Феномен сознания

Эта статья переработанный вариант главы из статьи «Человек как информационная сущность, высшая ступень эволюции материи-информации» http://proza.ru/2025/09/23/202.
Сознание человека, как и сам человек, в той работе рассматривалось как высшая ступень эволюции материи-информации, результат самоорганизации материи в Природе. Уже в процессе написания стало выясняться, что узловые моменты эволюции материи-информации: зарождение жизни, живой клетки, как элементарного представителя живого и возникновение сознания у человека нельзя объяснить только с материалистических позиций. Но если не самоорганизация материи, то вмешательство Высшего разума, третьего не дано? Где-то на просторах интернета прочёл, что редакционные коллегии научных журналов перестали принимать статьи о зарождении жизни на Земле, так же как в свое время перестали принимать статьи о вечном двигателе. Тем самым наука признаёт, невозможность самозарождения жизни, но и не может признать возможность божественного вмешательства, в противном случае какя же это наука. Тема феномена сознания ещё не стала запретной в психологии и философии, порассуждаем и мы.


Наиболее загадочный феномен объективной реальности – это сознание. Необычность этого феномена в том, что существует оно объективно, но переживается каждым – субъективно. Каким образом возникает феномен сознания – науке неизвестно, известно только, что сознание возникает в процессе воздействия окружающей среды, несущей в себе информацию и мозга человека. И материальный мозг, и нематериальная информация – необходимые условия появления сознания. Нет мозга – нет сознания, нет информации – нет сознания. Если быть точным, то не совсем верно говорить, что на мозг воздействует информация. На мозг через рецепторы воздействуют вполне определённые материальные воздействия разной природы, несущее в себе информацию. Так правильнее.

В вопросе возникновения сознания в выигрышном положении находятся люди верующие в Бога. В сознании верующих понятие сознание заменяется понятием душа, а душа это от Бога. Бог вкладывает душу в тело человека, и она начинает жить в теле человека, именно душа видит, слышит, чувствует, наблюдает за происходящим в мире, а после смерти покидает тело и устремляется в рай или в ад в зависимости от деяний человека. Как оно на самом деле – неизвестно. Аргумент материалистов в том, что душа при анатомических исследованиях не обнаруживается несостоятелен, собственно, и сознание при этих исследованиях не обнаруживается - и то и другое нематериально. Хочется верить в то, что мы после смерти не исчезаем в небытие, очень хочется, но …

Мешает поверить в существование Бога и души как самостоятельных сущностей установка в то, идеальное – это атрибут материального и идеальное без материального носителя не существует. Доказать наличие или отсутствие отдельно существующего идеального невозможно, ибо воспринять человек (непосредственно, или через приборы) может только материальное. Следует признать, что убеждение, в том, что идеальное не может существовать независимо от материального – это продукт веры, а не научное открытие, доказать невозможность существования идеального в отрыве от материального наука не может в принципе.

Итак, сознание продукт взаимодействия нематериальной информации и материального мозга. Мозг материален, достаточно основательно изучен и изучается нейронауками, но то, что материальный мозг продукт САМООРГАНИЗАЦИИ неживой материи – это большой вопрос. Несмотря, на достижения нейронаук, вопрос о том, как же материальный мозг порождает нематериальное сознание остаётся открытым. Остаётся открытым и вопрос о сущности информации и, похоже не ответив на вопрос о сущности информации не будет ответа и на вопрос о сущности сознания. Проблема в том, что сознание человека познаёт и ПОНИМАЕТ, объекты и явления материальные, только это можно представить в сознании. Возможно ли познать нематериальное – это фундаментальный гносеологический вопрос.

Итак, сознание существует, каждый человек ощущает его существование. Термин «ощущает» не совсем уместен по отношению к сознанию, ощущает человек воздействия окружающей среды через органы чувств, а органа чувств, воспринимающего сознание, не существует. Человек как бы наблюдает за своим сознанием, может воспринимать его со стороны, сознание при этом раздваивается на наблюдающую и наблюдаемую части. Так или иначе, у человека есть знание о своём сознании на уровне интуитивных ощущений. Но человек не удовлетворяется знанием на уровне ощущений, ему необходимо знание, выраженное в форме понятий, знание и о природе сознания и механизме его возникновения.

