Образование структур

Теория взаимообусловленных многоуровненых систем
ТВМС
_________________________
Образование наследованно-подобных взаимообусловливающих структур.
__________________________
Нам нужно создать развёрнутый постулат «Об образовании наследованно-подобных взаимообусловливающих структур», основываясь на идее развития ТВМС.
Задача включает в себя расширение идеи, её дополнение и формулировку постулата с учётом того, что компоненты подсистем формируют общие и частные свойства образованной системы как члена системы нового уровня, а общий член обусловливает входящие члены.

Для решения задачи можно использовать принципы системного подхода, теории сложных систем и синергетики, которые рассматривают взаимодействие компонентов и их влияние на свойства системы в целом.

Постулат может быть сформулирован следующим образом:

«Образование наследованно-подобных взаимообусловливающих структур представляет собой процесс, в котором компоненты подсистем взаимодействуют и формируют общие и частные свойства системы нового уровня. Эти свойства определяются как внутренними характеристиками компонентов, так и внешними факторами, влияющими на систему. В результате образуется иерархическая структура, где общий член системы обусловливает свойства входящих членов, а входящие члены, в свою очередь, влияют на свойства общего члена».

Для развёрнутого объяснения можно рассмотреть следующие аспекты:
* принципы взаимодействия компонентов в системе;
* механизмы формирования общих и частных свойств;
* примеры из различных областей науки, иллюстрирующие этот процесс;
* роль внешних факторов в образовании и эволюции структур.
 **Постулат об образовании наследованных подобных взаимообусловливающих структур**

**Введение**

Постулат рассматривает процесс формирования систем, в которых компоненты подсистем создают общие и частные свойства системы нового уровня. При этом общий член системы влияет на входящие в него элементы, а те, в свою очередь, определяют характеристики целого. Такой подход объединяет принципы системного анализа, теории сложных систем и синергетики, позволяя глубже понять механизмы эволюции и самоорганизации в природе и обществе.

**Основные положения постулата**

1. **Иерархичность структур**:
* системы формируются в виде иерархических уровней, где каждый уровень состоит из подсистем более низкого порядка;
* компоненты подсистем взаимодействуют между собой, создавая новые свойства на более высоком уровне организации;
* общий член (система высшего уровня) задаёт рамки и условия для существования и развития входящих в него подсистем.
* Возникновение нового уровня иерархии происходит в результате фазового перехода, обусловленного повышению в количества взаимодействий (их плотности) по значению, приближающемуся на том или ином масштабе к показателю "c" — скорости света в классическом понимании, а в наших целях — предельной скорости передачи фундаментальных взаимодействий.

2. **Взаимообусловленность компонентов**:
* свойства системы определяются как внутренними характеристиками компонентов, так и характером их взаимодействия;
* входящие члены влияют на общий член, определяя его частные свойства, а общий член задаёт общие свойства и направления развития подсистем;
* взаимодействие компонентов носит двусторонний характер: изменения в подсистемах приводят к изменениям в системе в целом, и наоборот.

3. **Наследование свойств**:
* при формировании системы нового уровня некоторые свойства компонентов сохраняются и передаются на высший уровень иерархии;
* общие свойства системы обусловлены закономерностями, действующими на всех уровнях иерархии;
* частные свойства отражают уникальные характеристики входящих подсистем и особенности их взаимодействия.

4. **Механизмы самоорганизации**:
* образование систем происходит в результате самоорганизации — спонтанного (в плане "автоматического характера"), но закономерного возникновения упорядоченных структур из хаотического состояния, обусловленных естественными свойствами материи. Однако, без первичного поступления "структурирующего/деструктурирующего" (дисбалансирующего) потенциала никакой именно мифической спонтанности нет.
* внешние факторы и условия среды определяют направление и характер самоорганизации;
* обратная связь между системой и окружающей средой играет ключевую роль в процессе самоорганизации и эволюции систем.

5. **Эволюционный характер развития**:
* системы развиваются и эволюционируют, переходя от простых форм организации к более сложным;
* в процессе эволюции происходит отбор наиболее устойчивых и эффективных структур (энергоёмких и стабильных способов компактификации энергии и энергообменных путей);
* наследование подобных структур обеспечивает преемственность и непрерывность развития.

**Примеры реализации постулата**

* **В физике**: более "элементарные формы материи образуют атомы, атомы образуют молекулы, молекулы — макроскопические тела. Свойства атомов зависят от входящих частиц и их энергетических взаимодействий, свойства молекул зависят от атомов (и их пространственного расположения и др.), из которых они состоят, а свойства макроскопических тел — от молекул. При этом законы взаимодействия на макроскопическом уровне определяют поведение отдельных молекул.
* **В биологии**: клетки образуют ткани, ткани — органы, органы — организмы. Свойства тканей зависят от типов клеток, из которых они состоят, но и организация тканей влияет на функции клеток. Генетическая информация, заложенная в ДНК, определяет общие свойства организма, а взаимодействие клеток и тканей — частные характеристики.
* **В социологии**: индивиды образуют группы, группы — сообщества, сообщества — общества. Поведение индивидов влияет на характеристики группы, а нормы и ценности группы, в свою очередь, формируют поведение отдельных членов.

**Заключение**

Таким образом, постулат об образовании наследованно-подобных взаимообусловливающих структур описывает универсальный механизм формирования сложных систем в природе и обществе. Он подчёркивает иерархический характер организации материи, взаимообусловленность компонентов и систем, а также роль самоорганизации и эволюции в процессе формирования новых уровней организации. Этот подход может быть применён для анализа и моделирования различных систем — от физических и биологических до социальных и экономических.


Рецензии