Глава 2 общая ситуация в стране и кургане 80-ых ле

ГЛАВА 2
ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ И КУРГАНЕ 80-ых ЛЕТ

Я никогда не занималась политикой ни в глобальном, ни в местном масштабе, хотя имела многих друзей, знакомых, которые очень серьезно занимались политикой.

По многим источникам можно выделить следующие этапы перестройки
- 1985–1989 гг. Введение элементов рынка и самостоятельности предприятий (ускорение, экономические реформы).
 
- 1989–1999 гг. Однако эти реформы привели к негативным последствиям, таким как легализация теневой экономики и сокращение производства. Это было результатом как объективных, так и субъективных обстоятельств.

Это начальный этап, ориентированный на экономическое ускорение, но приведший к увеличению материальных затрат усугубило это еще и авария на Чернобыльской АЭС. 

- 1989–1991 гг. (окончание и распад СССР):

Резкое ухудшение социально-экономической и политической ситуации. В этот период усилились сепаратистские настроения в республиках, что в итоге привело к распаду СССР в 1991 году.
 
 В середине 1980-х гг. в СССР сложилась такая обстановка, при которой любые изменения были возможны только при инициативе сверху. Однозначно, данная инициатива была проявлена. Перестройку, начатую в апреле 1985 г. в СССР, нельзя считать случайной, придуманной или навязанной. Необходимость реформ была объективна, вызревала постепенно и была обусловлена рядом факторов.

В чем же состояли причины падения темпов роста в промышленности и сельском хозяйстве? Главным недостатком советской экономики была низкая восприимчивость к научно-техническому прогрессу. Особенно сильно отставание во внедрении достижений научно-технической революции было заметно в области электроники и информатики.

К 80-м гг. сложилась уравнительная система оплаты труда рабочих и ИТР. Если в 40-е гг. заработная плата инженера была более чем в два раза выше зарплаты рабочего, то к середине 80-х гг. заработная плата рабочего стала практически равной.

Зарплата работников народного образования и здравоохранения была еще ниже. Если в 1940 г. средняя заработная плата в народном образовании составляла 97 % от средней по промышленности, то в 1960 г. - уже 79 %, а в 1985 г. - 63 %. Зарплаты работников здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения составляли соответственно в 1940 г. - 75 %, в 1960 г. - 64 % и в 1985 г. -63 % от средней по промышленности. Молодой ученый, начинающий свою карьеру в высшем учебном заведении, материально обеспечивался хуже, чем рабочий со стажем 2-3 года после окончания ПТУ. Начальная заработная плата ассистента в вузе была равна всего лишь 105 рублям. Поэтому основная масса молодых специалистов была обречена на сравнительно низкую оплату труда, а их служебное продвижение наталкивалось на заполненность штатов руководящих работников во всех отраслях лицами старших возрастов, чей производственный стаж должен был заменять наличие соответствующего высшего или среднего специального образования. Затруднение продвижения по службе молодых, прогрессивных руководителей с высшим образованием также способствовало стагнации производства. Знания и умения, приобретенные в вузах, оставались невостребованными. Отсюда - девальвация высшего образования в СССР и низкие показатели внедрения достижений НТР на производстве

Многие инженерно-технические работники высокой квалификации, преподаватели, медики, осваивали другие профессии, где заработки были выше или становились «челноками», мелкими торговцами.


Так в те годы мой двоюродный брат Хлызов Андрей будучи перспективным реаниматологом в детской больнице Красного креста, таксовал часто после ночных дежурств, что не очень хорошо отражалось на его здоровье, да и на работе также.

Известная артистка Светлана Светличная оставшись без ролей вследствие упадка советского кинематографа, мыла полы в подъезде.

Некоторые предприимчивые молодые люди, не видя для себя продвижения на государственной службе или в производственной сфере, уходили «в тень», создавали подпольные предприятия. Формировался определенный слой «теневиков», тесно связанный с криминальным капиталом. «Теневая» экономика в СССР, по оценкам экспертов, составляла 20 % от официальной экономики.

Уже в начале 80-х гг. появляются частнопрактикующие врачи, адвокаты, педагоги-репетиторы. Таким способом лица интеллигентских профессий, основным местом работы которых была государственная служба, подрабатывали дополнительно.