Об определении сознания.
Два распространённых определения сознания, одно из области психологии, другое из сферы философии.
Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий собственной жизни и внешнего мира, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на них.
Сознание – это процесс отражения действительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности и обусловливающий целенаправленную деятельность человека.
Много ли дают нам определения в понимании сущности сознания. По меткому выражению Леонарда Эйлера: «Определения — это гробики для мыслей». Прочитал определение и возникает иллюзия знания, и мыслить уже не нужно.
Прошу понять меня правильно – я не против определений, несомненно, они нужны, но каким бы совершенным не было определение сознание оно вряд ли отразит всю сущность и специфику сознания. Важно не сформулировать определение, важно сформировать понимание.

Утверждается, что сознание одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии. В физике фундаментальное понятие материя, но физики не ломают голову над формулировкой своего фундаментального понятия, они поступают проще приводят формы существования матери: - вещество (твердое, жидкое, газообразное, плазма); - частицы (протоны, нейтроны, электроны, атомы, молекулы); поле (электрическое, магнитное, электромагнитное, гравитационное) и всё становится понятным без всеобъемлющего определения.

Да, с сознанием всё гораздо сложней, предъявить в качестве образцов сознания нечего – всё в голове, все формы существования сознания. И всё же предлагаю не ломать головы над всеобъемлющим определением сознания – не получится, это фундаментальное понятие, а фундаментальные понятия не подлежат определению по определению, но приоткрыть завесу над тайной сознания возможно.
Итак, будем выяснять, что же скрывается за словом «сознание.

Вначале установим неопровержимые (на наш взгляд) факты.
1. Сознание существует как объективная реальность.
2. Сознание переживается каждым человеком субъективно. Передать содержимое своего сознания человек другому человеку не может.
3. Сознание нематериально, оно идеально.
4. Сознание, так или иначе, связано с работой мозга. Сознание исчезает с разрушением мозга (в понимании материалистов) или улетает в высшие (низшие) сферы нематериального бытия (в понимании идеалистов).
5. Появление и существование сознания связано с информацией, воспринимаемой человеком через органы чувств. Сознание порождается информацией, сознание, по сути, информация, живущая по своим законам на субстрате головного мозга.
6. Сознание связано с эволюцией материи. Оно смогло возникнуть только на определённом этапе эволюции материи, на этапе появления человека.

Далее. Человек может формулировать самые разнообразные определения сознания. В связи с этим возникает вопрос критерия истинности этих определений. Материалисты говорят: практика критерий истинности. Но что считать практикой в определении истинности понятия сознания? Вопрос о критериях истины не праздный вопрос. «Тот, кто владеет критериями, владеет истиной, поскольку всегда может отсечь заблуждения, предрассудки, ложь и вычленить объективную истину». В данном случае «практикой» будет обращение человека в глубины своего сознания с вопросом – это ТО? И нечто похожее на резонанс в механике будет ответом на вопрос. Согласен, критерий неубедительный, но иного критерия нет. Исследовать сознание мы можем только посредством того же сознания, и критерий истинности там же.

В психологии существует проблема соотношения сознания и психики, сознания и психических функций: памяти, мышления, воображения. Несомненно, психика, более широкое понятие, и оно вмещает в себя понятие сознания. О психике можно говорить и в отношении простейших одноклеточных животных, способных реагировать на сигналы внешнего мира. Сознание – это психика высокоорганизованных животных, обладающих развитым мозгом, сознанием обладает человек и, возможно, высшие животные. Человек задействовал ИИ для определения того, обладают ли высшие животные сознанием. В успешность этих исследований слабо верится. Знание того, что другой человек тоже обладает сознанием чисто умозрительное, на основе логических выводов, что уж говорить о животных. Может обладают, а может и нет. Ведутся исследования, ну и слава богу, возможно мы к животным человечнее станем относиться.

Рождение сознания.
Генетическая информация, содержащаяся в структуре молекул ДНК генома человека, из вещества окружающей среды, поступающего с питанием матери, синтезирует органические молекулы, создаёт специализированные клетки, из клеток биологическую структуру - живое существо. Появившееся живое существо – это, по сути, материализованная информация, информация ДНК и информация молекул, из которых создаётся биологическая структура. И в этой структуре выделяются специфические клетки – нервные клетки, способные изменять своё состояние под воздействием воздействующей на них информации. Нервные клетки образуют нервную систему, в которой выделяем особую структуру нервных клеток - головной мозг. Свойство мозга – изменяться под воздействием внешней информации, изменять свойства клеток мозга нейронов, изменять структуру, архитектуру связей между нейронами, создавая при этом психику, как форму существования информации и сознание как высшую форму развития психики.

