Выстраданные строки
Стихи Сергей Павлович Сухоян начал писать давно, творческий стаж поэта под стать его зрелому возрасту. Но не в пример иным неуемным авторам, печатал свои проведения он не так уж часто. Может быть, поэтому для тех, кто еще не знал Сухояна как поэта, его первый вышедший сборник «Прозрение» стал приятной неожиданностью, своего рода открытием. Ну, а для тех, кто более или менее знаком с творчеством поэта, это утверждение его искусства, литературного кредо.
Сборник читается легко, как говорится, на одном дыхании: верный признак несомненного таланта, духовного родства автора с читателем, что, безусловно, удается не каждому. Вчитываясь в строки, звучащие то нежно, как мелодия флейты, то громко и сильно, как горный поток, можно проследить за биографией художественного замысла, за тем, как жизненный опыт поэта, его впечатления преломляются и синтезируются в продукт творчества.
О чем эта книжка, сразу и не скажешь. От нее, как жаром из огня, веет мудростью, мужской верностью, нравственной силой, в то же время она восхищает молодостью чувств, трепетным восприятием жизни во всей ее полноте и многообразии. Фразы у Сухояна отточены, строки весомы, подобно налитому колосу, в них заложено глубокое музыкальное начало.
Острое ощущение цветов и красок горных пейзажей, быта простых жителей кишлаков свойственны для Сухояна не только в силу его поэтических пристрастий. Когда-то много лет назад, в живописном кишлаке Рохаты он, «молодой и наивный учитель», преподавал русский язык и литературу местным детям. Ему бесконечно дороги воспоминания о том времени, сердцем он по-прежнему тянется в полюбившийся ему Рохаты…
Он зовет, силой жизни маня,
Свеж и чист, как родник у мечети.
Как улыбки, которыми дети,
Здесь когда-то встречали меня.
Поэзия, как и всякое искусство, — это прежде всего философия. Слова сами по себе ничего не стоят, если они не выражают глубокой мысли поэта, летописца…Почти на каждом стихотворении, включенном в сборник, лежит отпечаток нашей противоречивой эпохи, когда надежда и разочарование, любовь и разлука, возвышенное и низменное шагают рядом, когда социальные и политические катаклизмы раскалывают человеческое общество на части, на противоборствующие стороны.
Вчерашний друг сегодня — враг,
Теперь у каждого — свой флаг.
Теперь у каждого — свой банк,
Теперь у каждого — свой танк!
Сергей Сухоян писал преимущественно о том, что видел и прочувствовал сам, пренебрегая вымыслом и дешевым эффектом. Ему, как и всем честным людям Земли, дорого самое заветное: мир, свобода, справедливость и правда. Вот почему, когда начинаешь читать стихотворение «Костыли», равно как и остальные, то начинаешь понимать, что они глубоко выстраданы поэтом, они частица его сердца. В них он выражает свой гражданский протест против насилия, войн, безумных жертв…
Костыли, костыли, сувениры войны,
Где вас нет на просторах родной стороны?
Где ваш стук не сжимает людские сердца?
Где та пядь, что не полита кровью бойца?
На первый взгляд может показаться, что в настроениях автора порой преобладают пессимистические настроения, безысходность. Но это вовсе не так. В безымянном стихотворении, который служит эпиграфом и прологом к сборнику, а также в ряде других, поэт обращается с призывом оглянуться на прожитые годы, не повторять ошибок прошлого, найти в себе мужество и, пока еще есть время, покаяться, прозреть.
Но есть еще время опомниться,
Прозреть и увидеть рассвет:
Душа не пустеет, а полнится.
Всей мудростью прожитых лет.
Следует отметить, что Сергей Сухоян не только оригинальный поэт, во и блестящий переводчик. Благодаря ему русский читатель может познакомиться с образцами замечательных творений Шохина Шерози. Магмума, современной поэтессы Нукры.
Ниже нам хочется привести фрагмент из стихотворения Магмума, у которого довольно занимательная предыстория… В 1918 году молодой поэт из Дарваза Магмум удостоился чести быть приглашеннымна званый пир, ежегодно устраиваемый в Бухаре эмиром Олимхоном. Рядом с правителем с открытым лицом восседала русская красавица, состоявшая при дворе в качестве личного врача эмира. Заметив, каким восхищенным взором смотрит на неё молодой поэт, некоторые высокопоставленные вельможи стали настаивать , чтобы он тут же сочинил стихи, достойные красавицы. Магмум, переборов робость, сел в сторонку и, как зафиксировано в источниках, пока гости не успели выпить чайник чая, написал стихи.
О красавица, кумир мой, дочь страны с названьем Русь,
Не стыдись меня, ты видишь, ведь тебя я не стыжусь.
Всяк следы твои целует-
С Бухары и до Москвы ….
Или стань ты мусульманкой
и прильни к моей груди,
Или способ в христианство обратить меня найди.
Стоит ли говорить, как это стихотворение, более известное под названьем «О луна земли российской..,», стало популярным в народе. Теперь оно зазвучало и по-русски.
Вновь и вновь перелистываю «Прозрение». В этой книжке запечатлен духовный облик ее автора, его думы, радости и печали, даже черты характера.
И пусть она издана крошечным тиражом, пусть не впечатляет размерами. Суть, наверное, не в этом. Зато сколько радостей и сердечной теплоты сулит читателю узнавание неординарного поэта, прикосновение к его чуткому и неравнодушному пульсу. Вот что главное.
Свидетельство о публикации №225102901037