К началу 80-х гг. СССР начал терять сильные позиции в количественных показателях, в том числе по продовольствию. В 1980 г. убыток сельскохозяйственных предприятий составил 509 млн руб. Во многом это объяснялось низкой эффективностью индустриализированного сельского хозяйства и низким уровнем организации труда на селе. Советский Союз был вынужден ввозить растущее количество продовольствия. В 1976-1980 гг. импорт составлял 9,9 % от уровня сельскохозяйственного производства страны, в 1980 г. - 18,1 %, в 1981 г. - 28,4 %. http://proza.ru/2019/07/18/240

Именно тогда национальный доход государства все больше стал зависеть от мировых цен на энергоносители. Затраты на развитие нефтяной промышленности в начале 70-х гг. составляли 4,6 млрд долл. в год, в 1976-1978 гг. - более 6 млрд, а в начале 80-х - 9 млрд долл. СССР вкладывал все больше средств в нефтяной комплекс, но рост нефтедобычи шел медленнее. Кроме того, приток нефтедолларов снижался во время нефтяных кризисов 1973-1974, 1978-1979 гг. и в середине 80-х гг., когда мировые цены на нефть упали. https://carnegie.ru/2017/03/31/ru-pub-68448

Падению темпов роста способствовала изнуряющая советскую экономику гонка вооружений. А. В. Шубин в своей работе приводит данные маршала С. Ахромеева о том, что военные расходы в 1984 г. составили 61 млрд руб., или 16,5 % бюджета. https://www.google.com/search?q. По американским данным, советские расходы на оборону превысили расходы США в 1971 г. и к 1981 г. составили 250 млрд долл. при 200 млрд долл. в США [13, с. 108]. Милитаризация экономики была тяжким бременем для страны. https://su90.ru/defence.html Большие расходы СССР понес в связи с авантюрным решением ввязаться в войну в Афганистане.

Все это приводило к перекосам в производстве товаров промышленности. Если в 1928 г. доля предметов потребления (группа «Б») в общем выпуске промышленности составляла 60,5 %, то в 1940 г. в результате проведения индустриализации, в ходе которой в жертву тяжелому машиностроению была принесена легкая промышленность, ее доля сократилась до 39 %. В 1980 г. доля легкой промышленности упала до 26,2 %, в 1986 г. - до 24,7 %.

Отсюда и растущий дефицит товаров народного потребления. На рубеже 70-80-х гг. дефицитными товарами стали мебель, бытовая техника, легковые автомобили, многие предметы гардероба, современная модная обувь, классическая художественная литература. Многие товары (шампуни, жидкая тушь, кремы, духи, сгущенное молоко) вообще отсутствовали на прилавках провинциальных магазинов. Приобрести их можно было, отстояв многочасовую очередь, когда их неожиданно «выбрасывали» в ГУМе, ЦУМе и других московских магазинах. Качество отечественных товаров отставало от мировых стандартов. Некачественный отечественный товар залеживался. За импортными модными вещами, «новинками» выстраивались очереди.

Таким образом, уровень потребления в СССР был очень невысок. По уровню жизни СССР в конце 80-х гг. находился на 30-м месте в мире.
 
Я помню, как за книжным шкафом в Кургане мы записывались в очередь за месяц, и по ночам в очереди устраивали перекличку, если кто-то отсутствовал, то его вычеркивали из очереди.

Свою первую машину Москвич мы с мужем ждали три года, а ведь в очереди за ней стоял мой отец – участник ВОВ, партийный активист, ветеран труда.

Ветеран ВОВ отец мужа по льготной очереди ждал цветной телевизор год.

Что у нас и у родителей было без проблем, так это с подпиской на книги т.к. мой отец работал начальником районного узла связи.

Тогда появилась карточная система на продукты и некоторые промтовары.

С середины 80-х годов ХХ века в СССР снова были введены талоны на продукты, а затем на ряд и других товаров первой необходимости (мыло, стиральный порошок и др.). В разных городах талоны были разные. Были талоны на масло, мясо и мясные продукты, сахар, чай, макаронные и кондитерские изделия, хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, табак и алкоголь.  Талоны были введены даже в таких городах, как Ленинград и Москва, которые всегда в то время были на особом обеспечении. Талоны в начале выпускали на простой бумаге или тонком картоне, без особых средств защиты. В лучшем случае они имели серийный номер. А уже в конце 80-х, начале 90-х годов ХХ века они печатались на более качественной бумаге и даже с водяными знаками. Такие талоны для ряда городов печатались на Гознаке.

Товарный дефицит в СССР никого не удивлял: из продажи могло исчезнуть всё что угодно.


Талоны тем временем охватывали всё новые группы товаров. К мясу и колбасе добавился сахар, пропавший из-за самогоноварения, её начали активно гнать в эпоху Горбачёва, который ввёл сухой закон. И тогда появились талоны на алкоголь: в месяц на одного взрослого бутылка водки и две– вина Алкоголь покупали буквально все, даже непьющие — он был отличной валютой и платой за услуги.
Это стало последней каплей, переполнившей «блюдце» возмущения
Подробнее:
Что же происходило в это время в Кургане? В 1980-х годах Курган был важным советским промышленным центром, который в 1982 году получил Орден Трудового Красного Знамени. К этому десятилетию относится одна из крупнейших техногенных катастроф в СССР — обрушение общежития в ночь на 12 января 1983 года, в результате которого погибли люди. Концом 1980-х годов ознаменовался рост криминализации, о чем свидетельствует статистика преступлений и увеличившееся число задержанных в медицинских вытрезвителях.самое
https://ural-meridian.ru/news/112892/
Интересное, что по инерции экономика области работала отлично.
 