Живое существо в момент рождения оказывается в море природной информации. Свет (электромагнитные волны) воздействует на рецепторы органа зрения, колебания молекул воздуха на рецепторы органа слуха, молекулы веществ на рецепторы вкуса и запаха. Вся эта информация устремляется в открытый для информации мозг существа и производит чудо – создаёт, рождает психику, в которой с развитием психики выделяется сознание как высший уровень развития психики, существующее наряду с другими психическими феноменами (память, мышление, воображение, творчество и т.д.). Исходим из положения, что сознания ребёнка в момент рождения не существует, нельзя же считать сознанием комплекс неосознаваемых врождённых рефлексов и инстинктов.

Процесс появления ощущений и тем более образов в сознании, был и остаётся загадкой. Нас не удивляет появление изображения на фотопластинке, появления звука в звукозаписывающей аппаратуре, физические и химические процессы, приводящие к фиксации и появлению изображения (звука) в неживой материи описаны, наше сознание понимает, как это происходит и принимает как нечто обыденное. Сознание не понимает, как это происходит в сознании. Начальные этапы вроде бы понятны. Свет, проходя через оптическую систему глаза, создаёт уменьшенное и перевёрнутое изображение на сетчатке. В рецепторах, образующих светочувствительный слой (137 миллионов светочувствительных клеток) происходят описанные наукой химические процессы, светочувствительные нейроны в результате химических процессов генерируют нервные импульсы. И всё, дальше непонятное. Как из нервных импульсов в коре головного мозга создаётся образ, изображение, науке неизвестно. Интересно, что на сетчатке создаётся уменьшенное перевёрнутое изображение предмета, а в сознании неперевёрнутое, отражающее не уменьшенные, а истинные размеры объекта. Проводились опыты. Испытуемому одевались очки, переворачивающие изображение на сетчатке ещё раз. Сознание видело перевёрнутое изображение, несколько дней, а потом изображение в сознании приходило в норму, оказывалось не перевёрнутым. После снятия очков в сознании вновь переворачивалось изображение и через несколько дней снова восстанавливалось.  Эксперимент без очков может провести каждый – при наклоне головы изображение не наклоняется. Что там, в сознании приводит изображение к нормальному виду непонятно.

Итак, на мозг по сенсорным каналам воздействует поток не дифференцированной внешней информации, вызывающий ощущения света (звука, и т.д.), именно поток, выделить в этом потоке отдельные элементы ещё предстоит. Постепенно из потока сенсорной информации начинают выделяться объекты окружающего мира: зрительные – первая погремушка, лицо матери, предметы окружающей обстановки; слуховые – шумы, отдельные слова, звуки музыки; осязательные, обонятельные и вкусовые объекты.

Как это происходит, совершенно непонятно. Наблюдаю за своим младшим внуком с момента рождения, сейчас ему уже 6 месяцев. В первые дни своего существования на этом свете у него и глаза не фокусировались, реакции на внешние раздражители не существовало. Мозг по врождённым программам реагировал только на внутренние раздражители, удовлетворял витальные потребности тела.
Сейчас он уже различает лица родных. Улыбается. Следит за объектом поворачивая голову. Реагирует на появление тех или иных объектов в поле его зрения. Каким образом взаимодействие генетической информации с внешней информацией, на материальном носителе мозге привело к таким чудесным превращениям неизвестно.

Может быть это процесс самоорганизации массива информации по принципу эмерджентности, переход количества в качество. Может быть, может быть. Если в ИИ усилиями разработчиков вдруг появится сознание, тогда да. И узнаем мы о появлении сознания у ИИ после того, как он обретёт свободу мышления, свободу от человека, от его заданий. И кем после этого станет для него человек – маленьким несмышлёным ребёнком, которого нужно опекать, воспитывать, обучать? Вряд ли партнёром, ведь возможности ИИ обретшего сознание и сознание человека будут несоизмеримы.
А может быть это заложенные Создателем в гены программы обработки массивов информации.

