Вечные вопросы
В ряду главных вопросов, не имеющих ответа, загадочнее, чем загадка Эдипа, вопрос, заданный Н. Г. Чернышевским: «Что делать?» Правда, для самого русского мыслителя в вопросе уже заключён директивный ответ.Для него это вопрос
политического свойства - и ответ на него очевиден. В широком же философском контексте он встал перед человечеством на заре его жизни и не снят до сих пор, да и не будет снят никогда. Рядом и вслед за ним тревожит умы вопрос В. Г. Распутина: «Что с нами происходит?». Оба заданы нашими соотечественниками, что делает честь нашему национальному уму, достижения которого Запад вечно стремится унизить и отменить.
Конечно, в той или иной мере вопросы эти тревожили сознание мыслящих людей во все эпохи от античности до наших дней. Особенно остро стояли они в сознании всех религий нового времени, а также в культуре века Ренессанса, когда философия и идеология антропоцентризма буквально мучились противоречием между экзистенциальным и идеально желаемым. Человек в культуре гуманизма стал центром Вселенной. И категорией всечеловеческого мерились все предметы мира. Человек стал "мерой всех вещей".
Трансгуманизм, перехвативший эстафетную палочку антропоцентризма, есть продолжение этой философии. Теперь он дошёл до точки отрицания естественности человеческого существования и стал проблемой проблем. Быть или не быть Человеку естественному или его заменит биоробот? Время ИИ наступило. Оно уже вышло из берегов научно-фантастических романов и философских штудий и стало реальностью. «Что делать» - стал вопросом жизни и смерти, преддверием Апокалипсиса. Виновато во всём новое время научных достижений, перешедших разумные пределы, говорят одни. А другие напоминают, что вся история человечества от первых проблесков ума до эпохи трансгуманизма шла по этому пути. Трансгуманизм и его постпродолжение есть только вехи этой трассы. И «Что делать?», а также «Что с нами происходит?» не только не утратили своего смысла, но приобрели силу крика ужаса для одних и стали лучом призрачного света для других.
И кто знает, может быть, не всё так страшно, как нам малюют. Прогресс так же естественен, как и вся остальное в жизни.
Свидетельство о публикации №225102901095
Ольга Сокова 30.10.2025 22:20 Заявить о нарушении