

19 июня 1999 года представителями 26 европейских государств была принята болонская декларация, фактически представляющая собой общеевропейские образовательные стандарты. Тремя годами позже, на свою беду,  к данному соглашению присоединилась  Россия.
 
История со всей очевидностью показала, что предусматриваемая болонскими соглашениями,  унификация образовательных стандартов фактически  была произведена по нижней планке. Ректораты ведущих университетов мира предпринимали  значительные усилия для того, чтобы, всеми правдами – неправдами   уклонившись от участия в болонском процессе, сохранить собственные – более высокие  образовательные стандарты.

В нашей стране внедрение болонских стандартов главным образом выразилось в разделении некогда единого  высшего образования на бакалавриат и магистратуру.

Тогда же – в начале нулевых  многие патриотически настроенные представители науки и образования начали бить во все колокола, предупреждая о том, сколь катастрофическими последствиями  может  грозить необдуманное заимствование  западных образовательных  методик.

К сожалению, их голоса не были услышаны, и отечественное образование, наконец, стало таким, как на Западе - сформировался  узкий пул высококлассных учреждений (к примеру, СУНЦ МГУ и СУНЦ НГУ)  выпускникам которых суждено блистать на международных олимпиадах и быть интеллектуальной элитой, а также множество образовательных учреждений, формирующих, зацикленное на ценностях личного потребления, обладающее скромными духовными и культурными запросами, податливое большинство.

Сегодня около 35% наших соотечественников полагают, что Солнце вращается вокруг Земли, а 3 % россиян и вовсе  считают нашу планету плоской.

Подавляющее большинство молодых людей не имеют опыта чтения и осмысления сколь - либо существенных  текстов, а потому, по сути, не причастна к классической  литературе.

 Неумение длительно фокусировать внимание на каком – либо предмете делает невозможным  знакомство с живописью, скульптурой, театром, серьезным кинематографом и прочими составляющими подлинной  культуры.

Одним из опаснейших последствий реформы образования стало почти поголовное снижение уровня грамотности нынешней молодежи. Покидая стены средней школы, завтрашние активные граждане не в состоянии грамотно и, следовательно, понятно изложить собственные мысли.

Наиболее заметны подобные тенденции на факультете журналистики МГУ, куда, ввиду высокого конкурса, попадают  абитуриенты,  показавшие наилучшие результаты в ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Как и ожидалось, проверочные работы нынешних  первокурсников журфака МГУ обернулись скандалом. У преподавателей создалось впечатление, что они имеют дело с «инопланетянами», не умеющими  говорить, читать и писать на родном языке.

-«Незнаю», «гениpал» и «чеpез-чюр» —  пишут вчерашние отличники ЕГЭ, будущие журналисты.

Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 отличников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок.
 
В отдельных случаях, 3-4 ошибки превращают слова в их весьма условные обозначения. К примеру, что такое «рыца»? Рыться. Или, скажем, «поциэнт» (пациент), «удастса» (удастся), «врочи» (врачи),  «оррестовать» (арестовать). Причем,  все это - перлы студентов из сильнейших групп газетного отделения – так сказать, факультетской элиты – тех, кто, начав работу в печатных СМИ, будет подавать пример культуры письменной речи.

Между тем, массовая утрата грамотности вовсе не так безобидна и безопасна, как может показаться. Одним  из ее следствий может стать невозможность полноценных    социальных коммуникаций, что, по сути, является национальной катастрофой!

Так, в чем же причины происходящего?

Начнем  с новых  учебных пособий.
Начнем с пособия «Русский язык. Азбука 1 класс. Часть 2».
Формулировка: «Сочетание ШИ под ударением пишется с буквой И» не оставляет места для комментария...

Возьмем, также, учебник русского языка для второго класса  В. П. Канакиной          и В. Г. Горецкого.

Сразу бросается в глаза то, что фамилии авторов на обложке не разделены запятой.
Одно из правил имеет в этом учебнике  следующую формулировку: «Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом корне».
Еще одна формулировка:
«Чтобы проверить написание слова с безударным гласным звуком в корне, надо:
а) или изменить форму слова;
б) или подобрать однокоренное слово, так, чтобы безударный звук стал ударным».