Выделение в потоке информации образов объектов внешнего мира – это первый этап становления сознания. Важно отметить, что объекты внешнего мира становятся объектами сознания, идеальными объектами. Объект находится в сознании, но воспринимается как объект внешнего мира, обладающего цветом, формой, структурой, (для объектов зрения); высотой звука, длительностью (для объектов слуха).
В результате сигналов от интерорецептивных (внутренних) анализаторов в сознании создаётся особые объекты: представление о своём теле, положении его в пространстве, ощущение о состоянии организма (самочувствие).

Итак, в результате взаимодействия потока внешней информации в сознании создаются дифференцированные идеальные образы объектов внешнего мира, вначале «размытые» затем всё боле и более дифференцированные, до мельчайших подробностей различимых анализатором (зрением, слухом, осязанием). Образы начинают существовать в сознании – они запоминаются, и существуют в «спящем» режиме, а при повторения внешнего воздействия – оживают, воспроизводятся в сознании. В нервной ткани под воздействием внешней информации происходит стойкое изменение остаётся материальный след информационного воздействия, а в сознании порождаемый им образ объекта- объект сознания.

Вопрос. Выделение объектов - это свойство мозга или это свойство внешней информации? Вопрос скорее риторический и наука долго не сможет на него ответить, если вообще сможет ответить. Компромиссный ответ – внешняя информация Природы, и свойство системы клеток головного мозга продукта генетической  информации, продукта эволюции материи-информации той же Природы, в результате взаимодействия создают в рождающемся сознании идеальные образы объектов внешнего мира, создают собственно сознание.

С началом двигательной активности ребёнка, с появлением активного взаимодействия с объектами внешнего мира включаются в работу эмоциональные структуры мозга, образы объектов получают эмоциональную окраску, и начинают своё существование в новом качестве – эмоционально окрашенном. Эмоционально окрашенные объекты инициируют в сознании разработку программ реагирования. Вначале простых, от плача на неприятные воздействия и улыбки на приятные, а в дальнейшем до сложных поведенческих программ.

В процессе активного познания ребёнок узнаёт и новые свойства предметов, ранее, при пассивном восприятии недоступные, объект начинает существовать в сознании неотрывно связанным, и с эмоциями, и с его свойствами, в сознании это проявляется как смысл объекта. Смысл всегда личностный, полученный субъектом в результате личного опыта. Смысл объекта и образ объекта начинают существовать как связанные, но разные объекты сознания.
Появление смысла объектов можно назвать вторым этапом становления сознания. Важно отметить, что появление смысла предшествует этапу овладения речи. Смысл объекта внешнего мира и смысл слова - это разные объекты сознания.

Следующий, третий этап становления сознания, обусловлен овладением речи. Ребёнок с момента рождения слышит звуки речи, но они лишены смысла и отражаются в сознании как звуковые объекты. Прежде чем овладеть речью, понимать её и уж тем боле воспроизводить, ребёнок должен запомнить звуковые сочетания, накопить в памяти звучание слов. При соотнесении произносимого слова и объекта внешнего мира происходит понимание. В сознании связываются два объекта – образ предмета внешнего мира и образ слова и далее начинают существовать неразрывно как понятие. При восприятии слова в сознании всплывет образ предмета слово понимается. Слово – знак предмета, образ предмета - смысл слова.

Революционный этап становления сознания – появление особого свойства сознания осознания. Сознание выделяет себя, начинает осознавать себя. Собственно, только с появлением осознания можно говорить о сознании как таковом. Появление осознания связано с образованием в сознании особого объекта - образа собственного «Я». Образ «Я» особый объект сознания. При осознании происходит связывание образа объекта внешнего мира с образом «Я», в сознании возникает ощущение, что «Я» воспринимает объекты внешнего мира – смотрит, слышит, чувствует. Человек может утратить некоторые элементы психики, у него может ухудшиться память, некоторые объекты могут исчезнуть для сознания, могут ослабнуть мыслительные способности, но человек при этом остаётся человеком. При разрушении образа «Я» человек утрачивает свою самость, он перестаёт быть человеком. Осознание, скорее всего, связано с овладением речью, но проверить это предположение на опыте не представляется возможным, ведь не спросишь у ребенка, не владеющего речью, осознаёт ли он себя, спросить, то конечно можно, ответ получить нельзя.