В Курганской области сложилась многоотраслевая экономика индустриально-аграрного типа. К 1990 г. в промышленности было занято 134,9 тыс. человек, в сельском хозяйстве – 133,5 тыс. человек.

Зауральская промышленность выпускала около 4 тысяч наименований продукции, которая шла не только на внутренний рынок, но и экспортировалась более чем в 50 стран мира. Многие предприятия являлись стратегическими для национальной обороны. В Курганской области выпускали уникальные боевые машины БМП и БТР, реактивные установки «Град», производились комплектующие для военных кораблей и ракет.

Зауралье было одним из признанных региональных центров машиностроения. Лидером военно-промышленного комплекса являлся Курганский машиностроительный завод, на котором трудились почти 24 тысячи человек. В 1980-е гг. здесь начался выпуск лучших боевых машин БМП-2 и БМП-3. Значительная часть пожарных автомобилей в Советском Союзе производилась на Варгашинском заводе ППСО. Многие из них поставлялись на экспорт в страны Европы, Азии и Африки. Завод «Дормаш» производил автогудронаторы и битумовозы, а далматовский «Старт» – молоковозы. Шадринский автоагрегатный завод обеспечивал комплектующими деталями крупнейшие машиностроительные предприятия страны – КамАЗ, ЗИЛ и ГАЗ. В 1986 г. Курганский завод колёсных тягачей начал производство специальных машин для нефтяной отрасли тюменского Севера. Курганский автобусный завод обеспечивал выпуск почти 20 тысяч автобусов в год.

Заслуженную известность получили и другие промышленные предприятия. Шадринский телефонный завод снабжал средствами связи космическую программу «Союз-Аполлон». «Корвет» изготавливал арматуру для самых современных атомоходов и ледоколов. Без Курганского завода металлических мостовых конструкций невозможно было бы представить появление Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Перестройка выдвинула в качестве главного лозунга ускорение научно-технического прогресса. В 1985 г. в Курганской области принято решение ввести обязательное компьютерное образование в средних учебных заведениях, организовать экономический всеобуч.

Чрезвычайно показательной стала очередная антиалкогольная кампания, начало которой было положено постановлением ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Ставилась конкретная цель – повысить трудовую дисциплину, снизить потребление алкоголя. В 1985-1987 гг. в Курганской области за проступки, связанные с пьянством, 655 человек были исключены из партии, к дисциплинарной ответственности привлечены более 40 тысяч нарушителей.

Принятие государством подобных карательных мер не решало экономические проблемы. На зауральских предприятиях снижались объемы производства, использовалось устаревшее оборудование, а каждый третий рабочий был занят ручным трудом. В то же время дорогостоящее и высокопроизводительное оборудование простаивало. Выходом из сложившейся ситуации посчитали предоставление предприятиям большей экономической свободы путём внедрения хозрасчетных отношений, создания советов трудовых коллективов, выборности руководителей. Например, в феврале 1987 г. на заводе «Кургансельмаш» 294 представителя трудового коллектива выбрали из семи кандидатов нового директора. Но результативность предложенных мер оказалась низкой.

В конце 1980-х гг. Курганская область прочно обосновалась в числе лидеров по производству зерна, мяса и молока на душу населения. По уровню производства молока в 1990 г. регион занимал втрое место в России. Почти половина животноводческой продукции вывозилась за пределы области. Зауральские мясные и молочные консервы шли на пополнение стратегических запасов, поставлялись в Советскую Армию, на тюменский Север и в Среднюю Азию. В 1988 г. в Зауралье производилось в расчете на одного жителя 136 кг мяса, что в два раза больше среднероссийского уровня. По этому показателю область занимала 3-е место среди регионов России. И при всем этом с 1982 г. в Курганской области существовали талоны на мясопродукты. Курганская область потребляла на душу населения только 62 кг мяса и мясопродуктов, что на 11 кг меньше чем среднем по РСФСР. На долю высококачественного мяса, которое реализовывалось в области по государственным розничным ценам, в год приходилось лишь 19-22 тыс. тонн, или менее 20 кг на душу населения. Это было вызвано тем, что вся продукция вывозилась в другие регионы и за рубеж.

Так, наши туристы вспоминали ка на Кубе увидели нищего мальчика на мостовой, который кормил свою собачку  курганской тушенкой.

В 1988 г. на конференции Курганской областной организации КПСС отмечалось, что «даже в областном центре есть перебои в снабжении свежим хлебом, молоком. Огромные очереди в поликлиниках, банях, магазинах, столовых, билетных кассах «Аэрофлота», автобусных и железнодорожных вокзалах. Попытки реформировать экономику во второй половине 1980-х гг. посредством составления многочисленных программ и планов, которые носили административно-бюрократический характер, оказались малоэффективными. Как следствие, энтузиазм первых лет перестройки сменился в обществе значительным ростом социальной напряженности.


Рецензии