Подобные формулировки слишком  длинны и откровенно- тяжеловесны для восьмилетних читателей. Если, видавшим виды, взрослым с учеными степенями приходится медленно и кропотливо пробираться через лингвистические нагромождения - к смыслу написанного, чего, в данной ситуации,   можно ожидать от  второклашек?

Не удивительно, что откровенно – безобразный стиль учебников  напрочь  отбивает у школьников охоту к изучению правил письменной речи и к  последующему чтению серьезной художественной литературы.

Не вполне понятен и сделанный авторами данного учебника выбор иллюстрирующих правила отрывков  литературных произведений. Возьмем, к примеру, отрывок из стихотворения И. Мазина:
Походили, поболтали,
Посидели, помолчали.
Оглянулись – утра нет.
Говорят: «Уже обед»…
Повстречались,
Побежали,
Погонялись за котом,
Посмеялись,
А потом,
Распрощаться не успели,
Как уже лежим в постели…
Какие поведенческие стереотипы культивирует этот отрывок и как адекватному учителю его комментировать?

Не исключено, что проблемы школьного преподавания русского языка стали одной из причин возникновения на пространстве Сети, свободного  от правил синтаксиса и пунктуации, максимально извращенного,  сокращенного и упрощенного жаргона - так называемого  «олбанского» языка.

«Аффтар жжот» - одобрение, «аццкий» - тяжелый, трудный, «бугага» - смешно, «в одни щщи» - в одиночку, «крисафчег»- молодец, «многабукаф» - слишком объемный текст, «пацталом»- очень смешно, «убей сибя!» -очень плохо. — Вот- язык Сетевого общения современной молодежи. Стоит ли говорить о том, что подобные языковые средства попросту непригодны для адекватного отражения столь сложного внутреннего мира человека. Впрочем, было бы, что отражать...

Формирование сложной  организации внутреннего мира во многом происходит через знакомство с искусством, главным образом, с серьезной художественной литературой.

Между тем, нацеленное на культивацию любви к серьезному чтению, преподавание литературы в качестве предмета школьной программы отягощено рядом серьезнейших системных проблем.

В последних двух классах средней школы на этот предмет отводится пять часов в неделю, чего явно недостаточно для тщательного изучения исторического и бытового контекстов рассматриваемых произведений, в результате чего, последние остаются во многом непонятными и отталкивающими для учеников.

По тем же причинам, параллели между актуальными для школьников и рассматриваемыми писателями социально - этическими проблемами чаще всего  остаются без должного  рассмотрения.

Наконец, нынешние уроки литературы, по большей части, представляют собой монологи учителей, а не диалоги преподавателей с учениками.

Более того, по словам нынешних первокурсников, последние три года в школе они совсем  не читали, не писали диктантов и сочинений.  Вместо этого, используя всевозможные краткие пересказы литературных произведений, усиленно
тренировались в выполнении   всевозможных тестовых заданий.

В итоге, значительная часть нынешних отечественных и западных школьников не научается грамотно писать, а также работать со сколь – либо объемными и сложными  текстами, их культурные запросы подчас не выходят за рамки необременительного tik–tok – контента. А это, в свою очередь, делает невозможным получение качественного высшего образования и уже в обозримой перспективе  грозит нашей стране и всему западному миру серьезнейшими последствиями.

По некоторым данным, уже сегодня около 35% взрослых граждан США не в состоянии решить элементарных математических задач, около 50% американцев прочли за последний год одну книгу и около 40%  не читают книг  вообще.

С первых лет нынешнего века представители некоторых высокотехнологичных западных корпораций, например, Boeing,  Airbus, Microsoft, Google и других заявляли о том, что квалификация, выращенных по лекалам пресловутой болонской системы, молодых специалистов не отвечает их требованиям. Другими словами, западная система образования, наряду с узким пулом интеллектуальной элиты, сверхмассово плодит будущих получателей всевозможных социальных пособий, не способных не только как - либо  развивать, но и хотя бы  поддерживать породившую их  цивилизацию, что, естественным образом, порождает потребность в привлечении сторонних умов.

По информации на август 2025 года, выходцы из Индии занимают ключевые посты в американских корпорациях, в частности,  в сфере искусственного интеллекта, кибербезопасности и разработке программного обеспечения.

В Индии престиж образования очень  высок. Это обусловлено тем, что  просвещение  стало одним из приоритетов индийской национальной политики, объем финансирования данной сферы составляет около 4% ВВП (что в четыре раза превышает аналогичный показатель нашей страны).