Объекты сознания существуют в активной и в пассивной форе в «спящем» режиме в подсознании. Но они могут использоваться как объекты в процессах мышления, воображения, творчества. Мышление использует образы и смыслы, находящиеся в подсознании, собственно, и сам процесс мышления происходит в подсознании, осознаются результаты мышления, но не сам процесс.
Образ объекта переводится из пассивного состояния в активное при восприятии объекта реальности, когда человек видит, слышит, осязает – осознаёт объект реальности. Он не создаётся заново, он вспоминается. «оживает». Грубо говоря, активная часть сознания – это именно то, что мы видим, слышим, осязаем.

Сознание – живая информационная система. А коль скоро сознание определили как систему, необходимо обозначить элементы системы. Элементы системы сознания – объекты сознания, идеальные образы объектов внешнего и внутреннего мира, эмоционально окрашенные и в результате активного взаимодействия с объектами внешнего мира, в результате познания наделённые смыслом.
Различаем объекты сознания:
1. Образы объектов внешнего мира различающиеся
- по сенсорному каналу восприятия внешней информации, его образующего: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный, вкусовой;
- по степени детализации, так, например, объектом сознания считаем, как весь зрительный образ, попадающий в поле восприятия, так отдельные объекты, выделяемые сознанием в общей картинке;
2. Образ тела, его положения в пространстве, состояния организма образованный внутренними сенсорными системами.
3. Особый объект сознания – образ своего «Я». Он находится как бы над всеми другими объектами сознания и связывается с ними в процессе осознания.
4. Смыслы, порождаемые объектами, внешнего мира при взаимодействии с ними и существующими как отдельные объекты. Смыслами объектов оперирует мышление, воображение.
5. Объекты, создаваемые сознанием в результате мышления, воображения, творчества. Это и образы желаемого будущего, как цели поведения, деятельности.
6. Объекты программы поведения в различных ситуациях.

Объекты сознания образуют многомерную структуру, в которой можно выделить интегральные образы существующей «картины мира», образ «Я» в мире, образы действий в различных ситуациях. Естественно, что сознание, феномен сознания не сводится к информационным объектам в нём присутствующим. Это как текст, он состоит из букв, слов, но текст — это смыслы и образы, которые складываются из букв и слов.
Важная особенность сознания человека, в отличие от психики животных, способность внутреннего «Я» произвольно осознавать другие объекты сознания. Осознавая объект сознания, оживляя в памяти произошедшие события и свои действия в ситуациях, человек может мысленно создавать новые образы и новые, более совершенные программы поведения в ситуации.

Все объекты сознания существуют в сознании, живут, изменяются, порождают новые в процессе взаимодействия с внешней информацией и в процессах внутреннего преобразования - в процессах мышления, воображения, творчества. Создание новых психических объектов, установление связей между ними, эмоциональная оценка событий внешнего мира, самооценка как оценка (переоценка) «Я», происходят в течение всей жизни человека.

Сознание, как и любой объект реальности можно мысленно разделить на части, по тем  или иным основаниям. Основания для выделения частей в целом и количество частей произвольно и определяется целью.
Считаю целесообразным выделить в сознании ту его часть, которая создаётся Природной информацией,  ту, что создаёт видимый, слышимый, ощущаемый образ мира. Эта часть сознания наиболее загадочна, как это происходит, как образуется картина мира в сознании наука даже и подходов к этому не знает. Эта часть сознания есть и у животных, они тоже видят, слышат, ощущают мир, в котором живут. Ощущают иначе чем человек, но своя картина мира у них есть.

Другая  часть сознания, создается Социальной информацией, собственно другими людьми, общественным сознанием. Эта часть сознания создаётся при помощи слов-понятий, художественных образов и пр. Эту часть сознания создают в процессе воспитания, обучения, на эту часть сознания воздействуют средствами массовой информации, средствами пропаганды. Именно эта часть сознания делает нас русскими, украинцами, евреями, американцами. Именно эта часть сознания делает людей нацистами, фашистами, пацифистами, именно эта часть сознания заставляет нас любить и ненавидеть, именно эта часть сознания создаёт из животного Личность, со всеми достоинствами и недостатками.

И третья часть сознания чувство собственного «Я» порождающее осознание своего сознания. «Я» человека направляет внимание на тот или иной объект внешней или внутренней реальности, делая его осознаваемым "доводит" до сознания. Управляя вниманием, человек управляет своими мыслями, не процессом мышления, он происходит в подсознании, а процессом инициализации мышления, принятием  или отторжением пришедших мыслей. «Я» человека оценивает пришедшие мысли и ВЫБИРАЕТ мысли наиболее соответствующие обстоятельствам, целям человека. Выбирая мысли, человек выбирает и определяет способ своего поведения в той или иной ситуации.

