Глава 24. Детство Макара

За простыми историями о самолётах, розгах и пропавшей корове скрывается начало большой тайны, которая навсегда изменила жизнь обычного деревенского мальчика и привела его на загадочную тропу.

Глава 24. Детство Макара

 И тут поведал дед Макар о детстве своём:

-Были у меня друга два верных. Петька, да Жорка. Оба длиннющие были. Только Петька худющий словно жердь, а Жорка поплотнее, повесомее. Всё на троих делили. И улов, если на рыбалку ходили. И нагоняи получали тоже на троих сразу. Родители не делили их на своих и чужих. Все были как свои. Да деревенька маленькая была. Жили как одна большая семья. Если кто в город поехал, список тому давали. Кому чего прикупить. Девки ниток да ткани заказывали. Ну а мы блёсна, да леску в основном.

Кот устроился поудобнее на печи, ожидая интересный и длинный рассказ. Нравилось ему деда Макара слушать. Голос у него приятный, магический что ли. Слушаешь, слушаешь и в полудрему проваливаешься. А воображение у кота хорошее было. Будто на фильм в кинотеатр сходил. Да иногда подмурлыкивал, будто соглашаясь с дедом Макаром. Миленка к матери на коленки забралась и уснула в тот же час. Марья Гавриловна подперла подбородок руками да глаза прикрыла. Да и вообще обстановка в избе стала дремотно-сладостной. Знаете такое ощущение летом в полдень после сытного обеда. Когда даже птички не щебечут за окном. Все замирает. Такая нега накатывает. Хорошо так. Умиротворенно. Одному рассказчику, казалось, всё ни по чем. Не властны над ним соблазны земные.

Он и продолжал дальше, пока остальные в полудрему погружались.

-Помнится, как пошли за речку на аэродром местный. Смотреть как самолёты взлетают, взобравшись на яблони. Яблоки казались такими вкусными, будто в своём саду вкуснее не едали. Но нет. Домой совсем не хотелось идти. Здесь интереснее. Можно мечтать и никто тебе слова не скажет. А дома что? Сразу мамка или батя скажут, что сидишь, мол, в облаках витаешь. Сходил бы лучше воды натаскал. Хотя с утра натаскал уже. Да кур покормил и корову на луг отвёл. Да просто не любили они, чтобы без дела сидели. А может и просто не любили. И так у каждого из нас. Что Петьку взять, что Жорку. Жорке больше всех досталось конечно. Поесть он любил, за что и получал. В семье шестеро детей было да еды не хватало. Плохо жили, скудно. Вот и сбегал с друзьями то на речку, то в лес, то на самолёты смотреть. Самолёты конечно у нас любимым развлечением было. Аэродром работал только по воскресеньям. Вот мы и ждали, как праздника. Бывало, что пилот разрешит в кабине даже посидеть. Потом полночи уснуть не можешь. Всё представляешь, как летаешь по бескрайнему небу. Важный такой. А на земле все тебя уважают, здороваются с тобой. Ты же не кто-нибудь. А лётчик!

Еще один случай был. Заигрались мы допоздна. Я на луг, а коровы уже нет. Страшно было домой воротаться да делать нечё. Пошли все втроем. И други мои верные пошли, чтоб одному не досталось.

-И че? Досталось? - спросил Андрей участливо.

-А то! - ответил дед, - Ещё как! До сих пор помню. Только мы на горизонте появились, мамка уж и веник приготовила. Берёзовый. Вот кто первый попадал под руку, тому и доставалось. Даже слушать не стала.

-А корова что? - тут уже и Митрофан проснулся.

-А что корова? В хлеву была уж. Чё ей будет-то. А мы бежали стремглав через сады да заборы соседские. Да потом чрез кусты терновые. Ветки по лицу хлещут, царапая в кровь, а мы и не замечаем. Бежали пока из сил не выбились да так в терновнике и уснули. Вернулся я домой под утро да лёг в кровать, будто всю ночь там и спал. А одежда-то вся разодрана, словно со зверем каким воевал. Да лицо все в царапках. На утро уже с отцом разговор был. Ну как разговор. У того на все один ответ был. Розги. Ты чего, Акулина?

Все головы к Акулине сразу же повернули, а та в слезах вся и говорит:

-Как так с ребятенком-то можно? Не по-человечески.

-Да ладно уж. Давно это было. Тогда по-другому и не знали как, - вздохнул дед Макар.

-Да уж. Да уж, - только и вымолвил Андрей.

-И где же теперь други твои верные? - спросил Андрей.

-Тут самое интересное и начинается, - прищурившись молвил дед Макар.


Рецензии