Нынешние успехи индийской системы образования восходят к,  занимавшему  в 1998 – 2004 годах пост премьер – министра,  Атал Бихари Ваджпаи (1924 – 2018). В 2000 году он провозгласил, что ни один индийский  ребенок не будет лишен права на учебу. Страна в те годы переживала экономический рост, и Ваджпаи почувствовал социальный запрос среднего класса и малоимущих индийцев.

Обязательное образование в Индии включает в себя  10 классов. В отличие  от, избалованных двадцатичасовой учебной неделей,  западных школьников, их  индийские сверстники, еженедельно проводя в классах по 48 часов, получают хорошую подготовку по фундаментальным дисциплинам, изучают несколько языков, глубоко познают религию, философию, литературу и, это, пожалуй, самое главное – научаются прилагать нешуточные усилия к достижению намеченных целей.

По окончании школы, ученики сдают серьёзные экзамены (Board Exams), результаты которых определяют возможность поступления в престижный университет.

По данным Web of Science (WoS), в мире ежегодно выходит более полумиллиона научных публикаций по техническим наукам. На первое место в мире не так давно вышел Китай, на долю которого приходится 26.9% общемирового количества  публикаций, далее следуют США -16.8%, и Индия – 6.6%. Наша страна в этом рейтинге занимает лишь 12-е место. Несмотря на бесконечные дифирамбы в адрес финской системы среднего образования, ученым из этой страны принадлежит лишь 0.5 %  мирового объема научных публикаций.

Украинский кризис со всей очевидностью продемонстрировал истинные политические устремления пресловутого коллективного запада относительно нашей Родины. В очередной раз подтвердился выстраданный тезис о том, что необходимыми условиями выживания России являются обороноспособность и экономическая самодостаточность. Первое и второе может быть обеспечено лишь упорным трудом в школьном классе, в библиотеке, в студенческой аудитории, в научной лаборатории, в поле и у станка.

Другими словами, опьяненный  бескровной победой в холодной войне, коллективный Запад бросил нашей стране вызов, парирование которого, в числе прочего,  требует возвращения, формирующих думающее,  готовое к творческому и созидательному труду, поколение,  образовательных стандартов.

При этом, речь не идет о слепом воссоздании советской образовательной системы. За прошедшее с момента развала СССР время, мир радикально изменился. Новые формы и условия труда порождают новые требования к специалистам.

Как демонстрирует индийский опыт, в современном мире наибольшей конкурентноспособностью обладают специалисты, совмещающие свободное владение новыми, прежде всего, информационными технологиями, первоклассную подготовку по фундаментальным дисциплинам, широкий кругозор и высокий уровень общей культуры.

Взращивание таких специалистов, при условии разумного ограничения учебной нагрузки, - крайне непростая задача, решение которой может потребовать нетривиальных подходов, в том числе, создания новых  образовательных технологий.

Отказ от болонской системы в пользу более высоких – отечественных образовательных стандартов, восстановление приоритетности глубокого освоения фундаментальных дисциплин вселяют надежды на сохранение культурного, научного, экономического, промышленного и оборонного потенциала нашей Родины.

Подводя некие итоги, можно отметить, что, зародившаяся на Западе после Второй Мировой Войны, идея абсолютизации прав человека породила нынешнюю – крайне противоречивую и опасную для всего мира повестку дня.

С одной стороны, данная повестка характеризовалась экономическим ростом и повышением уровня жизни, в том числе, социальной мобильности. С другой стороны, абсолютизация прав личности практически погубила институт семьи, обусловила глубочайший демографический кризис, а создание единых – сформированных по нижней планке, образовательных стандартов породило  массу, неспособных развивать и сохранять собственную цивилизацию, недоучек.

В ночь с 31 января на 1 февраля 2020 года Великобритания официально покинула ЕС. Проявившийся у английской правящей элиты, инстинкт самосохранения превозмог сверхпопулярные и внешне привлекательные глобалисткие тренды. В один ряд с брекситом вполне можно поставить отказ нашей страны от дрейфа в форватере западных  образовательных технологий. В обоих случаях,  просматривается логика самоспасения – спасения, которое обретал счастливый  пассажир, сдавая билет на Титаник.


Рецензии