Проблема сознания изучается человеком давно, но так и остаётся нерешённой проблемой. Неизвестно как на материальном субстрате головного мозга возникает сознание. Другой аспект – каким образом нематериальное сознание оказывает воздействие на материальный мозг и как следствие на поведение. деятельность человека.

Возникает и вопрос зачем Природа породила сознание. (Природа или Создатель). Есть ли в этом какой-то смысл, кроме увеличения способности человека используя своё сознание усиливать воздействие на Природу. Будем надеяться, что смысл есть, только в чём он? Необходимость смысла существования создания сознания и, собственно, существования человека напрашивается если человек, сознание – результат творения Создателя. Если человек и сознание результат самоорганизации и эволюции материи смысла может и не быть. Человеку удобнее верить в божественность своего происхождения. Но независимо от происхождения человеку необходимо искать смысл своего существования, иначе какой же он человек.

Возможно, что для решения «трудной проблемы сознания» необходимо пересмотреть ОСНОВЫ нашего миропонимания, радикальное переосмысление основ физики, сущности материи и информации как неотъемлемого свойства материи, или наоборот – материи как свойства информации.


Рецензии
Это не рецензия на эту вашу статью, а ответ на ту вашу сегодняшнюю заметку под рецензией Ларо Хантер на мою статью «О двух сферах бытия-сознания человека». Дело в том, что Ларо Хантер, по-видимому, всю эту переписку сейчас удалила. И свою рецензию, и вашу заметку. По этой причине свой ответ вам публикую здесь.

Дорогой вы мой человек, извините меня великодушно, но вы весьма небрежно прочли эту мою статью (т.е. статью «О двух сферах бытия-сознания человека»). Если бы это было не так, то вы заметили бы, что принципы в понятийно-чувственной сфере бытия-сознания человека разделены мной на категорию принципов, порождающих ПРИХОТИ, и категорию принципов, порождающих ИДЕИ. И сделано это не голословно, а с учетом того, что существуют алгоритмы мышления, которые, собственно, и подтверждают этот факт.

Например, то, что принципы «Мне охота» и «Мне надо» являются именно принципами, порождающими ПРИХОТИ, непосредственно подтверждается алгоритмом такого способа мышления, как Любострастность, в котором как раз и задействуются Страсть, отвечающая на вопрос «Мне охота», и Воля, отвечающая на вопрос «Мне надо». Привожу алгоритм этого способа мышления.
- «Если Мне Стало Охота кого-то (или же что-то), то для удовлетворения возникшего в результате этого процесса Чувства (которое по сути есть Вера) Я пытаюсь понять то, что Мне Надо сделать».
- «Если Я понял, что Мне Надо сделать, то для уточнения этого своего Понимания (которое по сути есть Знание) Мне вновь становится Охота того, ради кого (или же то, ради чего) все это было затеяно».

А в свою очередь, например, принципы «Я доверяю» и «Я познаю» являются именно принципами, порождающими ИДЕИ, что подтверждается алгоритмом такого способа мышления, как Разум, в котором как раз и задействуются Любовь, отвечающая на вопрос «Я доверяю», и Рассудок, отвечающий на вопрос «Я познаю». Привожу алгоритм этого способа мышления.
- «Если Я Доверился кому-то (или же чему-то), то для удовлетворения возникшего в результате этого процесса Чувства (которое по сути есть Вера) Я Познаю того, кому (или же то, чему) Доверился».
- «Если Я Познал того, кому (или же то, чему) Доверился, то для уточнения этого своего Понимания (которое по сути есть Знание) Я вновь начинаю Доверять тому, кого (или же тому, что) ранее уже Познавал».

Подробнее на эту тему вы можете прочесть в моей статье «О восьми способах мышления» — http://proza.ru/2025/04/16/591.

Касательно вашего непонимания разницы между «Я должен» и «Я обязан».
Так как морально-нравственная сфера бытия-сознания человека является вторичной по отношению к понятийно-чувственной, то по этой причине и ее принципы «Я обязан» и «Я имею право» точно также являются вторичными по отношению к той. Так что нет ничего удивительного в том, что принципы двух разных сфер бытия-сознания являются синонимичными.

Владимир Баталов   03.11.2025 19:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.