Узелок на память
Попал я как-то случайно в компанию постаревших комсомольцев, приятель затащил. Традиция у них такая – в день рождения Союза молодежи собираться, «как в старые добрые времена».
- Мне надо будет там отметиться, нельзя нарушать традиции, а потом поедем поговорим, у меня есть к тебе деловое предложение, - предупредил меня заранее друг детства.
Поехал с ним и не пожалел.
Бывшие мальчики и девочки сильно повзрослели, набрали вес, и в прямом, и в переносном смысле – руководили банками, холдинговыми компаниями, стали депутатами, а у кого-то были уже штаны с лампасами.
Поначалу я чувствовал там себя не в своей тарелке - некоторые косились на меня, громко перешептывались между собой: «Че он тут делает?» Но когда узнали с кем я пришел- все вопросы сразу отпали. А «после литра выпитой», неловкость исчезла напрочь.
Меня хлопали по плечу, называли своим парнем, предлагали «замутить дело», приглашали «поработать в команде», обещали свести с нужными людьми…
Я понимал, что это - пьяные разговоры, ребята расслабились, а все равно было приятно.
Правда, не давала покоя мысль, как поведут себя эти люди, когда будут «при исполнении». Останутся ли они такими же внимательными, доброжелательными, радушными или, переодевшись в воздухе, натянут на себя маску надменности и чванства, и к ним на кривой козе не подъедешь. Ведь далеко не каждый проходит испытание властью.
Помню, как в свое время я был очарован инструктором Сабир-Рахимовского райкома партии Ташкента, молодым человеком по имени Рустам – умница, обаятельный, хорошо воспитан, да еще к тому же красавец. Он рано поседел, но это седина ему очень шла.
Его прикрепили мне в помощь во время командировки и лучшего сопровождающего я, ни до того, ни после, не встречал.
Парень держал в голове производственные показатели, фамилии руководителей и ведущих специалистов всех предприятий, где мы побывали, делал очень толковые комментарии, связывая их с планами социально-экономического развития района… Такая ходячая энциклопедия – мечта любого корреспондента!
Прошло несколько лет.
Как-то наш выпускающий, который дневал и ночевал в редакции, посетовал, что вот уже который год у них в махалле в Юнус-Абадском районе столицы, не решается проблема с водой.
- Новый гостиничный комплекс, что отгрохали через дорогу, подключили к старой водопроводной сети, - объяснил коллега, - давление упало, и, чтобы принять душ, сварить обед, постирать, приходится заранее собирать по капле воду. Во время дождя ставим тазы и баки под ливневку и тем спасаемся. Но дождь же не каждый день! А кран оживает только ночью, появляется тонюсенькая струйка воды, и во всех домах по соседству сразу начинают греметь емкостями, запасаться живительной влагой.
- А в районной администрации знают об этом? – спросил я.
- Конечно! Но…- и бедолага красноречиво развел руками.
Позвонил в районный хокимият, главы администрации на месте не было, секретарь соединила меня с его первым заместителем Рустамбеком Джавдатовичем.
Когда я представился, то услышал восторженный голос:
- Я - Рустам, Вы меня помните? Как Ваши дела? Как дома? Почему не заходите? Чем могу…
Признаться, было приятно и за себя, и за него. Вырасти от инструктора райкома до первого заместителя главы администрации крупнейшего в Ташкенте района – это значит, его карьера пошла резко в гору.
Но когда после взаимных приветствий я перешел к делу, то услышал:
-Что? И по такому вопросу МНЕ звоните! Неужели нет более важных тем?!
Я пытался спасти его репутацию - просил прокомментировать ситуацию для жителей обезвоженной махалли, рассказать, что предпринимает районная власть, назвать сроки завершения работ…
В ответ собеседник бесцветным голосом сказал:
- Обращайтесь в соответствующие службы, - и… повесил трубку.
Что это было, до сих пор понять не могу. Обычно такую метаморфозу объясняют головокружением от успехов, но это никак не вязалось с тем впечатлением, которое сложилось у меня о Рустаме.
Телефон был включен на громкую связь и мой коллега, за которого я просил, слышал весь наш разговор.
Я был тогда на сто процентов уверен, что Рустам не останется равнодушным к проблемам людей. Выходит, ошибался!
Могут спросить: «Для чего ты, умник, вспомнил эту историю сейчас, спустя столько лет, почему сразу по горячим следам не написал? Побоялся?»
У меня было столько заметок, реплик, статей, фельетонов о бюрократах при власти, что упрек в трусости отпадает сам собой.
Если уж совсем как на духу, я тогда никак не мог объяснить сам себе, чем вызвана такое перевоплощение моего Рустама, думал не сегодня-завтра он позвонит, извинится. Не дождался!
А через год мы с ним вновь увиделись, правда, на расстоянии.
Я на вокзале встречал дочку, а Рустам Джавдатович, уже в ранге заместителя хокима города – делегацию спортсменов столицы, возвращавшуюся с республиканской Универсиаде из Бухары.
Нас отделяло друг от друга меньше ста метров. Я пребывал на перроне в гордом одиночестве, а заместитель мэра - в окружении свиты.
Подходить к нему у меня не было никакого желания, а вот он подослал ко мне гонца.
Борзый малый сразу начал с упрека:
- Вы почему не здороваетесь с Рустамом Джавдатовичем?!
Пришлось признаться:
-Не желаю!
- Как так? - удивился посыльный. – Что Вы себе позволяете?! Вы знаете, кто он?
- Знаю!
От такой моей «наглости» у «шестерки» глаза на лоб полезли, парень что-то пытался сказать, но от возмущения слова застряли у него в горле. Пробулькав непонятно что в мой адрес, чиновник вернулся к «хозяину» и долго шептал ему в ухо, указывая на меня.
Больше нам с большим начальником видеться не доводилось, но по информации в прессе нетрудно было отследить, какую головокружительную карьеру он сделал.
Я сознательно не упоминаю фамилию моего героя, он в республике человек известный, достаточно назвать его послужной список и многие поймут о ком речь. А тем, кому это ни о чем не говорит, им и фамилия ничего не скажет.
После заместителя хокима города Рустам поработал главой администрации Бектемирского района, председателем Национальной компании «Узбектуризм», министром по делам культуры и спорта, президентом Национального Олимпийского комитета, председателем Государственного комитета по физической культуре и спорту...
Если по-хорошему, то нам не раз следовало бы встретиться, тем для разговоров – море. Но по-хорошему дважды не получилось и тогда я завязал узелок на память, чтоб третий раз не попасть впросак.
Конечно, случайный человек давно бы спалился на такой ответственной работе. Значит, зарекомендовал он себя отлично, раз семимильными шагами двигался вверх по карьерной лестнице.
Все так, но… дважды(!)подряд наш замечательный Рустам все-таки сильно споткнулся, и для меня это был сигнал.
Скажите, с кем не бывает, кто старое помянет – тому глаз вон!
Верно! Но я, мой коллега, его дети, внуки, соседи запомнили Рустама Джавдатовича, еще в бытность его первым заместителем хокима Юнус-Абадского района, не с самой лучшей стороны.
Это значит, что все власть предержащие должны помнить и вторую часть поговорки: «А кто забудет, тому оба глаза вон!»
Мой совет – не надейтесь на секретарей, помощников и референтов, завяжите узелок на память, чтоб не подвела.
Свидетельство о публикации №225102800823